Одним из самых уважаемых качеств личности считается интеллект. Но признавая его ценность, люди часто не очень хорошо понимают, что это такое. «Он интеллектуал», – можно услышать об эрудированном, много знающем человеке. Однако знания вовсе не гарантируют высокого уровня интеллекта. Эрудиция, которая связана в большей степени с памятью и широтой интересов, имеет ценность, но интеллект относится совсем к другой сфере – к мышлению.
Миф первый
Ум передается по наследству, а «плохие» гены не изменить. На самом деле интеллект ребенка зависит как от генов, так и от среды, в которой он растет. Это доказали исследования интеллектуального уровня однояйцовых близнецов, которые волею случая были разделены и воспитывались в разных семьях, в разной культурной среде. Генотип у этих близнецов одинаковый, а уровень интеллекта получился разным.
Насколько ребенок одарен интеллектуально, определить трудно, особенно когда он совсем маленький, да и изменить генотип нельзя. А вот создать богатую среду для развития всех его природных способностей можно. Важность среды доказывает и такой факт: когда детей, чьи родные родители не отличались умом и способностями, усыновляли семьи, которые могли предоставить этим детям все условия для развития, интеллектуальный уровень приемышей после общения со своими новыми умными родителями значительно возрастал.
Любопытный эксперимент провели наши психологи. Они наблюдали группу шестилеток с одинаковым IQ. Часть из них осталась еще на год в детском саду, часть пошла в школу. Через год уровень интеллекта тех, кто пошел в школу, был выше уровня интеллекта «детсадовцев». Оно и неудивительно: школа предлагает более богатую среду для развития.
Мышление и интеллект: как они связаны
Мышление нуждается в информации, но само по себе оно является процессом получения новых знаний, тех, которых нет в опыте человека. Мышление занимается переработкой данных наших органов чувств и того, что хранится в памяти. Благодаря ему рождаются новые идеи, создаются новые вещи, да и сама человеческая цивилизация не что иное, как продукт мышления.
А что же такое интеллект? Любая деятельность, в том числе и мыслительная, предполагает наличие способностей. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Вот способности к мыслительной деятельности и есть интеллект.
Поэтому эрудированность, объем информации, которую мы имеем, создают условия для проявления интеллекта, ведь именно с этой информацией работает мышление. Но если уровень интеллекта низок, то никакого толка от знаний не будет. Еще древнегреческий философ Гераклит говорил, что «многознание уму не научает». Это все равно, что неспособному к изобразительной деятельности человеку дать качественный холст, дорогие кисти и краски самых разных оттенков. Лучше от этого нарисованная им картина не будет.
Миф второй
Главное – дать толчок развитию интеллекта в раннем возрасте, дальше все пойдет само собой. Неправда. В одном исследовании американские психологи отобрали маленьких детей, чьи матери имели очень низкий уровень интеллекта, и занялись их умственным развитием и подготовкой к школе. За несколько лет занятий психологам удалось значительно повысить интеллект этих крошек: у некоторых IQ стал выше на 30 баллов! При поступлении в школу они опережали в развитии многих сверстников. Но когда специальные занятия закончились, дети вернулись в мир своих малоразвитых родственников, стали учиться в обычных школах, их интеллектуальный уровень постепенно снижался и стал не выше среднего уровня ровесников. Американцы говорят об интеллекте: «Use it or lose it» – используй, а то потеряешь. Тренировать мозг надо постоянно.
Структура интеллекта
Как любая способность, интеллект представляет собой комплекс различных качеств личности. Психологи до настоящего времени не пришли к единому мнению о том, что входит в структуру интеллекта. И дело здесь не столько в недостаточной изученности этого психического явления, сколько в том, что интеллект разный. Согласитесь, умственные способности математика и писателя отличаются, причем не количественно, а именно качественно. Но о видах интеллекта и их особенностях мы поговорим с вами в другой статье.
Чтобы не путаться в разнообразных проявлениях этой способности к мышлению, выделили понятие общего интеллекта или первичных умственных способностей.
Основной, генеральный фактор (фактор G), определяющий уровень интеллекта человека – это скорость переработки информации, в том числе и скорость получения новых знаний, их осмысление, установление связей (ассоциаций) с прежним опытом и длительное сохранение в памяти.
Кроме генерального фактора, выделяют еще несколько первичных умственных способностей, составляющих основу интеллекта:
- Вербальные способности, определяющие понимание речи и использование слов как для передачи информации, так и в процессе мышления.
- Память, в том числе объем сохраняемой информации, скорость ее запоминания и продолжительность хранения.
- Способность ориентации в пространстве, соотношение объема, размера и формы объектов.
- Умение выполнять мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, создавать сложные мыслительные конструкции и делать выводы.
- Способность оперировать числами в рамках элементарных арифметических действий.
Это самые основные, элементарные факторы, определяющие уровень интеллекта. На самом деле их значительно больше. Например, один из известных исследователей интеллекта Дж. Гилфорд выделил 120 первичных умственных способностей, развитие которых может обеспечить человеку высокий уровень интеллекта.
Миф третий
Развивает ребенка только общение со взрослыми. Это утверждение верно для младенцев. Да, ребенок учится говорить, думать, общаясь со взрослыми. Родители объясняют ему значения новых слов, учат новым выражениям, поправляют, когда он что-то произносит неправильно. А младенцы, предоставленные сами себе, близнецы, погодки, которых родители надолго оставляют в компании друг друга, начинают отставать от сверстников в умственном развитии. Но позже, в школьные годы, общение со сверстниками так же необходимо, как и общение со взрослыми. Во время президентства Джона Кеннеди в США возникла ситуация, которой не преминули воспользоваться ученые. Кеннеди решил объединить школы для черных и белых детей. До этого дети белых и черных американцев учились порознь. Белые родители штата Джорджия – потомки южноамериканских плантаторов – были категорически против такого нововведения. Они перестали водить своих детей в школы, и школы на два года закрылись. Дети, а были они в основном из вполне благополучных, состоятельных семей, занимались с нанятыми учителями дома. Когда через два года конфликт утрясли и дети вернулись в школы, оказалось что их IQ (в США постоянно замеряют уровень интеллекта школьников) был значительно ниже IQ детей из других штатов, которые не прерывали учебы в школе и продолжали общаться со сверстниками. И это отставание удалось ликвидировать только через 4 года.
Рекомендации для повышения коэффициента
5 практических советов для тренировки мозговой активности и увеличения IQ, которыми можно пользоваться ежедневно:
- Бросайте мозгу вызов, решайте математические задачи, изучайте иностранные языки, научитесь играть на музыкальном инструменте.
- Общайтесь с образованными людьми. Ведя беседу и понимая ход мыслей умных, вы извлечете пользу для себя.
- Играйте в компьютерные игры, которые требуют разработки стратегии, тренируют реакцию.
- Читайте книги, это развивает словарный запас и эрудицию.
- Занимайтесь спортом, ведите здоровый образ жизни.
Миф четвертый
Чтобы получить умного ребенка, надо развивать у него логическое мышление. Сотрудники кафедры психогенетики психологического факультета МГУ провели многолетнее наблюдение за развитием интеллекта группы людей с 6-летнего возраста до 24 лет. И увидели, что уровень логического мышления был выше у тех подростков и молодых людей, кто в 6 лет отличался богатым наглядно-образным мышлением.
Так что не спешите решать с дошколятами логические задачки. У малышей надо развивать фантазию, воображение, образное мышление, больше с ними сочинять, рисовать, играть. Игра – очень важный этап в развитии ребенка. Наш известный психолог, исследователь мира детства Д. Б. Эльконин говорил: если ребенок недоиграл в дошкольном возрасте, это скажется на его дальнейшем развитии.
Типы
До сих пор единой классификации интеллекта не существует. Только один ученый, Говард Гарднер, выдвинул теорию 8 разновидностей:
- Пространственный, наиболее развит у водителей, конструкторов. Характеризует умение ориентироваться на местности. Если вы испытываете сложности с тем, чтобы построить маршрут, именно его нужно развивать. Сделать это можно, решая задачи с поиском выхода, занимаясь живописью и лепкой, отслеживая движение объектов.
- Кинестетический, отвечает за навыки пользоваться собственным телом, ловкость, координацию. Те, у кого он развит, отлично танцуют и работают. Помощниками в его развитии будут спорт, йога, физические нагрузки.
- Музыкальный, дает своим обладателям чувство ритма, слуха и понимания. Чем больше человек окунается в музыку, танцуя, слушая, занимаясь пением, тем больше он будет совершенствовать эту разновидность интеллекта.
- Лингвистический, отвечает за письменную и устную речь, развивается при изучении иностранных языков, чтении, общении с людьми.
- Логический, позволяет чувствовать себя как рыба в воде среди символов, знаков и схем. Будет отличным спутником ученого и изобретателя. Чтобы совершенствовать логику, нужно решать задачи, головоломки и ребусы, строить цепочки.
- Межличностный, он же социальный, близок к эмпатии. Это умение чувствовать и понимать людей, легкость в построение взаимоотношений, общительность и коммуникативность. Он важен для создания семьи, формирования дружеских связей. Его тренируют на семинарах, тренингах, групповых играх.
- Эмоциональный нужен, чтобы понять себя, жить в гармонии со своим внутренним миром. Особенно сложен для развития, поэтому требует применения духовных практик: медитации, очищения, осмысления.
- Натуралистический связан с мировосприятием, явлениями окружающей природы, физическими законами.
Любой из видов интеллекта в психологии основан на развитии свойств личности и определяет ее индивидуальность.
Миф пятый
Люди разных народов различаются по интеллекту. В США постоянно изучали и сравнивали интеллект представителей белой и черной рас. И раньше все время получалось, что у белых IQ в среднем примерно на 15 баллов выше. Из этого делали вывод, что черные – генетически ущербная раса. Но более поздние исследования показали, что причина различия в уровне IQ – не гены, а среда. А 15 баллов – это типичная разница в уровне интеллекта привилегированных слоев населения и ограниченных в правах групп независимо от национальной принадлежности. Когда определили уровень интеллекта представителей черных и белых групп, равных по положению в обществе, образованию, доходу, по количеству детей в семье, по духовным ценностям родителей, оказалось, что IQ у них был одинаковый.
А в Германии сравнивали интеллект детей от смешанных браков и детей этнических немцев. И также в единых социальных группах различий не было.
Уровни
Уровни:
- Стимульно-продуктивный. Умственная деятельность индивида зависит от проявлений внешних факторов. На этом уровне интеллектуальная деятельность ограничивается первоначально найденным или заданным кем-то путем. Человек может решать задачи, но они не связаны.
- Эвристический уровень. Спонтанная познавательная деятельность, с помощью которой происходят открытие разных закономерностей. На этом уровне человек может составлять единую картину из разрозненных проблем, явлений, находить в них общее, чтобы выявлять неизвестные закономерности.
- Креативный. Это высший уровень интеллектуальной деятельности. Поиск связи в разных явлениях становится большой проблемой, которая требуется глубокого анализа для установления сути вещей.
Интересно
Опыт мормонов. Интеллектуальный уровень детей из многодетных семей тоже очень сильно зависит от образования и социального статуса родителей. В образованных семьях, где с детьми занимаются, уровень интеллекта у первых четырех не ниже, чем у сверстников из однодетных и малодетных семей. И только у пятого может быть хуже. Видно, на пятого у наших родителей уже не хватает сил. В многодетных семьях, где родители сами не блещут ни умом, ни образованностью, падение интеллекта уже наблюдается у второго ребенка, не говоря обо всех последующих.
Однако в многодетных семьях мормонов и квакеров, которые традиционно очень много занимаются своими детьми, интеллект их наследников не снижается, независимо от того, какими по счету они родились.
Основная функция интеллекта
Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:
- открывает путь для самореализации и проявления способностей;
- служит необходимым условием достижения успеха;
- гарантирует быстрое овладение новыми знаниями и навыками;
- позволяет заработать уважение и высокий социальный статус.
Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.
Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.
- Низкий. Находящиеся на нем люди со слабыми умственными способностями не в состоянии сопротивляться воздействию среды, и она их подавляет. Существуют они за счет социального окружения, если оно согласно их опекать.
- Средний уровень. К нему относятся люди, обладающие хорошими мыслительными способностями и достаточным для адаптации уровнем психической активности. Они могут найти в мире свое место, соответствующее способностям и потребностям.
- Высший уровень – уровень творчества, когда человек не приспосабливается к среде обитания, а меняет ее, приспосабливая к собственным потребностям.
Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.
Влияние социума на показатель IQ
Важным для изучения вопросом является взаимосвязь социального положения и активности человека с его интеллектуальным потенциалом. Может ли социум влиять на этот показатель и есть ли взаимосвязь между различными социальными группами и их умственными показателями?
Связь между интеллектом и успеваемостью
Определенную взаимосвязь между хорошей успеваемостью студентов и их показателем IQ было замечено еще на первых этапах разработки данных тестов. Однако, намного важнее вопрос взаимосвязи, другими словами, является ли эта связь односторонней или оба фактора имеют одинаковое влияние друг на друга? Можно ли считать, что хорошая успеваемость в школе станет залогом высокого интеллектуального коэффициента по ее окончании?
В поисках ответа на этот вопрос было произведено множество наблюдений и тестов, которые одинаково показали, что уровень IQ учащегося, на прямую, влияет на его умение быстро усваивать материал, в следствии это играет ключевую роль в успеваемости. Однако, обратного эффекта не наблюдается, то есть, прилежно учащийся ученик, выделяющий много времени для «зазубривания» материала не повышает таким образом свой интеллектуальный потенциал.
Нужен ли высокий IQ для хорошей работы?
Влияние интеллекта на трудоустройство – еще один волнующий социум вопрос, особенно в последнее время, когда интерес к этому показателю возрос многократно. Под этой формулировкой также подразумевается потенциальное благосостояние человека и влияние IQ на финансовые доходы.
В этом вопросе также приходит в помощь научный эксперимент, который показывает значимое влияние интеллектуального потенциала в профессиях, требующих аналитической обработки информации, также этот показатель очень важен для руководителей среднего и высшего звена. Высокая умственная активность позволяет лучшим образом оптимизировать процесс управления и систематизировать данные. Благодаря полученным результатам, руководители многих компаний ввели тест на IQ в обязательный список при собеседовании для трудоустройства. Среди представителей данного ряда профессий, высокую эффективность в работе показали именно владельцы высокого показателя IQ, что прямо повлияло на их доходы.
Другая категория специальностей, которая подразумевает физические навыки человека, такие как сила, ловкость, определенные умения, не показали зависимости от коэффициента интеллектуального возраста, что доказывает незначительную важность такого теста при выборе работников. В данном направлении этот показатель не сыграл никакой роли на производительность и финансовые доходы работников.
Влияет ли уровень IQ на преступность?
Была выдвинута гипотеза, что чаще всего преступают закон люди с низким показателем интеллекта, так как им трудно найти метод самореализации в жизни, и они не до конца понимают влияние своего поступка на собственную жизнь и окружающих.
Однако в ходе исследований было выявлено, что влияние IQ на преступность составило всего лишь 4%, что вполне можно расценивать как погрешность в виду не полной информации о сопутствующих факторах. Таким образом можно увидеть, что преступниками становятся люди с различными показателями интеллекта и в их выборе нет никакой врожденной предрасположенности.
Честность и порядочность также присуща совершенно разным категориям людей, как по социальным показателям, так и по интеллектуальному потенциалу.
Врожденные умственные способности
Многие ученые сходятся во мнении, что генетическая наследственность определенно имеет значительное влияние на последующее развитие ребенка и на его интеллектуальные способности. В этом направлении с девяностых годов начали проводить много исследований, разделяя и анализируя различные группы испытуемых по возрастам, наследственным факторам, условиям воспитания и другим показателям. Помогут ли человеку тренажеры для ума, если у него плохая наследственность и нет предпосылок к эффективной интеллектуальной деятельности?
Прямое влияние наследственности
Для изучения данного вопроса рассматривались показатели, полученные у детей, как из обычных семей, так и приемных семей, где ребенок имеет неблагополучных биологических родителей. Различные тесты в разные периоды времени показали зависимость наследственности от 40 до 80 %. Что является очень весомым показателем, при условии, что влияние на коэффициент интеллекта имело именно генетическое наследство, а не психологические причины, связанные с пониманием неполноценности своего положения в семье или социуме.
По данным отдельных наблюдений, большинство приемных детей, чьи биологические родители имели проблемы с законом, в последствии, более склонны к преступности. Однако не существует достаточно объективного метода доказать, что дело именно в генетической информации, переданной от биологических родителей, и с высокой долей достоверности можно только констатировать факт статистики. Причинами же такого явления могут быть не только генетические факторы, но и проблемы с собственным позиционированием, как в социальном окружении, так и в новой семье, чувство собственной потерянности и глубокая обида на биологических родителей или чувство необоснованной собственной вины з происшедшее.
Выделение отдельных генов умственного развития
Предыдущие заявления о влиянии наследственности на IQ подвигли ученых к поискам отдельного гена или их совокупности, которые на прямую могли бы указывать на высокий коэффициент умственного потенциала. Однако годы, проведенные в поисках и расшифровке генетической информации не дали ощутимых результатов и на данный момент отследить интеллектуальный потенциал по генетическому тесту все еще не возможно.
Подобные данные могут свидетельствовать о ложном приписывании генетике такого важного значения в дальнейшем развитии ребенка однако, несмотря на такие показатели, много ученных до сих пор придерживаются теории о наследственности выдающихся интеллектуальных способностей.
Условия жизни и воспитание
На сколько, так званая «среда обитания» влияет на показатели IQ у ребенка? Исследовав этот вопрос, группа ученых обнаружила зависимость в пределах 10% от условий питания и жизни младенца. Так, употребление кормящей мамой рыбных продуктов и грудное вскармливание ребенка в целом, дают ему преимущество над сверстниками, и его мозговая деятельность имеет потенциал несколько выше среднего в данной группе. Однако, к совершеннолетию, эта разница нивелируется и к этому периоду имеет значение то, как занимался человек собственным развитием, а не то в каких социально-экономических условиях жил в детстве.