Юрий Аршавский, доктор биологических наук, Калифорнийский университет (Сан-Диего, США)
«Природа» №9, 2020
Светлой памяти замечательного ученого и человека В. П. Эфроимсона
Владимир Павлович Эфроимсон (1908–1989)
Людей всегда интересовала природа человека. Среди прочего особое место занимает вопрос о происхождении у представителей биологического вида Homo sapiens
двух противоположных начал — альтруистического и эгоистического. Термины «альтруизм» и «эгоизм» очень многогранны. В данном случае я предлагаю условно трактовать их как заложенную в геноме человека склонность к проявлению добра и зла. Большинству людей свойственно совершать добрые поступки, т.е. в той или иной мере оказывать бескорыстную помощь своим собратьям по разуму. При этом я имею в виду не только материальную помощь, но и готовность рисковать своим здоровьем и даже жизнью для спасения другого, порой незнакомого человека, особенно когда речь идет о ребенке. В то же время людям присущ чрезмерный эгоизм, который проявляется в агрессивности, непомерной алчности, властолюбии и нередко толкает их на крайне жестокие поступки.
Подобно тому как люди различаются по характеру и по степени одаренности (способности к языкам, музыке, математике и т.д.), они различаются и по выраженности альтруистического и эгоистического начал. Людей с ярко выраженной склонностью к альтруизму в народе называют святыми или праведниками; некоторые из них навсегда вошли в историю человеческой цивилизации. Напротив, люди, наделенные безграничным эгоизмом, зачастую становятся преступниками и убийцами. Если такого рода человек облечен абсолютной властью, число его жертв может измеряться многими тысячами и даже миллионами. История знает немало примеров злодеяний тиранов от античности до наших дней.
Изучение одно- и двуяйцевых близнецов показало, что способности человека и его характерологические особенности в значительной степени определяются его геномом и в гораздо меньшей — воспитанием и образованием [1–3]. Говоря о роли генетических и средовых факторов в определении поведения человека, я должен сделать одну оговорку. Внешние факторы, с которыми организм в норме сталкивается на ранних стадиях развития, могут оказывать радикальное влияние на все дальнейшее поведение организма, поскольку они необходимы для активации соответствующих генов. Два примера для иллюстрации сказанного. В опытах на крысах показано, что материнская ласка (умывание, облизывание и т.д.) в течение определенного критического периода (первая неделя после рождения) необходима для формирования нормального поведения в стрессовых ситуациях. Эффект материнской ласки осуществляется благодаря активации генов, вовлеченных в формирование нейрогуморальных механизмов, участвующих в реакциях на стрессовые раздражители []. Другой пример — существование критического периода для усвоения языка. Дети, которые были изолированы от языковой среды до 9–10 лет (так называемые «дети-волки» или глухие дети, рожденные нормальными родителями), утрачивают способность к обучению языку — обычному или языку жестов. Можно предположить, что языковая среда играет двоякую роль. Она не только позволяет ребенку заучивать слова и словосочетания родного языка, но также ведет к активации генов, обуславливающих способность человека к языковому общению []. Однако эффекты внешней среды, связанные с активацией генетических программ, это не те эффекты, которые имеют в виду, когда говорят о роли генетических и средовых факторов в определении поведения человека.
Как объяснить тот факт, что в человеке (как биологическом виде в целом, так и в каждом индивидууме) уживаются такие противоположные начала, как альтруизм и эгоизм? На этот вопрос есть два основных ответа. Согласно религиозным воззрениям, источником альтруизма служит божественное происхождение человека. Трудности возникают с эгоизмом, для объяснения которого допускается существование не только Бога, но и дьявола. Наука, напротив, легко объясняет эгоизм человека его происхождением от животных, для которых эгоизм — важнейший фактор, способствующий выживанию в борьбе за существование. Гораздо труднее найти объяснение биологических источников альтруизма. Выдающийся российский генетик В. П. Эфроимсон в книге «Генетика этики и эстетики» предложил парадоксальную гипотезу: альтруизм — адаптивный фактор, сыгравший важную роль в процессе эволюции человека. Эфроимсон писал, что доброта и рыцарское отношение к женщинам, старикам, детям — это те свойства, которые неизбежно развивались под действием особой формы естественного отбора (группового естественного отбора) по мере эволюции прачеловека в современного человека. Между тем, другой крупный биолог Л. М. Чайлахян утверждал обратное: только один элемент человеческого социума не вытекает из естественного отбора — это морально-нравственные принципы поведения людей. (Замечу, что при всех научных различиях этих авторов их роднит ярко выраженный гуманистический подход к рассматриваемой проблеме.) Я думаю, что опубликованные недавно результаты палеоантропологических исследований не только поддерживают, но и углубляют точку зрения Эфроимсона. Прежде чем переходить к описанию этих результатов, напомню основные доводы, приводимые им для обоснования гипотезы об адаптивной роли альтруизма***.
Понятие альтруизма
Альтруизм – это поведение человека, предполагающее бескорыстную помощь другим, порой в ущерб своим интересам. Синонимом данного слова является «самоотверженность». Альтруист отказывается от возможных благ и выгод в пользу другого человека или общества в целом. При этом он не ждет от того, кому оказал помощь, благодарностей или вознаграждения.
Следует отличать истинный альтруизм от мнимого. К примеру, женщина живет с мужем-алкоголиком, заботится о нем и надеется, что он исправится. При этом она совершенно забывает о себе, закрывает глаза на то, что супруг уносит из дома последние деньги. Казалось бы, такое поведение женщины можно назвать альтруистическим. Однако на самом деле имеются причины, по которым она терпит выходки мужа. Возможно, женщина боится остаться одинокой и никому не нужной, опасается трудностей при расставании с супругом. Соответственно, выгода в ее поведении все-таки присутствует.
Истинный альтруизм подразумевает геройские поступки на войне, помощь утопающему, оказанную человеком, который сам едва умеет плавать, действия пожарных, вытаскивающих из огня детей. В этих случаях какую-либо выгоду в поведении людей проследить совершенно невозможно.
Примеры
Субботники, защита природы и очищение окружающей среды от мусора — пример альтруизма
Не всегда люди понимают, что именно делают альтруисты. Поэтому предлагаю Вашему вниманию примеры альтруизма.
- Солдат, который грудью лег на мину ради того, чтобы спасти других сослуживцев во времена военных действий.
- Уход за своим близким родственником, когда индивид тратит много своего времени, внимания и денег.
- Уход матери за больным ребенком, имеющим ограниченные возможности, которая совершенно не думает о себе. Она все средства направляет на лечение, вводит малыша к специалистам и педагогам. Забывает о своей личной жизни.
- Волонтеры, которые ухаживают за больными животными или людьми, оказавшимися в тяжелом положении
Также к примерам альтруизма относят:
- донорство;
- субботники;
- благотворительная помощь больным детям или сиротам;
- помощь опытного наставника новичку.
Теперь Вы знаете значение альтруизма. Как видите, в большинстве случаев данное состояние оказывает положительное влияние на альтруиста и на его окружение. Однако, стоит учитывать и возможные минусы, в частности, то, что ради другого человека индивид может забыть о себе, совершить такой поступок, который ему навредит. Нужно уметь сопереживать, помогать нуждающимся. Тогда наш мир станет лучше, а счастливых людей будет больше.
Причины альтруистического поведения
Существует несколько теорий, которыми объясняется альтруистическое поведение человека. В первую очередь к таковым можно отнести социальную ответственность людей и их потребность отдавать. Согласно этому, человек стремится помочь ближнему, если видит, что тот нуждается в нем и зависит от его действий.
Альтруистическое поведение можно объяснить нежеланием наблюдать страдания других. При этом в случае их прекращения исчезают и негативные эмоции человека, оказавшего помощь, либо они сменяются позитивными. С точки зрения этой теории тесно переплетаются альтруизм и эгоизм.
Еще одной причиной самоотверженности может являться чувство вины, имеющееся у человека. Совершая благородный поступок, он стремится искупить таким образом свои грехи.
Доводы в пользу эгоизма
Да, на первый взгляд может показаться, что эгоизм лучше «вписывается» в эволюционную теорию. Ведь если особь думает исключительно о себе, ее шансы на выживание резко увеличиваются. Эгоист любой ценой добудет себе еду (например, вырвав ее из пасти более слабого сородича), а потом съест свою добычу в одиночку. Он останется в живых, а значит передаст свои гены следующему поколению.
А вот альтруисту ничего хорошего в этой мире вроде бы и не светит. Он отдаст ближнему свой «кусок хлеба» и тем самым снизит свой шанс на выживание. Он израсходует на соплеменников свои ресурсы, пожертвует собой ради других и его альтруистический род на этом оборвется.
Сторонники философии эгоизма любят ссылаться на биолога и популяризатора науки Ричарда Докинза.
В своей скандальной книге «Эгоистичный ген» он утверждает, что все живые организмы существуют с одной единственной целью: способствовать выживанию генов. И мы, по словам ученого, всего лишь машины, предназначенные для их транспортировки, защиты и распространения.
Главным качеством гена, который собирается выжить и размножиться, может быть только безжалостный эгоизм. По-другому он вести себя не может: если он даст хоть малейшую слабину, то просто перестает существовать. И такой генный эгоизм становится основой для поведения каждого индивидуума.
— Но ведь есть множество примеров альтруистического поведения у животных! — наверняка возразит кто-то. — Как же Докинз их объясняет?
Все очень просто: альтруизм животных тоже инициирован эгоистичными генами. И дело здесь вовсе не в морали, и не в заботе о ближнем. Гены просто помогают своим точным копиям, которые находятся в других телах. И особи-альтруисты — это всего лишь пешки, которыми жертвует ген ради своего сохранения.
Какие из всего этого можно сделать выводы?
Сам Докинз настаивает, что мы вовсе не обязаны подчиняться своим генам. На людей влияет не только наследственная предрасположенность, но и культура. А это значит, что мы сами можем выбирать: становиться нам эгоистами или нет. И в чем бы заключался подвиг альтруизма, если бы он был заложен в нас генетически?
Докинз призывает читателей: «Давайте попробуем учить щедрости и альтруизму, ибо мы рождаемся эгоистами».
К сожалению, адепты «природного эгоизма» вряд ли обращают внимание на эти слова ученого. Они выхватывают из его работы лишь отдельные идеи и раздувают их откровений вселенского масштаба. В самой же книге отнюдь не так все однозначно, и она вовсе не является оправданием человеческого эгоизма, как это порою пытаются преподнести.
Моральный альтруизм
Моральный альтруизм – это помощь другим людям, в основе которой лежат совесть и нравственные установки человека. При этом индивид действует, исходя из своих внутренних убеждений и понятий о том, как правильно следует поступить в данной ситуации. Живя по совести, человек становится честным перед самим собой, не испытывает чувства вины и душевных мук.
Одной из форм морального альтруизма является нормативный. Он выражается в борьбе человека за справедливость, стремлении наказать виновных и отстоять правду. К примеру, судья выносит суровый приговор преступнику, несмотря на очень крупную сумму, предлагаемую ему в качестве взятки.
Как воспитать ребенка альтруиста
В любой ситуации дети берут пример со своих родителей, поэтому, если вы мечтаете о том, чтобы ваш ребенок стал альтруистом, когда вырастет, следует подавать ему правильный пример. Каждое действие родителей будет расцениваться ребенком таким образом, что его нужно повторить. Поэтому следует показывать малышу, что вы помогаете людям. Учите, что нужно делать добро и не отказывать в помощи, если вас об этом попросили. Наблюдая перед собой родителей-альтруистов, дети обязательно захотят быть такими же.
Важно показывать ребенку ваш собственный пример
Рациональный альтруизм
Рациональный альтруизм – это попытка человека найти правильный баланс между своими интересами и потребностями и нуждами окружающих. Он предполагает осмысленное совершение человеком бескорыстных поступков, их предварительное обдумывание.
Рациональная теория альтруизма позволяет индивиду защититься от тех, кто мог бы использовать его честность и доброту. Именно поэтому в его основе лежит взаимность стараний. Без этого отношения могут превратиться в эксплуататорские. Человеку необходимо понять, где и когда стоит предлагать свою помощь, постараться не действовать в ущерб себе и своим интересам.
Как люди относятся к альтруизму
Часто люди не могут понять альтруистов. Так как эгоистический тип личности более распространен в современном обществе, то зачастую искренние и доброжелательные люди, готовые на жертвы ради блага других, выглядят белыми воронами. Именно поэтому эгоисты позволяют себе пользоваться добротой немногочисленных альтруистов, рассказывать о своих бедах и просить о помощи, в которой те не могут рассказать. Часто можно наблюдать, как эгоисты добиваются больших успехов на работе за счет тех альтруистов, которые выполняют за них свои обязанности. Именно поэтому важные посты и должности в основном отданы хитрым эгоистам.
Альтруисты – жертвы современного общества
Альтруизм из симпатии и сочувствия
Альтруистические поступки очень часто совершаются человеком, которым движут некие переживания и чувства. Это может быть милосердие, сострадание или сочувствие. Как правило, доброжелательность и самоотверженность альтруистов распространяются только на близких людей – родственников, друзей, любимых. Если же альтруизм выходит за рамки подобных отношений, он носит название «филантропия». Чаще всего она проявляется в благотворительности и помощи нуждающимся.
Понятие эгоизма
Понятием, противоположным альтруизму, является эгоизм. Он представляет собой поведение индивида, направленное исключительно на удовлетворение своих интересов и потребностей, получение выгоды и пользы для себя. Последствия, к которым могут привести подобные действия для остальных людей, эгоистом в расчет не принимаются.
Существует мнение, что каждый человек генетически предрасположен к эгоизму. Это объясняется длительной борьбой за выживание и естественным отбором в условиях, в которых людям пришлось существовать длительное время. Некоторые ученые считают, что всеми поступками человека движет эгоизм. Даже самые благие намерения и бескорыстные действия на самом деле имеют скрытую цель удовлетворить потребности самого человека, а не окружающих.
Различают рациональный и иррациональный эгоизм. В первом случае человек оценивает и взвешивает последствия своих действий. В итоге он поступает так, как ему кажется правильным и целесообразным. Иррациональный эгоизм предполагает необдуманные и импульсивные действия, которые могут повлечь за собой неприятные последствия для окружающих.
Альтруизм и эгоизм
Казалось бы, что такие противоположные понятия не могут сочетаться в одном человеке и не имеют ничего общего. Традиционно мы привыкли считать эгоизм отрицательным качеством личности. Люди, обладающие им, вызывают осуждение и порицание со стороны общества. Альтруизм подразумевает, напротив, положительную оценку. Люди всегда почитали самоотверженность и геройские поступки.
На самом деле, нельзя разделять такие понятия, как альтруизм и эгоизм. 4 класс в школе — время узнать о значении этих слов и то, что они прекрасно сочетаются в одном человеке и дополняют друг друга. В основе как альтруизма, так и разумного эгоизма лежат мораль и нравственность. Ценность человеческой жизни безмерно велика, причем и чужой, и своей собственной. Поэтому, если индивид стремится к личной выгоде и реализации своих потребностей, это нельзя считать злом, конечно, при условии, что от этого не страдают другие люди.
Нужно помнить и о том, что человек может меняться в зависимости от того, какой он получает жизненный урок. Эгоизм и альтруизм могут чередоваться в людях. К примеру, если человек, совершивший благородный поступок, вместо благодарности получает осуждение либо если его физические и моральные возможности совершать добрые поступки иссякли, то он может превратиться в эгоиста. Забота о собственной персоне также может смениться альтруизмом, если для этого создались подходящие условия.
Проблемой современного общества является осуждение как самоотверженного поведения, так и эгоизма. В первом случае людей часто считают ненормальными либо не верят им и ищут скрытую выгоду в их поступках. Эгоизм же ассоциируется с жадностью и наплевательским отношением к окружающим.
Типы взаимодействий: эгоистическое и альтруистическое
Люди вступают в два основных вида взаимодействия: эгоистическое и альтруистическое. К примеру, конкуренция или кооперация, конфликт или согласие, оппозиция или уступка и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип взаимодействия. В первую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее. Во вторую попадают такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения.
Кооперация означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.
Важным показателем качества кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Здесь важно проанализировать вклад каждого из участников взаимодействия и степень их включенности в него.
Эгоизм и альтруизм
Содержание
Эгоизм и альтруизм
Корни альтруизма
Альтруизм и эгоизм в чистом виде: какие они
Эгоистический альтруизм и альтруистический эгоизм
Чистый альтруизм
Главным признаком любых взаимодействий является взаимозависимость. С рождения и до самой смерти взаимодействия являются основой и сутью жизненного опыта человека. Люди имеют семьи, друзей, сотрудников и любят проводить с ними время, даже что-то для них делать. От этого они получают удовольствие, хотя удовольствие это эгоистическое. Т.е. человек получает удовольствие, потому что партнер по взаимодействию получает удовольствие, и это является для него вознаграждением. Человек привык получать за все вознаграждение, так он удовлетворяет свой эгоизм.
В интегральном подходе эгоизм и альтруизм представляют собой главные движущие силы эволюции, которые определяют принципы организации и динамику развития всех уровней и подсистем мироздания, всех его элементов: от субатомных частиц до метагалактик, от царства минералов до человеческого общества и самого человека.
Первичной и наиболее важной является альтруистическая сила (или желание отдавать), поскольку именно в ней заключено творческое созидательное начало, «энергия сотворения». Эта сила формирует мироздание и придает ему качества системности, взаимозависимости и взаимовключенности.
Эгоизм, в отличие от общеупотребительного значения этого слова, отнюдь не сводится к конкуренции и стремлению приобретать некие блага в ущерб другим. Скорее, его можно определить как желание каждого элемента мироздания существовать, сохранять свою целостность и, следовательно, получать, поглощать нечто из окружающей среды. Используя терминологию А. Бергсона, можно сказать, что в эгоистической силе воплощается энергия «жизненного порыва».
Обе силы неразрывно связаны: между ними устанавливаются сложные отношения, в которых имеет место противостояние, борьба и взаимодействие, взаимопроникновение. В «поле напряженности», возникающей между двумя полюсами, и разворачивается глобальная эволюция, которая запускает и выводит на первый план попеременно то интегрирующие, то дезинтегративные процессы.
Работает ли в человеческом обществе закон равновесия между эгоистической и альтруистической программами? Какие формы и особенности обретает их взаимодействие в социокультурном пространстве? И к каким результатам это приводит?
Мы полагаем, имеются веские основания считать, что на протяжении всей истории человечество развивалось по преимуществу под воздействием эгоизма. Альтруистическая сила, при всей ее значимости, никогда не представала в своем «чистом виде». Она смешивалась с эгоизмом, а нередко подавлялась им или подчинялась и отступала на второй план. И все-таки альтруизм не мог быть вытеснен полностью.
Альтруизм принято считать одной из главных человеческих добродетелей. Готовность действовать ради других людей, не учитывая личных интересов (а то и жертвуя ими), построенную на безвозмездной основе, в обществе всегда восхваляли, относя к самым благородным проявлениям.
Но альтруизма в чистом виде почти не существует, а многие его проявления имеют общие корни с эгоизмом – антагонистической чертой характера, многими относимой к негативным характеристикам человека. Почему так – сейчас попробую объяснить.
Корни альтруизма
Корни альтруистических побуждений уходят в седую историю, во времена, когда наши предки еще жили в лесах. Для человекообразных обезьян, которые были социальными животными, залогом выживания было сохранение стада в целом. Поэтому в ходе естественного отбора наиболее конкурентными и жизнеспособными оказывались группы, представители которых не проявляли чрезмерной агрессии к соплеменникам, но зато периодически оказывали поддержку друг другу.
Альтруизм в современном виде зародился в первобытную эпоху. Позднее, уже во времена не столь далеких наших предков (вроде кроманьонцев) значимость альтруистических поступков для их общества стала еще выше. Распространение людей привело к ужесточению внутривидовой конкуренции, возникающей между общинами, борющимися за место под солнцем. В таких условиях крепко воцарилось явление, именуемое в среде ученых «парохиальный альтруизм». Парохиальный альтруизм – это форма альтруизма, которая носит избирательный характер и проявляется только в отношении узкого круга близких лиц.
Причиной войн первобытной эпохи часто становился именно парохиальный альтруизм – желание обеспечить жизненным пространством своих, вытеснив чужих. Представим ситуацию: человек видит пожар в соседнем доме и самоотверженно бросается спасать из горящей квартиры людей, не думая о последствиях для себя. Альтруистический ли это поступок? Безусловно, да, и это деяние заслуживает награждения медалью «За спасение погибавших». А теперь взглянем на общую картину шире и представим, что эти действия по спасению семьи друзей или родственников также повлекли за собой гибель десятка абсолютно незнакомых людей, на которых спасающему было плевать. Вот это и есть пример парохиального альтруизма: жертвуем чужими, думая лишь о своих.
Именно из парохиального альтруизма идут корни альтруизма в том понимании, каком его привыкли видеть мы. Однако из той же области происходит и эгоизм. При этом в большинстве случаев оба этих явления в абсолютно чистом виде не существуют в реальности в силу сложного устройства человеческого сознания и его психологии.
Альтруизм и эгоизм в чистом виде: какие они
Описать альтруизм и эгоизм в чистом виде очень легко. Чистый альтруизм – это действия человека во благо другому, совершаемые им бескорыстно, без учета личных интересов или даже наперекор им. Чистый эгоизм – это, напротив, действия человека, направленные на извлечение максимальной выгоды для себя, при полном игнорировании интересов остальных людей.
В качестве примера чистого альтруизма можно привести ситуацию из фильма «Семь жизней», в котором герой Уилла Смита жертвует органы, а затем совершает самоубийство с целью спасения максимального количества людей. Там не все так просто (мы к этому еще вернемся), но общий посыл, думаю, понятен: умри, спасая других.
Иллюстрацией проявления чистого эгоизма часто являются киношные злодеи, готовые уничтожить человечество и/или повергнуть мир в хаос ради завоевания абсолютной власти над ним. Конкретный пример привести сложно, хотя таких немало.
Однако крайние проявления альтруизма и эгоизма не свойственны среднестатистическому человеку. Этому мешает инстинкт самосохранения, доставшийся нам от животных предков и в ходе эволюции трансформирующийся в более совершенное чувство самосохранения, движимое уже сознательными мотивами (а не только «прошивкой», записанной в мозг генами, как у более простых живых существ).
Проявления чистого альтруизма в нормальных (и близких к ним) условиях блокируются чувством самосохранения. Матросовы, закрывающие грудью амбразуру ради спасения однополчан от огня, возможны только в экстремальных ситуациях, на фоне большого стресса, в том числе, и на войне. Если спроецировать их в графическом виде на шкалу нормали, то люди, совершившие такие поступки, окажутся по краям графика, в то время как большинство будет в центре.
Проявления абсолютного эгоизма тоже блокируются мозгом, не испытывающим чрезмерного стресса, с помощью механизмов самосохранения. Конечно, вполне реально на черном рынке приобрести пулемет и расстрелять из него фургон инкассаторов или напасть на банк, чтобы получить миллионы. Но каждый человек понимает, что после этого его жизнь никогда не будет прежней (если его вообще не убьют в ходе защиты или при задержании). То же самое касается и ситуаций попроще. Ради удовлетворения собственных интересов можно наплевательски отнестись к окружению, к близким, но в итоге может оказаться, что выгода не так ценна, как принесенная жертва в виде изменений в жизни.
В итоге мы получаем картину, в которой абсолютные проявления альтруизма и эгоизма в чистом виде относятся к категории маргинальных. То есть такими, которые среднестатистическому человеку не свойственны.
Обычные же поступки, регулярно совершаемые людьми в повседневной жизни и оцениваемые другими как эгоистические или альтруистические, не носят абсолютного характера, имеют смешанную природу.
Эгоистический альтруизм и альтруистический эгоизм
Смешанная природа альтруистических и эгоистических поступков означает, что в любом из таких деяний можно найти черты, свойственные противоположному. То есть, «добро» может вершиться во имя личных интересов, а «зло» – ради какой-то цели, оцениваемой действующим лицом как всеобщее благо. Люди, сами того не замечая, регулярно проявляют альтруизм, руководствуясь эгоистическими побуждениями, и наоборот.
Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать эмоциональное состояние человека до, во время и после совершения какого-то действия. Многие люди (если не почти все), добровольно оказывая бескорыстную помощь другим, переживают в итоге улучшение эмоционального фона. К примеру, человек в не очень хорошем настроении видит, что тяжело больному ребенку требуется помощь, и жертвует деньги на его лечение. В момент передачи средств он переживает душевный подъем.
Помогая другим, человек сам получает удовлетворение. После совершения акта благотворительности настроение, как правило, улучшается. Человек, осознавая, что он сделал доброе дело, испытывает чувство удовлетворения, его самооценка повышается. При этом задействуются те же структуры мозга, те же биологические механизмы, что и при получении удовольствия от эгоистического поступка. Радость человека, из альтруистических побуждений пожертвовавшего деньги или оказавшего иную помощь, имеет ту же природу, что и радость нашедшего и присвоившего себе кошелек с кругленькой суммой.
Очень часто (в большинстве случаев) мы совершаем хорошие дела, руководствуясь эгоистическими побуждениями. Упомянутый фильм «Семь жизней» является хорошей иллюстрацией этого. Главный герой пожертвовал в конечном итоге семь частей своего тела, чтобы спасти других людей. Но делал он это не потому, что вдруг решил без каких-либо поводов, будто семь чужих жизней важнее, чем одна его. В начале картины персонаж Уилла Смита стал виновником ДТП, в котором погибло семеро людей. По этому поводу он испытывает душевные муки и приходит к выводу, что единственным способом искупления вины может стать спасение семи других жизней, ценою собственной.
Если копнуть глубже, то становится ясно, что мотивацией для героя фильма является вовсе не чистый альтруизм. Избранный вариант искупления вины попросту показался ему единственным способом утолить свои страдания. Не сделав этого, он бы в любом случае не смог спокойно жить.
Самопожертвование оказалось наиболее подходящим способом ухода из зоны дискомфорта. А ведь подобная мотивация как раз и является ключевой для поступков эгоистического характера: «мне сейчас некомфортно, сделаю вот так, и тогда мне будет лучше».
Здесь специально приводится в пример не реальный случай, а киношная ситуация, чтобы показать, что даже у акта самопожертвования могут быть эгоистические корни. Оказывая другим посильную помощь на протяжении всей жизни, герой мог бы спасти не 7, а 77 или 777 жизней, но он выбрал другой путь. Конечно, такой сценарий был бы скучным, поэтому кино об этом никто не снял. А так мы получили интересный фильм и яркий пример того, что альтруистическое самопожертвование может иметь эгоистические корни.
Если говорить о ситуациях из реальной жизни, которые не столь примечательны, то примеры эгоистического альтруизма или альтруистического эгоизма мы видим везде. Добрые поступки, мотивацией и итогом которых является повышение настроения и самооценки, имеют именно эгоистические корни. Свершая их, люди не получают материальной отдачи, но зато обретают психологическое удовлетворение. А оно порой даже важнее удовлетворения материального.
Большинство проявлений альтруизма имеет эгоистические корни. Занимаясь волонтерством, жертвуя средства людям на лечение, давая другим деньги в долг на неопределенный срок или просто помогая вставшему на обочине человеку починить машину, мы не только думаем, что просто отдаем свои ресурсы, не получая ничего взамен. Почти каждый при этом еще и испытывает удовлетворение от того, что он, пожалуй, не так уж плох и не последний человек на этой земле, что способствует улучшению морального состояния.
В этом нет ничего плохого, поэтому разумного эгоизма не стоит стыдиться или осуждать его. Не нужно думать, что если вы делаете добро сугубо ради получения удовольствия, то вы плохой. Нет, все в порядке, так и должно быть. Это – особенности нашего мозга, сознания, обретенные в ходе эволюции.
Чистый альтруизм
Когда человек всегда думает о другом, наполняя его желания, – это называют альтруизмом. Он строится на благе другого, на благе своем через благо другого. Для этого нужно подняться над собой – то есть то, как относятся ко мне другие, не имеет значения, и я все равно отношусь к ним одинаково хорошо.
Альтруизм мы не можем отнести к неживому, растительному, животному уровню, имея в виду соединение молекул, работу клеток или, скажем, муравейника. У любого представителя любого из этих уровней нет свободы выбора – это все обусловлено генами, законами, инстинктами.
Там, где есть свобода выбора, где есть место подняться над собой, – там есть альтруизм.
Когда речь идет о абсолютном, бескорыстном альтруизме, то это – о свойстве отдачи. То есть любить свойство отдачи это и есть альтруизм. Поэтому никакое его – другого человека – обратное воздействие не может помешать его любить.
Библиография :
1. Андреева Г.М. Социальная психология.Москва: Аспект Пресс, 1999 2. Лайтман М.,Хачатурян В. Интегральный подход к всемирной истории. URL: https://michaellaitman.com/ru/news/integralny-podhod-k-vsemirnoy-istorii/ 3. Взаимоотношения между людьми — принцип взаимозависимости. URL: https://med74.ru/psy/articles/ya_i_socium/vzaimootnosheniya_mezhdu_lyudmi.html 4. Эгоизм и альтруизм: очень тонкая грань и общие корни. URL: https://hype.tech/@ns3230/egoizm-i-altruizm-ochen-tonkaya-gran-i-obshchie-korni-9m9ecqe7 5. Альтруизм или эгоизм: что побеждает в человеке? URL: https://psychologdo.ru/altruizm-ili-egoizm-chto-pobezhdaet-v-cheloveke
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
Этот материал — часть курса «Интегральная психология», который мы разрабатываем в Институте Исследования Интегрального Мира (IWRI ). Материал выходит под науч. редакцией проф. Э. Элиав. Общая редакция: Т. Ашер. Подготовка материала: Р. Кабат. Секретарь курса: В. Шапошникова. Литредактор: А. Александрова.
Ваш e-mail
Плюсы и минусы альтруизма
Положительные стороны самоотверженности очевидны каждому человеку. Альтруизм – это прежде всего помощь людям. Если вам удалось спасти ближнего или оказать ему поддержку в нужный момент, это, безусловно, заслуживает похвалы и одобрения. Совершая бескорыстные поступки, помогая окружающим, каждый человек делает наш мир немного добрее и гуманнее.
Есть ли у альтруизма минусы? В разумных пределах они отсутствуют. Однако если человек совершенно забывает о себе и своих интересах, это может нанести существенный вред ему самому. Очень часто окружающие начинают пользоваться добротой и мягкосердечностью человека, перекладывают на него свои обязанности, постоянно просят у него взаймы денег и не отдают их. Они знают, что им никогда не откажут и всегда помогут, даже если это не так уж и необходимо. В результате альтруист может остаться ни с чем, не получив никакой благодарности за свои добрые деяния.
Характерные черты альтруистов
Доброта и щедрость — характерные признаки альтруиста
Давайте рассмотрим, какими основными чертами характера должен обладать человек, который может называться альтруистом. Предлагаю Вашему вниманию проявления альтруизма:
- доброта — желание приносить благо людям;
- жертвенность — способность отдать свои силы, деньги, эмоции ради других;
- бескорыстие — ничего не требует взамен;
- гуманизм — искренняя любовь к окружающим;
- благородство — склонность к хорошим поступкам;
- щедрость — желание поделиться с людьми тем, что имеешь;
- ответственность — альтруист осознает, почему так себя ведет, учитывает, к каким последствиям может привести его поступок, берет ответственность за свои действия.
Чтоб стать альтруистом не нужно быть богатым или занимать определенное место в обществе. Иногда достаточно оказать поддержку, уделить внимание, обеспечить уход, чтобы помочь человеку.