«Расписание» жизненных кризисов: можно ли подготовиться к ним?


Опустошение или целительная пустота?

Если пользоваться геометрической метафорой, то жизненный путь человека мало похож на прямую. Скорее его можно сравнить с серией резких скачков, разделенных плавными плато. Обычно периоды подобных скачков мы воспринимаем как кризисные, потому что плато, то есть стабильность, — это основное, что дает нашему эго чувство безопасности, предсказуемости и возможности контроля над ходом событий. А в такие периоды это невозможно.

Тем не менее кризисы неизбежны и даже необходимы, так как человек — развивающееся существо. А любое развитие происходит не плавно, а скачками: освоил нынешний уровень — переходи на следующий. На каждом таком уровне все новое: новые требования и новые задачи. А навыки хоть и есть, но старые, с прежнего уровня. Поэтому вначале ощущение такое, что все в хаосе.

В такие периоды ум человека, будучи неспособным уложить происходящее в какую-либо знакомую схему, чаще всего сначала уступает место бурным эмоциям, а потом просто отключается: прошлое ощущается выгоревшим полем, ничего не хочется, жизнь кажется потерявшей смысл и направление, а свое состояние человек чаще всего определяет как опустошение. Состояние не плохое и не хорошее, скорее никакое. Эмоции и мысли остались в воспоминании. Пустота.

Как выживать в условиях такого глубокого кризиса?

В китайском языке иероглиф, обозначающий «кризис», состоит из двух иероглифов, имеющих самостоятельное значение. Один из них означает «опасность», а второй — «возможность». В этом есть глубокая мудрость, так как исход кризиса зависит от подхода к его проживанию и от мировоззрения человека в целом.

Я не буду перечислять все стратегии, которые чаще всего используют люди, попавшие в подобные ситуации, поскольку задача этой статьи не в этом, перечислю только некоторые из них:

  • «затаиться и переждать»;
  • попытаться скомпенсировать внутреннюю пустоту внешней активностью, новыми отношениями, впечатлениями от путешествий;
  • иногда — обратиться к психиатру за медикаментозным лечением, поскольку состояние похоже на депрессию.

Важно, что в долговременной перспективе все эти стратегии не работают, так как направлены на то, чтобы заглушить истинную причину, а не устранить ее.

Подобные состояния могут возникать не только в редкие переломные моменты кризисов, но и в гораздо более прозаических ситуациях, например в результате осуществления сильного желания, долгое время придававшего жизни смысл и служившего «топливом» для мотивации.

В психологическом «жаргоне» даже сформировался термин — депрессия достижения, а по-научному — «синдром Ротенберга-Альтова» по имени ученых, открывших эту особенность человеческой психики.

Суть в том, что человек, потратив огромные усилия для достижения цели, которая казалась главной, испытывает лишь кратковременное удовлетворение. Однако вскоре оно сменяется состоянием опустошения и потери смысла жизни. Диссертацию защитил — что дальше? Повышения на работе достиг — что дальше? Такой период часто становится очень стрессовым и даже опасным для здоровья, так как снижается психологическая устойчивость и ослабляется иммунитет.

Опустошение может наступить и в результате неразрешенного внутреннего конфликта.

Я приведу пример.

Екатерина регулярно откладывала домашние дела до последнего, а потом делала их в последний момент в состоянии сильнейшего стресса. В результате она каждый раз попадала в состояние изнеможения, которое, как выяснилось впоследствии, было состоянием опустошения. Но она сама этого не осознавала.

В процессе наших занятий мы пришли к выводу, что такое ее саморазрушительное поведение было вызвано неосознаваемой потребностью в контакте с собой, со своей сутью. Поэтому ее подсознание разделилось на две части: одна хотела соответствовать представлениям о хорошей жене и хозяйке, а вторая саботировала первую, так как домашние дела считала помехой для контакта с собой.

Не осознавая своего внутреннего конфликта, она пыталась переложить часть своих обязанностей на мужа. В результате возник серьезный семейный конфликт, приведший к кризису отношений. Это и послужило поводом для обращения ко мне.

Все приведенные выше примеры — результат утраты истинной цели и подлинного смысла жизни и его подмены теми или иными «заменителями».

Самое мудрое же решение в подобных ситуациях — заняться собой, как со стороны тела, так и своим внутренним миром, потому что состояние опустошения хотя и неприятное и даже пугающее, но вовсе не плохое.

Любой кризис, конечно, при неверном подходе может реализоваться и как опасность. Но если отнестись к нему правильно, он таит в себе богатейшие возможности исцеления, развития и даже перехода на новый, более высокий уровень развития. Этот уровень может раскрыться, если владеть определенными методами работы с собой.

О некоторых из этих методов я и расскажу в этой статье. А в конце я поделюсь упражнением, которое можно практиковать самостоятельно. Но сначала…

Проблемы – это отпечаток наших действий

Согласно поговорке: «Знал бы, где упал, подстелил бы соломку», мы все хотим знать моменты, в которых могли бы ошибиться и нанести урон для последующей жизни. Как бы это было хорошо. Никто и никогда не оказывался в неприятной ситуации, все были бы здоровы, богаты, удачливы, счастливы. Но, к сожалению, невозможно предугадать, что случится через минуту.

И какие наши действия способны вызвать негативные последствия. К тому же, человеческая натура идет на «поводу» у своих сиюминутных желаний, и потом приходиться разгребать все, что это приносит. Но ведь нам о том, что может быть, говорят опытные товарищи, родители, друзья. Почему мы их не слушаем, не внемлем их ценным советам. В том-то и дело, вместо того, чтобы учиться на чужих ошибках, мы это делаем на своих. И это тоже учеба.

Ведь мы не можем найти отдельное время для того, чтобы обучаться. Поэтому происходит компенсация того, что нами упущено. Так мы поступаем в вуз, чтобы получать хорошую зарплату, расти по карьерной лестнице, создаем семью, дружим с людьми, чтобы не оставаться в одиночестве и т.д. Если бы у нас не было острой необходимости в достижениях, действиях и поступках, никто бы и пальцем не пошевелил – жил бы себе по инерции и все.

Вот почему проблему нужно воспринимать как бесплатный, но очень ценный урок и правильно усваивать науку.

Сдвиг базовой парадигмы

Сейчас в науке широко применяется термин Томаса Куна «сдвиг базовой парадигмы». Многие уверены, что он определяет время, в которое мы живем. «Парадигма» — слово греческого происхождения и в переводе означает «пример, образец или модель».

Сам Томас Кун ввел этот термин для описания структуры научных революций, но очень скоро им стали описывать любые революционные изменения сознания, в частности смену базовых представлений о жизни.

Сегодня мы являемся свидетелями именно такого процесса — сначала в области естественных наук, а потом и в самых фундаментальных представлениях о природе реальности. Мне нравится называть это переходом от парадигмы эго мира к целостному, духовному мировосприятию — парадигме души.

Структуру внутреннего мира человека графически можно представить как иерархию уровней разума, но каждый человек воспринимает свой внутренний мир по-разному в зависимости от своего мировоззрения.

Хотя мировоззрение каждого во многом уникально, можно выделить два типа мировоззрений — духовное и материалистическое. Различия между этими типами настолько кардинальны, что их следует считать двумя разными парадигмами жизни. Я называю их парадигмой души и парадигмой эго.

В эго-модели, лишенной связи с основой — Высшим Я, безопасность должна быть достигнута исключительно за счет личных усилий, а поэтому тождественна предсказуемости и возможности как можно более полного контроля.

Если же предсказуемости нет, а контроль невозможен, эго воспринимает такое состояние как опасность для жизни. Поэтому, попадая в состояние опустошения в процессе кризиса, эго, настроенное на борьбу, ищет возможности, как это состояние победить. Это, конечно, усиливает стресс, а стресс усиливает напряжение, опустошение и страх.

Таким образом, человек, живя в парадигме эго, а поэтому и отождествляя себя с ним, регулярно попадает в воронку стресса со всеми вытекающими последствиями.

Как справляться с этим состоянием?

Если помочь человеку почувствовать поддержку Высшего Я и возможность опоры на него, благодаря этому расширить представление о самом себе, то порочный круг разрывается. Стресс постепенно снижается, и возникает возможность воспринять неведомое не со страхом, а как источник возможностей. Тогда кризис позитивно разрешается переходом в состояние сотворчества.

Это можно осуществить с помощью определенных методов, которые в целом можно охарактеризовать как медитации на пространство.

В доминировавшей тысячелетия парадигме эго человек отождествлял себя с телом, которое при этом ощущалось не живым существом, а механизмом (отсюда механистический подход медицины к его лечению), в то время как сознательный ум сосредоточивался в основном в голове. Пространство же воспринималось как объективная данность, среда обитания.

Однако в действительности сознательному уму доступны лишь 5% ресурсов человека, и он им не ограничен. Большая часть разума относится к сфере подсознания и осознается не напрямую, а через эмоции и ощущения тела (то есть мы его не осознаем, а чувствуем, ощущаем).

Но есть еще более масштабный разум, сверхсознательный, и он проявляется как раз через пространство. Поэтому его часто называют Космическим или Высшим.

Сознательный ум эго замкнут внутри себя, поэтому проживает жизненные ситуации, воспринимая их как «то, что случилось», и не имеет возможности осознать их обучающий смысл (который иногда умом даже отрицается). Компенсирует это ум тем, что создает смыслы искусственно, опираясь на сознательные цели (получить должность, звание, добиться богатства и статуса и т.п.). Когда же иллюзии рассеиваются и обнаруживается, что смыслы эти были иллюзорными, как в упоминавшейся выше «депрессии достижения», вот тогда и наступает опустошение. Эго-ум остается без цели и смысла существования.

Выход в осознание тела — мы поучимся это делать в процессе выполнения упражнения, приведенного в конце статьи, — открывает доступ к подсознанию, что дает возможность проработки эмоций и ощущений. Но в еще большей степени доступ к истинным смыслам открывается через расширение осознанности в пространство.

С позиций нейрофизиологии, осознание пространства позволяет мозгу переключиться с бета-волн, характерных для сознательной деятельности, и даже высокочастотных бета-волн, характерных для состояния стресса, на альфа-волны, соответствующие состоянию расслабления, и даже тета-волны, соответствующие глубокому погружению во внутренний мир. Поэтому тысячелетиями медитация и молитва служили главными средствами постижения высших смыслов и воссоединения с Высшим Я, с душой.

Понятно, что в одной статье невозможно охватить столь обширную тему. Я лишь проиллюстрирую, как это работает, на примере сеанса с одной талантливой женщиной.

Для чего нужны кризисные моменты

Как мы уже знаем, прожить жизнь без проблемных периодов ну никак невозможно. Но не стоит относиться к ним столь остро, стоит понимать, что они нам нужны. Не нужно по каждому поводу восклицать «Господи, за что мне это!». Если случился кризис – значит, есть за что.

Мы льстим себе и полагаем, что мы мягкие и пушистые, а вокруг одни авантюристы, агрессоры, жадины, злюки, клеветники и т.д. Нам следует принимать все проблемы как наказание, и как урок, благодаря которому дальше на такие «грабли» наступать уже не будем. Для того, чтобы понять сказанное, нужно изучить наши кризисы как бы со стороны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]