Одним из ключевых навыков в жизни каждого из нас является умение прощать других людей и себя самого. К сожалению, такой навык присутствует только у единиц. Если вы один из них – не читайте эту статью! Для остальных мы подробно разобрали тему прощения. Читайте и меняйте свою жизнь. Узнайте, как научиться прощать обиды!
Вопрос на засыпку, умение прощать – это сила или слабость?
Люди и обида
Сегодня большинство людей склонны зацикливаться на своих обидах и способны годами изводить себя негативными мыслями и переживаниями. Это не приносит никакой пользы и только наносит вред физическому и психическому здоровью.
Если внимательно посмотреть, такие люди постоянно чем-то недовольны, этим они притягивают к себе неприятности, в их жизни постоянно случается что-то плохое. Почему так происходит?
Дело в том, что обида обладает грандиозной разрушительной силой. Если человек хранит обиды – ему конец.
В то же время, люди способные проживать и отпускать свои негативные переживания, находить позитив даже в самых безнадежных ситуациях, прощать своих обидчиков – проживают в разы более счастливую жизнь.
К какой категории людей вы отнесете себя? Хотите счастья – читайте дальше.
Что означает слово «прощение»
С понятием «прощение» связано множество заблуждений, которые мешают людям избавиться от негативных эмоций. Прощение не снимает ответственности с человека, который нанес оскорбление, а меняет отношение пострадавшего к ситуации. Соответственно, если обидчик нарушил закон, он должен понести положенное наказание – это не месть, а нормальная практика всех развитых стран.
Второй миф – это псевдопрощение. Некоторым людям легче сказать «я простил», чем разбираться в причинах своей боли и обиды. Такой подход не решает проблему, а только усугубляет ее, загоняя негативные эмоции в отдаленные уголки памяти, где они могут жить на протяжении длительного времени.
Последнее заблуждение касается быстрого прощения обид. Оно возможно только в случаях, когда человеку наступили на ногу или пролили на него кофе. Если же оскорбление нанесло глубокую рану, быстро забыть об инциденте не получится – это нормальная особенность человеческой психики, за которую не стоит себя винить. Проживание любой негативной ситуации проходит в несколько стадий: отрицание, непринятие, злость, депрессия, просветление (смирение). Быстрое прощение означает мгновенный переход от первой стадии к последней, что практически невозможно осуществить в реальной жизни.
Умение прощать в современном мире
С появлением телевизоров, социальных сетей и прочей обезличивающей лабуды, люди стали перенимать тонны негативной энергии из этих источников. Многие уже разучились дарить подарки и любить, радоваться и смеяться. Люди не знают, как научиться прощать обиды.
“Сердце прощает часто, разум – редко, самолюбие – никогда”
Луи Дюмюр
Развитие современных технологий порождает все больше обид на самого себя, на свою семью, на свое окружение. Пропадая в гаджетах, люди забывают, как общаться друг с другом, как говорить о самом важном. Как следствие, у них возникает обида на весь мир за то, что их не понимают и не ценят.
В первую очередь это касается подрастающего поколения. Например, современные подростки часто обижаются на родителей, потому что те не могут обеспечить им желаемый уровень жизни, транслируемый социальными сетями, модными блогерами и прочими неавторитетными личностями.
Из-за пребывания в постоянной обиде, у подростков развивается комплекс неполноценности и недовольство жизнью. Из таких детей вырастают ни на что не способные посредственности, которые всю жизнь ищут виноватых, не умеют решать проблемы и не могут признавать свои ошибки.
Ключ к спасению – умение прощать. Умение прощать – это способность отпускать сложные ситуации, смотреть на них под другим углом, благодарить, воспринимать происходящее, как урок, из которого можно извлечь пользу и важный опыт.
Научившись этому, вы заметите, как изменится ваша жизнь, сколько нового и интересного в ней появится. Вы откроете для себя новые возможности, увидите мир с совершенно иной стороны. У вас появятся вдохновляющие цели и вкус к жизни.
Умение прощать – это сила!
Почему мы обижаемся
Попробуйте вспомнить свою самую первую обиду. Наверное, это будет что-то из детства. Именно в этот период жизни мы хорошо усваиваем, как нужно «правильно» обижаться на окружающих, чтобы добиваться своего. Многие девочки и мальчики, к сожалению, забирают этот детский навык во взрослую жизнь.
В каких случаях мы обижаемся?
- Если кто-то не дал нам то, что мы очень хотели (будь то леденец на палочке или роскошный букет роз на значимую дату);
- Если кто-то не «прочел ваши мысли» и не сделал так, как вы пожелали (это он назло не зашел в магазин за хлебом…);
- Если мнение оппонента в корне расходится с вашим (ведь вы искренне убеждены в своей правоте, а он вам что-то доказывает).
Мы обижаемся просто потому, что привыкли так реагировать с детства. Обидчивость может незаметно стать частью характера ― настоящей вредной привычкой, которая разрушает человека изнутри.
Корень проблемы — детские обиды
Самыми тяжелыми считаются детские обиды. Единицы людей способны самостоятельно справиться с ними. Конечно, можно попробовать и так, но лучше и быстрее в данной ситуации обратиться к специалисту.
В этом нет ничего страшного и предосудительного. Это не свидетельствует о наличии психических заболеваний, а всего лишь говорит о том, что человек хочет жить счастливо и находиться в гармонии с собой.
Почему важно простить детские обиды?
Не отпустив детские обиды и не простив самых близких людей, нельзя продолжать двигаться к осознанной счастливой жизни. Как бы сильно ни хотелось просто забыть и идти дальше – не получится.
Все, что происходило с нами в детстве, является причиной нашего настоящего. Поэтому сначала важно «простить» прошлое и только потом приниматься за будущее.
Человек, не умеющий прощать потерпит поражение в жизни.
Обида взрослых детей на родителей. Как научиться прощать обиды:
Понять причину
Бывают ситуации, когда не все так очевидно. Вас никто не называл плохими словами, однако высказывание не было абстрактным, как, например, анекдот, а было вполне конкретно направлено на вас. Например, вам сказали, что в последнее время вы что-то располнели. Или поздравили с повышением, заодно уточнив, какой молодец Иван Иванович, оказавший вам поддержку, а то без него вам вообще ничего не светило бы.
Это, конечно, обижает, особенно если для таких высказываний есть основания и вы действительно в последнее время стали набирать лишний вес. Но обижает еще больше, если никаких оснований нет, а поддержку вы заслужили тем, что денно и нощно корпели над важным для всего отдела, а не только для Иван Иваныча, проектом, параллельно учились в МВА, подтягивали английский и буквально не вылезали из командировок.
Тут тоже очень важно разделить два момента: зависит ли ваше благополучие от вашего обидчика или не зависит. Если злопыхатель с вами примерно на одной ступеньке социальной лестницы и ваше благополучие от него никак не зависит, простить его проще простого. Подумайте, что природа и так обделила его добротой и интеллектом, взамен снабдив грузом зависти, злости и пессимизма. Простите его, и держитесь впредь от него подальше, потому что даже у такого человека почему-то хватает ума придумать, как напакостить окружающим, хотя бы теми же неуместными замечаниями о внешности или принижением чужих заслуг.
По-настоящему добрый и умный человек никогда не станет злорадствовать, что кто-то набрал лишний вес. И уж конечно порадуется за получившего повышение коллегу, а не будет искать причины, почему тот недостоин лучшей должности и большей зарплаты. Если у вас есть надежда, что человек просто не осведомлен о ваших заслугах и вкладе в общее дело, можете согласиться, что Иван Иваныч, конечно, помог, но если бы кто-то знал, сколько времени вы потратили на ставший решающим в вашей карьере проект, то тоже решил бы, что повышение стало закономерным итогом. Если пояснение не помогло и ваш обидчик дальше брызжет желчью, значит, лучше от него дистанцироваться.
Гораздо сложнее, если обижающий вас человек имеет полномочия влиять на ваше благополучие. Например, если это ваш начальник или представитель топ-менеджмента компании, муж или жена, друг, с которым вас связывает много общих дел. Сейчас не будем о том, что выбирать друзей или вторую половину нужно обдуманно. Хотя бы потому, что жизнь идет, люди меняются, и через 5-7 лет совместной жизни или работы рядом с вами может оказаться уже другой человек, а не тот, что был на старте семейной жизни или пилотного бизнес-проекта. Но это не значит, что с такими переменами в чужом поведении ничего нельзя сделать.
С близким человеком можно просто поговорить. Часто выясняется, что он даже не подозревает, что его глупые шутки и высказывания вас как-то задевают. Тогда такой разговор может положить конец и причине обид, и самой обиде. С начальником сложнее, однако, и тут можно применить тактику диалога. На его необоснованные выпады всегда можно ответить, что вы старались, и вам тоже жаль, что все получилось чуть хуже, чем ожидалось. Обычно это снижает накал страстей, т.к. нет смысла дальше вас обижать, если вам и так уже грустно и жаль.
Если всплески негативных эмоций и обидные обвинения в ваш адрес случаются на работе не очень часто, возможно, для них есть какие-то объективные основания, и нужно не обижаться, а лучше работать. Если обвинения постоянны, беспорядочны, несправедливы и необоснованны, тут впору задуматься глубоко и серьезно. Перманентная обида на несправедливые выпады грозит перерасти в хронический стресс и депрессию, которые вредны для здоровья – душевного и физического. Так что с этим нужно обязательно что-то делать. Что именно?
Например, вспомнить слова мудрейшего Сократа о том, что «никто тебе не друг и не враг, но каждый тебе учитель». Чему вас может научить ситуация перманентных нападок и нарастающей обиды на несправедливость? Например, тому, что вам стоит избавиться от шаблонного мышления и взять ответственность за свой успех на себя. Для начала стоит понять, почему человек склонен обижаться.
Почему люди обижаются:
- Разрыв между реальностью и ожиданием. В ответ на свое благопристойное поведение человек ожидает того же от других и обижается, когда его ожидания не оправдываются.
- Собственная параллельная реальность, о которой другие даже не подозревают. Вы что-то делаете для кого-то, а этот кто-то считает, что это само собой разумеется.
Тут нет чьей-то конкретной вины. Ложные шаблоны мышления культивируют в нас с детства. Вспомните поговорку «не судите, да не судимы будете». Еще как будете! Перемоют вам все косточки, даже вы злого слова ни о ком в жизни не сказали. Или «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Вообще-то, у других людей могут быть желания, отличные от ваших, и поступать с ними так, как хотите, чтобы поступали с вами, не нужно. И ждать, что они в ответ будут поступать с вами так, как хотите вы, – тоже.
Не менее важно понять причины, по которым люди, в принципе, кого-то обижают. Это облегчит вам процедуру прощения или, как вариант, позволит выработать адекватную тактику противодействия. В этом случае вас просто перестанут обижать, а значит, вам станет не на что обижаться.
Кто чаще выступает в роли обидчика:
- Дурно воспитанные люди, не понимающие неуместность тех или иных шуток и замечаний.
- Люди, желающие самоутвердиться за счет других.
- Конфликтные личности, которым нужен конфликт ради конфликта.
- Токсичные люди, у которых всегда все плохо и все вокруг плохие, о чем нужно непременно сообщить всем, и вам тоже.
- Обиженные и недооцененные люди либо сами считающие себя такими.
Последний вариант распознать труднее всего и, соответственно, труднее всего простить, т.к. непонятно, в чем дело и что именно следует прощать. Тут вариантов немного: либо прекратить такое общение, чтобы не получать новую порцию обид, либо внимательно слушать, что человек говорит о себе и других. Тогда есть шанс понять его поведение, чего обычно хватает, чтобы перестать обижаться. Например, если человек рассказывает, как долго и упорно он шел к вершине своей карьеры, и при этом допускает колкие замечания в ваш адрес относительно вашего повышения, возможно, он считает, что вам все досталось несправедливо легко.
Вариантов действий несколько:
- Можно формально поддержать его, сказав, что вот его достижения – это круто, а вы только делаете первые шаги и намерены равняться на него. Во-первых, диалог не дает обиде законсервироваться. Во-вторых, вы обманете мозг, потому что человек не может обижаться на то, с чем согласился хотя бы формально или частично. В-третьих, легкая лесть бывает полезна в общении с людьми, особенно недалекими и завистливыми.
- Если это не поможет, можно построить диалог иначе. К примеру, сочувственно кивать головой и говорить что-то вроде «Да, это оказалось так просто, а вы пролетели по полной программе, потратив столько лет на такую ерунду и получив красный диплом, чтобы работать за ту же зарплату, что бывшие троечники».
Продумать вариант диалога конкретно под вашу ситуацию поможет наша программа «Лучшие техники коммуникации», которую вы можете пройти всего за 2 месяца. Даже если диалог закончится криками и оскорблениями, говорить гадости про вас в вашем присутствии ваш обидчик перестанет, чтобы не выглядеть идиотом в глазах окружающих. Что он будет говорить про вас в ваше отсутствие, уже не суть важно. Как метко замечено в одном одесском анекдоте, «передайте ему, что когда меня нет, он может меня даже бить». К слову, такое дистанцирование от проблемы предлагают многие психологические и медитативные практики.
Можно ли научиться прощать?
Можно!
Постепенно переходим к практике