4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1404.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1404.
Жизнь людей, их взаимодействие друг с другом регулируют не только писаные законы, но и негласные правила поведения, общения в различных ситуациях. Совокупность таких норм, не прописанных в документах, но регулирующих поведение человека называют моралью и нравственностью. Узнаем, что это такое, и какие отличия существуют между этими понятиями. Этика – наука, изучающая моральные нормы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Сравнительная таблица
Мораль и нравственность сходства и различия
Нравственность | Мораль | |
Кто они такие? | Правила поведения признаются в отношении определенного класса человеческих действий или определенной группы или культуры. | Принципы или привычки в отношении правильного или неправильного поведения. В то время как мораль также предписывает, что нужно и чего нельзя делать. Мораль — это, в конечном счете, личный компас добра и зла. |
Откуда они? | Социальная система — Внешняя | Индивидуальный — Внутренний |
Почему мы это делаем? | Потому что общество говорит, что это правильно. | Потому что мы верим, что что-то правильно или неправильно. |
Гибкость | Нравственность зависит от других для определения. Она имеют тенденцию быть последовательной в определенном контексте. Но может варьироваться в зависимости от контекста. | Обычно соответствует, хотя может измениться, если изменятся убеждения человека. |
Сходства | Человек, строго следующий нравственным принципам, может вообще не иметь морали.Точно так же можно нарушать нравственные принципы в рамках данной системы правил, чтобы поддерживать моральную целостность. | Моральная личность, хотя, возможно, связана более высоким заветом, может следовать нравственным установкам. |
Происхождения | Русское слово, происходящее от корня «нрав» | Латинское слово «mos», означающее «обычай» |
Приемлемость | Нравственное поведение регулируется профессиональными рекомендациями в определенное время и в определенном месте. | Мораль выходит за рамки культурных норм |
Читать далее: Искусство просить прощения, или как признать свою вину
Природа ценностей
Аксиология — это философское учение, занимающееся изучением природы ценностей. Его название происходит от греческих слов axios (ценность) и logos (учение). Аксиология, как и сама философия, прошла долгий этап развития и становления в том виде, в каком она существует сейчас. В разные времена у людей представление о рассматриваемом понятии разнилось. Например, в период античной и средневековой философии ценности и бытие были отождествляемыми понятиями.
Эпохи сменялись, а вместе с ними менялась и сама философская система. Эти изменения накладывали отпечаток и на само понимание ценностей. Если в Средние века все, что происходило в жизни человека, связывали с религией, то в эпоху Возрождения во главу угла был поставлен гуманизм. Таким образом, у каждой эпохи имелась своя система ценностей.
Как видно из приведенного примера, ценности носят в себе социальный характер и формируются под воздействием конкретной исторической эпохи, деятельности людей в этот период и ранее. В различные века одно и то же понятие оценивалось по-разному. Ценности складываются зачастую под воздействием среды обитания и окружающих людей.
Подробная классификация
Первая классификация предполагает деление по признаку. В этом случае рассматривается то, что именно оценивается, а также на основании чего происходит такая оценка. Исходя из этой градации различают ценности:
- Предметные. К ним относят то, что имеет значимость для индивидуума. В качестве предметных ценностей могут рассматриваться какие-то вещи, объекты, явления.
- Субъективные. Опираясь на них, субъект оценивает то или иное явление. К субъективным ценностям относятся нормы права, установки, требования, закон.
Ценности различаются по сфере действия, распространению. По этому критерию выделяются моральные, научные и художественные их виды.
Также ценности классифицируются по количеству субъектов, для которых то или иное явление имеет значение. По этому типу они делятся на общечеловеческие, присущие всем людям, групповые и просто ценности. Групповые ценности — это те, что относятся к определенному кругу лиц. Например, религиозные свойственны людям конкретной конфессии, национальные предполагают общность по национальному признаку. Сюда же относят возрастные ценности.
Дополнительные критерии
Следующий критерий делит ценности на внешние и внутренние. В основе этой градации лежит степень их признания людьми в качестве собственных целей. Одна из главных классификаций ценностей — это их значимость для самих людей. С учетом этого критерия их подразделяют на вечные и ситуативные. Последние, как видно из самого названия, меняются под воздействием внешних факторов — смены эпох, ценностных ориентаций.
Последняя классификация берет за основу функции, которые выполняют те или иные ценности. Можно выделить, к примеру, те из них, что используются в качестве способа контроля в социуме в целом или в отдельных группах, а также ценности как способ ориентации.
Определение морали
Мораль — это социальные, культурные и религиозные убеждения или ценности человека или группы, которые говорят нам, что правильно или неправильно. Это правила и стандарты, принятые обществом или культурой, которым мы должны следовать, решая, что правильно. Некоторые моральные принципы:
- Не мошенничай
- Будь лояльным
- Потерпи
- Всегда говори правду
- Будь щедрым
Мораль относится к убеждениям, которые не являются объективно правильными, но которые считаются правильными для любой ситуации. Поэтому можно сказать, что то, что морально правильно, не может быть объективно правильным.
Нравственное сознание
Правовое регулирование — это регулирование поведения человека системой законов. Она оставляет без внимания обширную область человеческих отношений, так называемые нравственные отношения. Например, закон не предусматривает наказания за нарушение правил приличия, грубости и так далее. Она осуждается общественным или личным мнением.
Таким образом, жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и моральным принципам порядка, которые изучаются этикой — изучением морали. Мораль — это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, отражающая общепринятые нормы и оценки человеческой деятельности. Сам принцип нравственности «обязывает нас заботиться об общем благе, ибо без этой заботы личная нравственность становится эгоистичной, т.е. аморальной». Заповедь о нравственном совершенстве дается нам раз и навсегда в Слове Божьем, не для того, чтобы мы могли попугать его или разбавить своим собственным разговором, а для того, чтобы мы могли что-то сделать для реализации нравственных заповедей в той среде, в которой мы живем, т.е., другими словами, нравственный принцип должен обязательно реализовываться в общественной деятельности»[1]. Нравственная личность — это человек, который заботится об общем благе.
Моральный человек наделен отзывчивой совестью, удивительной способностью к самоконтролю. Механизм совести устраняет дихотомию личности. Давайте возьмем пример преступника в суде. Он, по моим словам. Кант, «может опустить столько, сколько ему нравится его оскорбительное поведение, о котором он помнит, как непреднамеренную ошибку, как простую небрежность, которую никогда не может быть полностью избежать, то есть, как то, в чем он был запутан течением естественной необходимости, чтобы думать, что он невиновен»; И все же он видит, что адвокат, выступая в его пользу, ни в коем случае не может заставить замолчать своего обвинителя, если он осознает, что, хотя он и совершил неправду, он был в здравом уме, то есть в здравом уме. То есть, он мог бы воспользоваться своей свободой выбора»[2].
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы морали. Таким образом, нравственность является как отдельным аспектом объективных отношений человека, его поступков, так и формой сознания. Мы говорим о моральном действии и моральных идеях, концепциях. Нравственное сознание имеет сложную структуру, элементами которой являются нравственные категории, нравственные чувства, а нравственный идеал как восприятие и концепция высшего проявления нравственности, вытекающего из социального идеала идеального мироустройства.
Важнейшим проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности по отношению к другим людям и самому себе. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, являются нравственными нормами; они формируются спонтанно и действуют как неписаные законы — все следуют им по мере необходимости. Это одновременно и мера того, что общество требует от людей, и мера вознаграждения за заслуги в виде признания или осуждения. Надлежащей мерой требования или вознаграждения является справедливость — это просто наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства мужчин перед законом.
Мораль предполагает относительную свободу воли, которая обеспечивает возможность осознанного выбора конкретной позиции, решения и ответственности за поступок. Если бы поведение человека было смертельно предопределено сверхъестественными силами, внешними условиями или врожденными инстинктами, как, например, у насекомых, то не было бы смысла говорить о моральной оценке поступков. Но и нравственности не могло быть, если бы человеческие поступки ничем не были обусловлены, если бы возобладал элемент абсолютной свободы воли, т.е. тотального произвола. Тогда не было бы никаких социальных норм, в том числе моральных.
Нравственные нормы, принципы и ценности, в конечном счете, выражают и закрепляют правила поведения, разработанные людьми в работе и в общественных отношениях. Нравственность зародилась в нравах, которые устанавливали те действия, которые на основе опыта поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, а также удовлетворяли потребности и интересы исторического прогресса. Нравственность действовала как спонтанно обобщенный и стабильный образ действий людей, как их нравственность.
Определение нравственности
Нравственность является отраслью философии, которая занимается принципами поведения человека или группы. Это работает как руководящий принцип, чтобы решить, что хорошо или плохо. Это стандарты, которые управляют жизнью человека. Нравственность также известна как моральная философия. Некоторые нравственные принципы:
- Правдивость
- Честность
- Лояльность
- Уважение
- Справедливость
- Целостность
Ключевые различия между моралью и нравственностью
Основные различия между моралью и нравственностью заключаются в следующем:
- Мораль имеет дело с тем, что является «правильным или неправильным». Нравственность имеет дело с тем, что является «добром или злом».
- Мораль — это общие ориентиры, созданные обществом. Например, мы должны говорить правду и не лгать. И наоборот, нравственность является ответом на конкретную ситуацию. Например, нравственно ли утверждать правду в конкретной ситуации?
- Термин «мораль» происходит от греческого слова «mos», которое относится к обычаям, а обычаи определяются группой лиц или неким авторитетом. С другой стороны, нравственность происходит от русского слова «нрав», которое относится к характеру, а характер является атрибутом.
- Мораль диктуется обществом, культурой или религией. А нравственность выбирается самим человеком, который управляет его жизнью.
- Мораль связана с принципами добра и зла. Наоборот, нравственность подчеркивает правильное и неправильное поведение
- Поскольку мораль оформлена и разработана группой, нет возможности думать и выбирать. Индивид может либо принять, либо отказаться. И наоборот, человек свободен думать и выбирать принципы своей жизни в нравственности.
- Мораль может варьироваться от общества к обществу и от культуры к культуре. В отличие от нравственности, которая остается неизменной независимо от культуры, религии или общества.
- Мораль не имеет никакого отношения к бизнесу. В то время как нравственность широко применяется на работе.
- Мораль выражается в форме высказываний. Но нравственность не выражается в форме высказываний.
Читать далее: Руководство по проблемам в семейных отношениях
Какие признаки отличают ханжу от нравственного человека
Демонстративное поведение
Высокие моральные нормы и строгие нравственные принципы нужны ханжам не для того, чтобы жить в соответствии с представлениями о справедливости, добре и зле. Главная их цель — показать себя в лучшем свете, подчеркнув свою исключительность и превосходство. В этом им помогает демонстративность Краснова А. Г. Фарисейство как морально‑этическое понятие. Культура. Духовность. Общество проявляемых «добродетелей».
Так, ханжи могут попрекать людей с низкой зарплатой или ожирением, говоря, что они сами виноваты в своих проблемах. При этом сами ханжи могли никогда не сталкиваться ни с нуждой, ни с лишним весом. Подобного рода заявления в духе «А вот я…» часто называют феноменом белого пальто.
Формальное восприятие постулируемых норм
С демонстративностью поведения напрямую связан формализм ханжей в отношении норм и правил. Не разбираясь в их сути, такие люди слепо следуют установленным канонам. Так, учитель‑формалист будет требовать от учеников не понять смысл параграфа, а зазубрить его, не проявить творчество и оригинальность, а выполнять конкретные до абсурда правила.
Норма для ханжи — это повод навесить на других ярлыки. При этом внутреннее содержание, скрытое за ними, его мало заботит. Например, если люди сожительствует, не заключая брак, — значит, они развратники. Ханже всё равно, что пару может всё устраивать, а некоторые незарегистрированные отношения гораздо счастливее официальных.
Двойные стандарты
У формализма ханжей есть и другая сторона. То, чего они требуют от окружающих, могут Краснова А. Г. Фарисейство как морально‑этическое понятие. Культура. Духовность. Общество считать необязательным для себя. Например, осуждая жестокость в видеоиграх и фильмах, которые якобы портят психику подростков, ханжа с удовольствием потребляет такой же контент и не видит в этом ничего плохого.
Расплывчатость и неоднозначность таких понятий, как нравственность, духовность, справедливость, честность, порядочность, создаёт благодатную почву для ханжеских инсинуаций. Это вкупе с демагогией позволяет трактовать любые события и поступки в свою пользу, говорить Краснова А. Г. Фарисейство как морально‑этическое понятие. Культура. Духовность. Общество о собственных положительных качествах, но отказывать в них другим людям.
Ханжа может осуждать девушек в «чересчур открытой» одежде на улице, но при этом любоваться откровенными фото в интернете; осуждать мат, но нецензурно выражаться, объясняя это своими причинами. Наиболее красноречиво такое поведение описывает мем «Вы не понимаете, это другое!».
Примеры поведения
- Если сын крупного политика совершил преступление. И политик использует свои полномочия, чтобы освободить сына от юридических последствий. Тогда этот поступок аморален, потому что политик пытается спасти преступника.
- Очень близкий друг или родственник интервьюера приходит на собеседование. И, не задавая ни единого вопроса, выбирает его. Этот акт не является нравственным. Потому что процесс отбора должен быть прозрачным и беспристрастным.
- Бакалейщик продает фальсифицированные продукты своим клиентам, чтобы заработать больше прибыли. Этот поступок не является ни моральным, ни нравственным. Потому что он обманывает своих клиентов и профессию одновременно.
У каждого человека есть некоторые принципы, которые помогают ему в течение всей жизни справляться с любой неблагоприятной ситуацией. Они известны как нравственные принципы. С другой стороны, мораль — не жесткие и быстрые правила. Или очень жесткие, но они являются правилами, которые большинство людей считают правильными. Вот почему люди широко их принимают. Это все для того, чтобы отличать мораль от нравственности.
Похожие записи:
Влюбленность и любовь: сходства и различия
Различия между мужчиной и женщиной: уровень чувств
Что такое уважительное отношение к человеку и в чём оно выражается?
История развития учения о морали в мировой и отечественной мысли
Нравственное сознание носит ценностный характер, то есть каждая нравственная норма и действия, совершаемые на ее основе, связаны с абсолютной системой координат — добром, благом, справедливостью — и оцениваются в соответствии с тем, насколько они близки к совершенству.
Мораль — это не просто система представлений об абсолютном благе; нравственное сознание побуждает человека стремиться к этому благу; оно говорит: «Ты должен»; нравственное сознание, таким образом, имеет обязательный момент, оно предписывает и запрещает.
Моральные санкции не имеют характера внешней силы.
Согласно библейской притче, когда грешную женщину привели ко Христу, он спросил у ее обвинителей, которые первыми бросили в нее камень, зная, что он сам без греха. Никто не осмелился сделать это. Христос, единственный нетронутый грехом, наконец-то остался наедине с женщиной. Но даже Он не исполнил наказания, предписанного обычаями, а только сказал: «И Я не осуждаю тебя; иди и не греши». Христос — носитель истинной нравственной совести, поэтому Он стремится пробудить в душе грешника чувство вины.
Система реальных наказаний и вознаграждений, или угроза наказания в дальнейшем, являются экстраморальными санкциями. Даже публичное осуждение обычно является внешним давлением на того, кто совершил аморальный поступок. Высший судья» человека — это он сам. Но только тогда внутренняя санкция, применяемая человеком к самому себе, станет выражением нравственности, когда он осудит себя с позиции абсолютной доброты и абсолютной справедливости, то есть с позиции универсального закона, который он нарушил. Но, как правило, моральное суждение в реальности редко ограничивается делом. К этому могут быть добавлены публичное осуждение или одобрение, правовые санкции, санкции церковно-религиозного характера.
Моральная совесть и поведение универсальны и безоговорочны. Нравственные заповеди должны соблюдаться всеми без исключения и безоговорочно. В нравственности нет «исполнителей» и «законодателей»; нет «подходящих» и «неуместных» ситуаций для нравственного поведения.
Моральный поступок всегда преднамеренный. Нельзя делать доброе дело случайно. Мотив поведения, а не только и не столько его внешний результат, становится объектом нравственной оценки. Конечно, это сознание отличается от рассуждений теоретика. Достаточно сказать самому себе, что я поступаю так, потому что ничего не могу с этим поделать, или потому что меня мучает совесть. Но каждый обладатель нравственной совести знает, что он делает что-то по своей воле, то есть из внутренних моральных мотивов, а не из соображений выгоды, из страха перед какой-то внешней угрозой, или из тщетного желания завоевать одобрение других людей.
В «Картине Дориана Грея», написанной О. Уайльдом, Дориан, в ужасе от портрета, волшебным образом сохраняющего свою порочную душу, решает изменить свое поведение. Но мотивы Дориана Грея не выходили за рамки желания просто выглядеть другим; он не хотел по-настоящему преображать себя. И волшебный портрет — лицо его души — не изменился. Только в особенностях портрета появилось выражение хитрости и лжи.
Свободная воля носителя нравственного сознания, его автономия по отношению к природе и социальному окружению, центральным образом выражает всю особенность нравственности. Свободная воля является результатом вышеперечисленных характеристик морали. Это подразумевает сознание поведения, умение быть высшим судьей себя, преодолевать силу привычки, обычая, общественного мнения, как «не замечая» влияния природных и социальных обстоятельств. Конечно, свобода воли не подразумевает абсолютной независимости от внешних обстоятельств. Напротив, реальный субъект нравственного сознания иногда действует, зная, что результаты его действия будут сведены к нулю неумолимой силой внешних обстоятельств, что он, скорее всего, не сможет спасти утопающего человека, что он не достаточно силен, чтобы спасти своего друга от катастрофы. Но моральный человек действует, несмотря на обстоятельства.