Повседневно люди взаимодействуют друг с другом посредством кратковременного и близкого общения, но при этом никто из них не задумывается, что каждый мимолетный диалог и пятиминутная встреча являются неотъемлемой частью развития общества. Социальные отношения — это совокупность взаимодействий между людьми, группами и государством, социальными классами, возникающих согласно роду деятельности, особенностям окружения людей, их интересов и целей. Другое название взаимодействия такого рода — общественные отношения.
Структура
Система социальных отношений включает в себя диалог между личностями и группами, их совместную деятельность, осуществляемую за счет неравномерно распределенных социальных ценностей. Благодаря неравномерному распределению образуются социальные связи, к примеру такие как: любовь, дружба, власть, экономические отношения. В зависимости от личностных качеств каждого индивидуума складываются определенные взаимодействия, из которых в дальнейшем создается близкое окружение людей.
Для нормального развития социальных отношений необходимо как минимум 2 человека, так как основной двигатель и связующее звено в общении — диалог. Отношения в социуме могут складываться как позитивные, так и негативные (социальные конфликты).
Структура социальных отношений
В структуру социальных отношений составляют 3 основных элемента:
- Субъекты связи. В данном случае речь идет о двух и более индивидах, социальных группах, или индивиде и социальной группе;
- Связующее звено. Сюда можно отнести предмет, интерес, разделяемую ценность, они выступают в качестве основы для возникновения коммуникации;
- Четко обозначенная система обязанностей или набор функций, обязательные для всех партнеров в рамках взаимодействия друг с другом.
На современном этапе существует широкий спектр социальных отношений, отдельного внимания заслуживают те, которые имеются во всех остальных отношениях и представляют собой основу. Речь идет об отношениях социальной зависимости и власти.
В качестве примера можно рассмотреть романтические отношения между двумя людьми, которые подразумевают взаимные обязательства и зависимость одного партнера от другого. Такой формат распространяется на дружбу, уважение, управление и руководство, где отношения зависимости и власти проявляются больше всего.
Негативные отношения
К связям, разрушающе воздействующим на психику человека, его чувство собственного достоинства, личность и самооценку, а также здоровье социума относят: тотальную (скрытую или явную) зависимость от человека или группы людей, фанатизм, преклонение перед лидером.
Хотя психологи отмечают, что такая зависимость может быть не только негативной, но и позитивной. К примеру, маленький ребенок полностью зависим от своих родителей, а они в свою очередь также являются зависимыми в той или иной степени от своего малыша.
Психология межличностных отношений
Вопросы для повторения
1. Какое содержание вкладываете Вы в определение категории «личность»?
Чем отличаются друг от друга понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?
3. На Ваш взгляд, является ли личностью ребенок-дошкольник, школьник?
4. Опишите вкратце смысл базовых теорий личности.
В чем их сильные и слабые стороны?
5. Какова структура потребностей личности? Как расположить структуру потребностей в зависимости от возрастания социальной значимости для человека?
6. Какими мотивами руководствуется человек в своей деятельности? Приведите примеры мотивации деятельности какой-либо личности.
Межличностные отношения представляют собой самостоятельный, сложный и интенсивно изучаемый раздел психологической науки. Категория «общение» является одной из центральных в психологии наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «деятельность», «личность», «отношения».
«Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. Наряду с общением основными видами социальной деятельности человека являются также игра, труд и учение. Для этих видов деятельности характерно специфическое межличностное общение.
Межличностное общение — это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.
За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в социальной психологии.
Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения первоначально познавательных процессов, а затем и человека в целом.
Общение — реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.
Внимание к проблеме общения усилилось еще и благодаря резкому повышению интенсивности общения в современном обществе.
Подмечено, что в крупном городе с миллионным населением человек ежедневно вступает в контакты с 600 других людей, что требует постоянного контроля над эмоциональной сферой.
Общение не является предметом только психологического исследования, в связи с этим с крайне важностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории.
При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности.
Исходя из этого принципа, под общением принято понимать реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей. При этом характер этой связи трактуется по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение принято понимать как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения. И, наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.
Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека.
В связи с этим возникает крайне важность разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений «субъект-субъект(-ы)», ᴛ.ᴇ. саму сущность общения.
Можно привести мнение известного отечественного психолога Л.В. Занкова, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отражает существующие в современной отечественной психологии представления о категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними…» Под совместной деятельностью далее подразумеваются ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели — решению конкретной задачи.
Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения.
В отечественной психологии данный подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б.Ф. Ломовым и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат — не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(-ы)».
В работах А.В. Брушлинского и В. А. Поликарпова наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.
Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.
Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста͵ социального статуса и многих других составляющих субъекта͵ а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.
Субъект межличностного воздействия многофункционален:
— изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;
— выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;
— учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия;
— организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т.д.
В том случае, если объект межличностного воздействия (реципиент) не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.
Объект межличностного воздействия, сам, будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора.
Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает самостоятельные решения. К характеристикам объекта͵ влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие личностные особенности.
Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия.
Признаки
Социальные отношения — это проявление индивидуума не как такового, во время повседневных взаимодействий личностное «я» зачастую скрывается под шаблонным, установившимся и принятом человеком поведении. Это способствует созданию определенных «ярлыков», которые часто используются обществом. Например, человек на рабочем месте с коллегами ведет себя скромно и сдержанно, не грубит и не спорит с начальством. Окружающие начинают считать его «мямлей», слабаком и трусом. В то же время рядом с близкими людьми личность данного человека полностью раскрывается, и он оказывается сильным, способным постоять за себя и родных, проявить твердость при необходимости.
Признаками социальных отношений в обществе считаются установившиеся, слаженные связи с кем-либо из окружения человека. Это могут быть переговоры на работе, встречи с компаньонами или коллегами, друзьями, семейные «посиделки». При этом даже кратковременное общение в виде стандартного «здравствуйте», сказанного знакомому, уже является признаком общественных взаимоотношений.
Человек без общественных отношений – сможет ли?
С самого рождения каждый человек окружён другими людьми. Он постоянно вступает во взаимодействие: родители, детский садик, школа, кружки и секции по интересам, затем институт и работа. На любом этапе жизни нужно вступать в определённые группы, становится частью коллектива, чтобы добиться поставленных целей или хотя бы элементарно получить образование и устроиться на работу, обеспечив себя и семью деньгами на еду, одежду. При этом не стоит забывать о душе, по известной пирамиде Маслоу, когда закрываются основные потребности, хочется больше, вплоть до признания. Поэтому без общественных отношений личность не сможет развиваться, станет изгоем. Ведь даже отшельники время от времени вступают в разговоры со случайными путниками и журналистами, радостно делясь опытом.
Общество – сложная система, где важен каждый из нас, мы все находимся в тесном взаимодействии, становясь участниками современных процессов.
Виды
Социальные отношения — это сложное понятие, включающее в себя несколько видов взаимодействий, разделенных по:
- Субъектам. В данную категорию входят: международные, массовые, моральные, индивидуальные, эстетические, социальные отношения в обществе между личностями и группами.
- Объектам. По объектам распределяются следующие виды: семейные связи (семейно-бытовые), религиозные отношения, экономические и политические взаимодействия, правовые.
- Модальности. Данный подвид напрямую связан с эмоциональным состоянием человека, к нему относятся: соперническое и партнерское отношение, конфликтность и субординация.
- Формальности. Согласно формализации, социальные связи подразделяются на: неформальные (неофициальные) и формальные (официальные). Такие отношения можно встретить среди подчиненных и их начальников, руководителей и ниже стоящих лиц.
На выбор поведения человека в тех или иных отношениях значительно влияет его физическое и психическое здоровье, а также ряд факторов: уровень образования, семья, сфера деятельности. Иногда встречается двойственность взаимоотношений, так как многие из них связаны между собой.
Разновидности общественных отношений
Общество является совокупностью связей, итогом согласованности действий. Все формы и виды взаимоотношений обладают социальным статусом. У каждого из нас есть своя роль и набор функций, придающих ему статус. Хороший пример – семья, парень и девушка становятся мужем и женой, затем у них рождаются дети, возникают новые обязанности и роли, дети вырастают и сами обзаводятся семьями, образуя разветвлённые семейные связи.
В противовес принятым ролям есть понятие девиантного поведения. Это отклонение от принятых норм морали и культуры, зачастую девианты страдают психологическими заболеваниями, не позволяющими встроиться в структуру общества, их выявляют и изолируют от других людей. Таким образом, можно наглядно увидеть, что система сама себя регулирует, избавляя себя от ненужных и опасных элементов.
На уровне общностей можно разграничить такие типы связей:
- Классовые – взаимодействия между различными социальными группами населения.
- Национальные – между различными этносами и нациями.
- Групповые – они складываются из взаимодействия различных групп населения.
- Семейные – родственные связи в рамках семьи неважно полная она или нет, и сколько содержит поколений, два или три (очень редко встречаются четыре поколения).
Социальные взаимоотношения помогают сохранять и передавать моральные и культурные ценности, обеспечивать производство новых продуктов для потребления и эстетического удовольствия. Они формируют историю и мировоззрения целых поколений.
Самые распространенные типы
Социальное общественное отношение в социуме может развиваться только благодаря полной взаимности, однако оно необязательно является взаимовыгодным для обеих сторон. К примеру, один человек желает «привязать» к себе другого посредством принуждения и навязывания ненужной совместной деятельности, а второй отталкивает первого, не нуждаясь в нем, провоцируя ссору. В социологии определяются четыре типа часто встречающихся взаимоотношений: конфликт, соперничество и сотрудничество, полная или частичная зависимость.
Разнообразие отношений
Вообще характер общественных отношений непосредственно зависит от того, о каком именно социуме идёт речь. Современный мир очень разнообразен. Буквально в течение нескольких часов полёта друг от друга может располагаться современный город, предоставляющий все блага цивилизации, и племя, которое находится на уровне разложения первобытнообщинного строя. Между этими двумя полярными точками существуют промежутки, в которых находится, фактически, весь остальной мир.
Рекомендуем: Избирательные системы. Виды.
Поэтому говорить в целом практически невозможно. Или же реально только при сильном обобщении и постоянных поправках, потому что одни и те же процессы принимают в разных обществах совершенно разный облик. В чём довольно легко убедиться, если провести исследования. Или даже проще – внимательно изучить данные, которые периодически публикуют разные тематические издания.
Зависимость
Социальная зависимость представляет собой доминирование одной из сторон отношений, ее действия и указания влекут за собой действия другой, более слабой стороны. В основном встречаются взаимозависимые связи, такие как: родители-дети, учитель-ученик, государство-соседние страны. Также социальная зависимость наблюдается в группах, состоящих из людей, занимающих низкую позицию, и лиц, имеющих более высокий статус. К примеру, подчиненные полностью зависят от своих руководителей, а в политике народ в правовом и конституционном плане зависит от правящих лиц.
Понятие социальной справедливости
Говоря о том, как именно выстраиваются взаимоотношения, нельзя не упомянуть социальную справедливость. Это во многом условное понятие, измеряющее возможности общества и отдельно взятого индивидуума, то, насколько каждый может раскрыть свой потенциал, реализовать себя, максимально полно удовлетворить имеющиеся потребности.
Исторически понятие справедливости имело непосредственное отношение к тому, как именно распределяются блага. Существует довольно много дискуссий на тему того, является ли таковым, то есть справедливым, равенство. Ведь люди сами по себе изначально не рождаются равными друг другу. И речь даже не идёт об условиях, о разных семьях с различным багажом. Неравенство обуславливается многообразием физических, интеллектуальных способностей, врождённых талантов, состоянием здоровья и прочими факторами.
С другой стороны социологи отмечают, что речь идёт о многообразии, о том, каждый сам по себе совершенно уникален. И принятие им решения делают его ещё более уникальным. Что может иногда вступать в противоречие с понятием равенства. Впрочем, на эту точку зрения существуют свои возражения. Разные жизни имеют одинаковую, равную ценность. Как и разные таланты, способности и прочее. Именно это легло в основу демократических и гуманных ценностей в современных западных странах.
Но такой подход тоже приводит к конфликтам, которые связаны с отсутствием ответа на вопрос, что именно считать приемлемым. Можно ли уважать каждый выбор? А если речь идёт о преступлении? Эти вопросы по-прежнему остаются дискуссионными. Однако многие полагают, что здесь можно добиться однозначности. В любом случае развитие идей тоже постоянно происходит.
Соперничество
Рыночные и социально-экономические отношения не могут существовать без конкуренции и соперничества, так как данные взаимосвязи являются их основой. Соперничество — это своеобразное состязание, борьба с применением всевозможных методов и средств за материальные блага, капитал, ресурсы или власть, высокое положение в обществе. Данный тип отношений образуется при условии сильных негативных чувств и эмоций (ненависть, неприязнь, зависть, страх), вызываемых конкурентом у человека (группы людей), и непреодолимом желании во что бы то ни стало быть первым, сработать на опережение.
Общественные, социальные и межличностные отношения: суть понятий
Основные категории, характеризующие специфику складывающихся взаимоотношений.
Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.
Для обозначения системы отношений используют различные понятия «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. В одних случаях они употребляются как синонимы, в других – противопоставляются друг другу.
Общественные отношения — это официальные, формально закрепленные, объективизированые, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.
Социальные отношения – это отношения между социальными группами или их членами.
Общественные и социальные отношения классифицируют по следующим основаниям:
1. С точки зрения владения и распоряжения собственностью;
2. По объему власти (отношения по вертикали и горизонтали);
3. По сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные и т.д.);
4. С позиции регламентированности (официальные, неофициальные)
Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.
Межличностные отношения включают три элемента:
1. Когнитивный элемент, предполагающий осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях;
2. Аффективный элемент, выражающий различные переживания людей по поводу взаимосвязей между ними;
3. Поведенческий компонент, реализующийся в конкретных действиях.
Межличностные отношения строятся по «вертикали» (подчиненный – руководитель, мать – сын) и «горизонтали» (сестра – брат, друзья).
Эмоциональные проявления межличностных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями.
Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирование – равенство – подчинение и зависимости – независимости.
Существует ряд категорий, которые характеризуют специфику складывающихся взаимоотношений.
Социальная дистанция – сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить адекватный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении взаимоотношений. Её нарушение приводит к дизъюнктивным межличностным отношениям, а затем и к конфликтам.
Психологическая дистанция характеризует степень близости межличностных отношений между партнерами по общению.
Межличностная совместимость – это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.
Межличностная привлекательность – это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и вызывает у него чувство симпатии. На формирование этого свойства влияют ряд факторов:
- § физическая привлекательность;
- § пространственная близость;
- § доступность в общении;
- § ожидание продолжения взаимодействия;
- § взаимность;
- § сходство;
- § взаимодополняемость;
- § эмпатия;
- § способствование достижению личностно значимых целей;
- § личностная гармония.
Эмоциональная привлекательность – способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и, особенно, – к сопереживанию с ним.
Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения.
Другие полагают, что аттракция — это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент.
Под аттракцией понимается процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.
Аттракция обусловлена внешними факторами (степенью выраженности у человека потребности в аффилиации, эмоциональным состоянием партнеров по общению, пространственной близостью места проживания или работы обшаюшихся) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к партнеру в процессе общения)
Сотрудничество
Взаимопомощь, партнерские отношения — все это является сотрудничеством. Во взаимосвязях такого рода прерогативой является достижение общей цели. Лица, которых объединяет сотрудничество, учитывают не только свои желания, но и потребности компаньонов, партнеров. У участников обычно имеются общие интересы, ценности, способствующие совместной плодотворной деятельности.
Виды и особенности межличностных отношений
Стратегия — это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач психологического воздействия, посредством использования различных психологических приемов.
В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия.
К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики).
Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия бывают речевыми (письменные и устные) и наглядными. Система аргументации предполагает, как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется).
Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта͵ а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.)
Какие отношения в управлении социумом являются наиболее предпочтительными
Для нормального функционирования управления прерогативой считаются социальные отношения людей, основанные на каким-либо воздействии на человека. В демократическом обществе на первое место выходят правовые связи, уважение личности и свобод человека, воспитание любви к родине.
Власть, подчинение, господство, зависимость, доминирование, внушение страха — все эти моменты можно увидеть в официальном, соперническом, политическом, экономическом и правовом социальном отношении в обществе, которым правят диктаторы. Такая модель социальных отношений приводит к росту напряженности в обществе, частых конфликтов и вспышкам недовольства среднего и низшего классов.
Что такое социальные отношения?
Социальные отношения — это относительно устойчивые связи, которые формируются между индивидами и социальными группами. Социальные отношения обеспечивают взаимодействие людей, обмен информацией и опытом в рамках одной социальной группы.
Взаимодействие людей друг с другом не носит случайный характер. Они выступают в качестве представителей определенных социальных групп, занимают определенное место в сложившейся иерархии. На основании этого осуществляется подбор людей для налаживания коммуникации. Социальные отношения воспроизводятся в рамках функционирования социума, являются его продуктом. Изменение социального статуса человека приводит к тому, что изменениям подвергаются и характер его отношений с другими людьми. Изменения социального характера подразумевают изменение всей системы взаимоотношений.
Важно отметить, что коммуникация между людьми осуществляется не на основании их чистых «Я», а как между индивидами, которые находятся на определенной ступени развития производственных сил и потребностей. В связи с этим их личное, индивидуальное отношение друг к другу, взаимно обусловленная коммуникация двух людей как индивидов на основе разделяемых или неразделяемых ими норм и ценностей конкретной социальной группы создало, и каждый день воспроизводит социальные отношения. В рамках взаимодействия людей не только проявляются уж сформированные социальные отношения, но и складываются новые, которые соответствую новым экономическим отношениям.
Материальные и духовные отношения
В обществознании выделяется два вида общественных отношений — материальные и духовные.
В процессе практической деятельности складываются разнообразные материальные отношения. Их возникновение не зависит от воли и желания человека. Чаще всего они связаны со сферой производства. Во время экономической деятельности люди могут:
- сотрудничать (например, создавать кооперативы);
- управлять (деятельность руководителя);
- подчиняться (труд наёмных рабочих);
- обмениваться благами и денежными средствами (оптовая закупка оборудования для реализации через торговые точки);
- присваивать произведённые блага (покупка товаров в магазине).
Рис. 1. Покупатель и продавец.
Эти примеры иллюстрируют отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Определяющую роль в сфере материального взаимодействия играет понятие собственности. Отношения собственности основываются на владении средствами производства, предметами и вещами.
В основе духовных отношений лежат ценности и ориентиры людей. Они формируются в соответствии с понятиями, заложенными в сознание человека. Познакомимся с кратким определением разновидностей данного взаимодействия.
- Моральные отношения складываются на основе нравственных представлений.
- Политические — это взаимосвязи между людьми и организациями, основанные на распределении власти.
- Правовые возникают в сфере законодательства. Они основаны на юридических правах и обязанностях.
- Религиозные отношения затрагивают взаимодействие в сфере верований и убеждений в существовании высших сил.
- Культурные характеризуют взаимодействие людей в сфере духовно-культурных ценностей.
Рис. 2. Оформление документов.
Три уровня отношений
Если подробно разбирать все тонкости взаимоотношений между людьми то, наверное, можно составить целую таблицу форм, критериев и уровней таких взаимодействий. Но в нашем анализе, где представлена несложная система, охватывающая все основные их составляющие, всего три уровня отношений, которых вполне достаточно для общего анализа.
Три основных уровня или этапа, которые описывают глубину отношений:
- Начальный этап знакомства. Обычно на первой или второй встрече (знакомства на работе и формальные пока не рассматриваем) возникает симпатия или наоборот, отталкивание и неприязнь. Часто к тому нет еще никаких поводов.
Опыт автора
Владимир Екимов
Разрабатываю промышленные системы автоматизации. Создаю сайты. Пишу статьи для сайтов, книги, люблю путешествовать. Опыт ЗОЖ более 17 лет.
Задать вопрос
Был у меня период активного поиска женщины для совместной жизни. После нескольких неудачных встреч, уже выработался внутренний механизм первоначальной оценки партнера. Когда женщина подходила к месту встречи (например в кафе), и еще не было произнесено ни одного слова, внутри возникало специфическое ощущение (симпатия, нейтральное отношение, или отталкивание (неприятие)). Соответственно, у женщины могло возникать нечто подобное.
Предполагаю, как я писал в первой главе, это взаимодействие биополей, более высших структур человеческого существа, и на физический план их резюме передаются в виде чувств и ощущений. Важно, их научиться правильно расшифровывать. Этим я занимался определенное время, пока не стало получаться перевести большинство таких «посланий» в доступный нам язык и логику.
Понятно, что если возникла симпатия, то стоит продолжить встречаться. И на этом этапе идет узнавание партнерами друг друга, особенностей характера, индивидуальных выражений и черт, мировоззрения и реакций на внешние проявления.
Возникают первые эмоциональные реакции и чувства. Хотя они могут возникнуть буквально сразу в процессе первого знакомства («любовь с первого взгляда»). В общем, это первоначальные «притирки» друг к другу, если есть потребность в долговременных отношениях.
- Уровень углубленного изучения друг друга. Можно сказать, что это этап взаимного притяжения или отталкивания. Здесь, если пройден первый уровень и возникшая симпатия не исчезла, начинается поиск новых точек соприкосновения, взаимодействия, понимание интересов другого. Люди пробуют разные варианты совместного досуга и общих интересов. Могут попытаться пожить вместе. Усиливаются эмоции и чувства. Можно образно сказать, что люди пробуют друг друга «на вкус и цвет».
Но если возникло чувство неприязни, то на этом этапе, люди будут стараться избегать друг друга или до минимума уменьшить взаимодействие (если они допустим, вместе работают).
- Уровень совместного взаимодействия. Здесь эмоции и чувства уже проявляются в полной мере. Можно сказать, «хлещут через край», особенно, если партнеры оба или даже один обладает повышенной эмоциональностью. А поскольку, эмоциональные реакции требуют подпитки, то симпатизирующие друг другу люди начинают активно сотрудничать, находят общие интересы, ставят совместные цели, помогают, быстро «притираются» друг к другу. Этот этап самый эмоциональный и активный во взаимоотношениях. Потому что встретить человека, с которым тебе было бы комфортно и хотелось бы вместе жить и действовать, конечно же, нельзя сказать, чтобы уж совсем сложно, но и не так просто, как хотелось бы.
Ну а люди, у которых была неприязнь и они никак не могут расстаться или до минимума ограничить общение, все может перейти в ненависть, чаще всего проявляющуюся виде ссор и конфликтов. Причем это очень деструктивные, часто совсем пустые, мелочные, нелогичные конфликты, разрушающие нервную систему, психику и нарушающие физиологию организма.
В целом, большинство межличностных отношений проходят в своем развитии эти три уровня. Затем возникает закономерный вопрос: «А куда дальше двигаться?» И на него есть хороший ответ: «А никуда собственно. Как говорится – «Приплыли!)» То есть дальнейшее развитие межличностных отношений проблематично. Конечно, можно и нужно искать какие-то новые формы взаимодействий, новые совместные интересы.
Или можно поддерживать эти отношения на определенном уровне, жить вместе, вести совместную деятельность (дети, бизнес, интересы), помогать и поддерживать друг друга. Затем все равно накал чувств и эмоций ослабевает и переходит в ровное горение. И вот здесь надо иметь опыт, осознанность и некую мудрость, поддерживать совместные отношения, привязанность друг к другу длительное время.
Стоит беречь свои добрые и гармоничные отношения и не стремиться вновь разжечь огонь страсти (хотя, наверное, это возможно на короткий срок). Привязанность и симпатия на долгое время (или на всю жизнь) значительно глубже и дороже быстротечной и бурной страсти. Привязанность – менее сильное, поэтому более стабильное чувство.