Невербальное общение: кинесика, такесика, проксемика


Невербальные коды и языки

    • Акцентирование (жест рукой сверху вниз).
    • Изображение направления мысли («Вперед, к победе!»).

  • Указание (указкой лектор показывает на график, схему).
  • Изображение очертаний предмета («Плод вот такой формы»).
  • Ритмические движения (в такт произносимым словам).
  • Изображение физических действий («Я его как стукну!»).
  • Рисование картины в воздухе (например, фигуры человека).
  • Иллюстрирование вербальных положений (эмблематика).
  • Адаптаторы — это мимика, движения рук, ног и т.д., они отражают эмоциональное состояние (скуку, напряжение и др.) Адаптаторы делятся на:

    • Самоадаптаторы
      — жесты, которые связаны с телом (почесывание, похлопывание, потягивание, пожимание плечами).
    • Альтерадапторы
      — движения по отношению к телу собеседника (похлопывание по спине).
    • Объект-адапторы
      — движения, связанные с другими вещами (свертывание листа бумаги).

    Регуляторы — это невербальные действия, управляющие усилением или ослаблением разговора между людьми (контакт глазами с говорящим, кивки головой и др.) Важнейшую роль в невербальной коммуникации играют глаза и лицо. Известна следующая закономерность: зрачки глаз расширяются и сужаются при взгляде на приятные и неприятные объекты.

    Изображение аффектов — это выражения лица, отражающие разнообразные эмоции (радость, печаль, гнев и т.д.)

    Вокалика (паралингвистика)

    Голосовые эффекты сопровождают слова. Тон, скорость, сила, вид голоса (тенор, сопрано и т.д.), паузы, интенсивность звуков — каждый из них имеет свой смысл. Эти паралингвистические средства часто рассматриваются как вокальные ключи.

    Они говорят об эмоциях людей

    . Например, когда человек очень сильно зол, то он произносит слова медленно и раздельно, делая паузу между словами, чтобы произвести специальный эффект.

    Паралингвистика также характеризует личность

    . Например, манера речи может говорить об авторитарной, жесткой или мягкой личности.

    Исследования выявили связи вокалики с убедительностью речи

    . Более скоростная, интонационная, громкая речь сильнее убеждает людей.

    Физические свойства (физикатика)

    Общая привлекательность, красивое тело, нормальный вес являются положительными знаками в коммуникации. Предрассудки по отношению к малопривлекательным людям, а также к людям с физическими недостатками глубоко укоренились в сознании общества, и они ухудшают коммуникационные возможности.

    Хаптика (такесика)

    Люди прикасаются друг к другу по разным поводам, различными способами и в разных местах. Выделяются профессиональные, ритуальные, дружеские и враждебные, любовные касания.

    Проксемика в коммуникации

    Связана с тем, как воспринимается и используется социальное и личное пространство в коммуникации (дистанция между коммуникаторами, организация пространства при беседе и др.) Каждый человек будто окружен пространственной сферой, размеры которого зависят от культурной основы личности, от ее состояния, от социальной среды.

    Выделяют три типа пространства:

    • Фиксированное пространство, оно ограничено недвижимыми вещами, например, стенами комнаты.
    • Полуфиксированное пространство, оно меняется, например, при перестановке мебели.
    • Неформальное пространство — это личная и интимная территория, окружающая человека.

    В европейской культуре существуют такие нормы: 0-35 сантиметров — это границы интимного пространства; 0,3-1,3 метра — границы личностного пространства; 1,3-3,7 метров — социального, и 3,7 метров — граница публичного, общественного пространства.

    Хрономика в коммуникации

    Изучает структурирование времени в коммуникации. В западных культурах высоко ценится пунктуальность. Пунктуальность — одно из условий успешной карьеры. Вызывают нарекания те люди, которые опаздывает или не выполняют задания в срок. В восточных же культурах отношение ко времени менее жесткое. Аналогично у мужчин и у женщин разное представление о пунктуальности, например, при личных встречах.

    Артефакты (артефактика)

    К артефактам относятся, например, одежда и украшения. Одежда является наиболее сильным фактором. Она должна соответствовать обстановке (деловая, домашняя), физическим параметрам тела (быть по фигуре), социальному положению, стилю.

    Во всех этих и других направлениях невербальной коммуникации специалистам необходимо получить определенную подготовку.

    Ольфактика

    Занимается изучением запаха. Запах, возможно, влияет сильнее всех других ощущений. По запаху у нас формируется мнение о собеседнике.

    Запахи являются важными факторами в коммуникации. Можно выделить следующие особенности:

    • Слепота на запахи
      — это неспособность различать запахи, что может затруднять общение с другими людьми.
    • Адаптация к запаху
      — это привыкание к определенным запахам.
    • Память о запахе
      — некоторые запахи могут вызывать приятные или неприятные воспоминания.
    • Неумеренный запах
      — это превышение нормы при использовании духов, дезодорантов, приправ и пр.
    • Различие запахов
      — это способность обоняния устанавливать сходство и отличие одних запахов от других.

    Человек может выявлять до десяти тысяч запахов.

    Эстетика

    Необходима при передаче сообщения или настроения через цвет или музыку. Музыка регулирует поведение, стимулирует или ослабляет определенные действия. Окраска стен, мебели, технического оснащения должны вызывать благоприятные ощущения. Например, не рекомендуется зеленая окраска в больницах, потому что она вызывает тошноту у некоторых больных, а белый цвет несет холод.

    Влияние цвета и музыки на человека используется в разных помещениях и ситуациях: от супермаркетов до автомобилей и площадей. В каждом месте они должны соответствовать предназначению конкретного помещения или ситуации.

    Автор: Игорь Петрович Якoвлeв

    , доктор философских наук, профессор, преподаватель теории коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского университета и Академии управления и экономики.

    Источник

    Тактильная коммуникация (такесика) и проксемика

    В организации взаимодействия учитель-ученик.

    Что такое такесика? Это слово является однокоренным с понятием «тактильный», произошедшего от латинского tactilis – осязаемый. То есть, такесика – это невербальное средство общения, основанное на осязаемых сигналах, передаваемых друг другу людьми.

    Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, похлопывание, отталкивание и пр.

    Люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разны­ми способами и в разных местах. Исследования показывают, что разнообразные прикосновения необходимы человеку, поскольку стимулируют и регулируют его общение с другими.

    Доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем всеми выбранными средствами, вместе взятыми. Право на это имеет только тот педагог, кто пользуется доверием воспитанников. Использование динамических прикосновений определяется рядом таких факторов, как статус, возраст, пол учащихся и учителей (Мижирикова В. А., Ермоленко Е. М. [126]).

    В общении с детьми очень важно использовать прикосновения (тактильная коммуникация). Прикосновением можно установить контакт, привлечь внимание, выразить свое отношение к ребенку. Бывает, сидит ученик на экзамене в растерянности, лоб в испарине, дрожит от страха, а учитель подойдет, обнимет рукой за плечи, скажет на ухо ободряющие слова, глядишь — и воспрянул духом “мученик науки” [170].

    Передвигаясь по классу, учитель может коснуться руки или плеча отвлекшегося ученика и тем самым привлечь его к работе, может прикосновением отметить удачный ответ, успокоить возбужденного. Особенно важно использовать прикосновения к ребенку родителям, ведь такие прикосновения не вызывают настороженности, не создают неудобства, как иногда в общении с чужими людьми.

    Учителю нельзя злоупотреблять прикосновениями — ребенок находится в зависимой ситуации и не может позволить себе уклониться в случае, если прикосновения ему неприятны. Способствуют контакту мягкие и спокойные, как бы случайные, прикосновения. Прикосновения, несущие оттенок силы, давления, могут оттолкнуть ребенка.

    Но не всегда педагог входить в «интимное пространство» для решения той или иной проблемы в учебно-воспитательном процессе. Зонирование коммуникативного пространство класса не всегда в поле зрения учителя либо этому не придается особого значения, и как результат, может возникать непонимание, обида, безразличие со стороны ученика к педагогу и его не желание активно работать на уроке. Знание проксемики позволяет устранить многие причины негативного коммуникативного сценария в общении с обучающимися.

    Проксемика изучает, в частности, влияние на общение пространств с фиксированными отношениями (архитектуры), с полуфиксированными отношениями (расстановка мебели) и динамических пространств (расположение собеседников в пространстве в процессе коммуникации).

    Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

    Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль метакоммуникативных маркеров, отдельных фаз речевого общения. Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п. (Почепцов Г. Г. [162, с 52—53]).

    В зависимости от времени суток, наполненности помещения и собственного физического состояния человек может занимать в помещении разные места. Людям свойственно стратифицировать пространство, надевая на него незримую сетку координат и маркеров, которые позволяют судить о социальном положении, установках и самооценке.

    Американский психолог Э. Холл, один из первых в области изучения пространственных потребностей человека, в 1969 году издал книгу “Молчаливый язык”. Он же ввел термин “проксемика” (от англ. proximity – близость).

    Это та дистанция, которую соблюдают люди, и это – биологическая закономерность.

    Каждый человек имеет определённую территорию, считаемую им личной. Расстояние при общении зависит от многих факторов (происхождение, культура, личные предпочтения). При слишком малом или большом расстоянии люди могут испытывать неловкость и дискомфорт [163].

    Выделяются четыре основные дистанции

    , которыми руководствуется большинство людей во время общения:
    интимная, личная, социальная и публичная.
    Интимная дистанция

    может быть ближней, выражаясь прикосновением, и дальней – на расстоянии от 15 до 50 см. Ближняя интимная дистанция в деловой жизни предполагается во время рукопожатий, приветствий и прощаний. Во всех остальных случаях устанавливается дальняя дистанция – 50 см.

    Личная дистанция

    – это деловое общение на расстоянии от 60 см до 1,2 м, к которому прибегают во время ведения бесед, переговоров, подписания контрактов. Такое расстояние ни к чему не обязывает и вместе с тем располагает к продолжению контакта.

    Социальная дистанция

    – от 1,2 до 2,5 м – устанавливается в случаях, когда общение происходит с незнакомым человеком. На таком расстоянии директор принимает секретаря, других служащих, подчеркивая строго деловое общение. Подобная дистанция удобна, когда длительное общение нежелательно: можно отвести от собеседника взгляд, и на таком расстоянии это будет означать прекращение разговора.

    Публичная дистанция

    предполагает расстояние от 3,5 до 7,5 м. Она идеально подходит для выступлений на совещаниях, семинарах. Публичная дистанция – это расстояние от сцены до публики, характерное для театра; от трибуны до участников совещаний, собраний.

    Организация и угол общения также являются важными проксемическими компонентами невербальной системы. Исследователи Григорьева Т. Г., Усольцева Т. П. [47] определяют ориентацию как расположение общающихся по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения «лицом к лицу» до расстояния «спиной к спине». При беседах за столом ориентация партнеров определяет зачастую характер общения.

    Известно, в частности, что размещение за столом рядом способствует нормальной совместной работе, сотрудничеству; размещение по диагонали создает ощущение непринужденности, определенной степени свободы; позиция лицом к лицу (напротив) может усилить напряженность и контроль друг за другом, вызывать на конфликт.

    К проксемическим средствам общения относится ориентация учителя и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норма педагогической дистанции определена следующими расстояниями:

    · персональное общение учителя с учащимся — от 45 до 120 см;

    · официальное общение в классе — 120 — 400 см;

    · публичное общение при выступлении перед аудиторией — 400 -750 см. (Мижерикова В. А., Ермоленко М. Н. [126]).

    Изменяя как свое положение в пространстве, так и регулируя взаимное расположение других участников, а также необходимых предметов, педагог может вносить изменения в ход педагогического процесса и инициировать изменения в педагогической культуре общения (Двинянинова Г. С., Девяткова С. Н. [53] и др.).

    Наблюдая за работой учителя на уроке, можно заметить, как отмечает Е. А. Петрова и Е. М. Юмашева [213] , что зона наиболее эффективного контакта – это первые 2—3 парты. Именно первые парты попадают в личную или даже интимную (если учитель стоит вплотную возле учеников) зону на протяжении почти всего урока. Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии от учителя, согласно классификации зон общения по А. Пизу. Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым ребенком.

    При рассмотрении пространства общения нельзя не затронуть и такого аспекта, как организационные условия обучения, в частности, размещение мебели (столов и стульев) в пространстве класса (Самоукина Н. В. [138], Цукерман Г. А. [202]). Так, Н. В. Самоукина отмечает, что мебель размещена в классной комнате таким образом, что стол учителя стоит перед классом и как бы противопоставлен ему. Такое организационное решение пространства класса, по мнению автора, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы учащихся поставлены в несколько рядов и производят впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ученик чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с учителем «один на один» являются факторами, вызывающими у ребенка неприятное и напряженное состояние. Обычно дети в школьном классе сидят так, как показано на схеме 1.

    Схема 1. Традиционное расположение учеников в классной комнате

    Давайте посмотрим на эту хорошо знакомую всем схему с точки зрения возможностей организации коллективного взаимодействия детей в процессе обучения. Несложно заметить, что при таком расположении учебных мест каждый ученик способен взаимодействовать преимущественно с учителем, только с ним он может иметь полноформатный визуальный и речевой контакт. Данный вариант размещения учащихся не способен отключить механизм социальной фасилитации, но и взаимодействия детей в процессе обучения он не предполагает (Иванов В. Д., Иванова Е. В., Иванова А. В. [70]).

    Данное расположение детей в школьном классе имеет многовековую историю и тесно связано с методической стороной учебной работы, традиционно осуществляемой в условиях классно-урочной системы. Эта схема жестко закрепляет главенствующее положение учителя. Каждый ученик «направлен» на учителя и ограничен в возможностях взаимодействия с одноклассниками. Кроме того, закрепленное за каждым ребенком место за той или иной партой указывает на определенный социальный ранг. Так, пребывание ученика на первой или последней парте в классной комнате и по сей день отражает и определяет степень его учебной успешности, его статус в коллективе сверстников, характер его отношений с учителем. Н. В. Самоукина [138] предлагает организовать пространство класса иным образом, сделав его более демократичным: стол учителя ставится впереди по центру, а парты учащихся расположены полукругом на одинаковом расстоянии от стола учителя.

    Стремясь разнообразить характер совместной учебной деятельности детей, педагоги (обычно это делается в старших классах школы, однако и младшие школьники любят работать таким образом) нередко прибегают к способу взаимного расположения учащихся на занятиях. Этот способ представлен на схеме 2. Он тоже относится к числу университетских изобретений, и наиболее приемлем для проведения других форм, напоминающих университетские семинары. Поскольку уроки-семинары не редкость в старших классах и часто проводятся при изучении предметов, ориентированных на коллективное обсуждение, этот способ расположения учебных мест весьма популярен.

    Схема 2. Традиционное расположение учащихся на семинаре

    Как несложно заметить, эта организация пространства значительно более демократична, чем предыдущая. Каждый участник видит всех и может общаться со всеми, все видят его и могут общаться с ним. Каждый может высказаться и быть услышанным не только учителем, но и участниками занятия. Однако подчеркнем, что место педагога здесь по-прежнему выделено особо. Это подчеркивает — педагог здесь глава, он ведет коллективное обсуждение. Следовательно, сама организация пространства подчеркивает его особую, доминирующую роль.

    При такой организации пространства возникают как положительные, так и отрицательные стороны взаимодействия педагог-учащийся.

    Организация пространства класса по принципу «Семинар»

    Положительные стороныОтрицательное стороны
    Активность обучающихся заметно возрастаетактивность носит в основном деструктивный характер (эффект новизны, ощущение свободы, не подкрепленной ответственностью и самодисциплиной)
    Ответы обучающихся часто адресовались уже не только педагогу, но и сверстникам. Обучающиеся активнее реагировали на отвечающих сверстников, и участвовали в обсуждениичувствовали себя явно более раскованно, чем при традиционном размещении, не считали себя непременно обязанными строго следовать за учителем.

    Схема 3 предлагает сходный, но не идентичный предыдущему способ размещения участников, а, следовательно, она способна продуцировать несколько иной вариант взаимодействия. Главное ее отличие в том, что здесь педагог (либо учащийся-спикер) не доминирует. По характеру размещения он здесь не «главный», а «равный среди равных». Конечно, при желании его роль ведущего или арбитра практически может быть им сыграна, но она не подчеркивается самой организацией пространства.

    Схема 3. Вариант размещения участников семинара

    Данный вариант размещения очень результативен в плане не только активного включения механизма социальной фасилитации, но и в плане эффективной организации совместной деятельности в обучении. Коллективное обсуждение проблемы при таком варианте размещения обучающихся на занятиях создает максимально благоприятные условия для их взаимодействия. При таком размещении парт обучающийся оказывается постоянно на виду. Он уже не ощущает псевдозащищенности от того, что сидит боком к учителю и большинству одноклассников. Это способствует большей дисциплинированности и ответственности каждого.

    Для групповой организации пространства могут быть разные варианты, которые показаны на следующих схемах 4 — 6.

    Личные зоны в разных культурах

    В своих исследованиях Эдвард Холл, как и подобает профессиональному культурологу, уделял большое внимание межкультурным отличиям и анализировал различные культуры. В ходе изучения пространственного восприятия представителей разных народов Холл установил несколько особенностей, на которые стоит обратить внимание всем, кого интересует тема проксемики вообще и тема улучшения взаимоотношений с окружающими в частности.

    Вот несколько наблюдений Холла:

    • представители культуры Запада акцентируют внимание не на пространстве между объектами, а на самих объектах;
    • японцы больше восприимчивы к промежуточным пространствам, т.е. к интервалам между людьми и объектами;
    • североамериканцы и европейцы предпочитают меблировать помещения вдоль стен и разделяют их плинтусами и кантами;
    • китайцы и японцы любят раздвижные стены, т.к. это позволяет им использовать одни и те же пространства в разных целях;
    • арабы, прикасаясь к собеседнику, стремятся выразить симпатию, а японцы воспринимают подобные жесты негативно;
    • у жителей многих арабских стран, Средиземноморья и Латинской Америки размеры пространственного пузыря меньше, чем у жителей Западной Европы, Австралии и Северной Америки;
    • в Бразилии совершенно обычно беседовать в личной и интимной зоне, что доставляет немалый дискомфорт, например, приезжим американцам или западноевропейцам;
    • социальная дистанция русских меньше, чем у американцев, но больше, чем у латиноамериканцев.

    Национальные особенности оказывают огромное влияние на общение людей, и их всегда нужно учитывать. Именно из-за незнания тонкостей пространственного восприятия между людьми зачастую могут происходить недоразумения и конфликты.

    Тот же японец, к которому, выражая хорошее отношение, прикоснулся араб, будет обескуражен его «бесцеремонностью», а араб воспримет дистанцированность японца как высокомерие. Русский или бразилец может поставить американца в неловкое положение, постоянно сокращая дистанцию, ведь так он привык общаться в своей стране, а американец покажется русскому или бразильцу подозрительным типом, который сторонится людей, но в США просто принято располагаться на более далеком расстоянии от партнера по общению.

    Таких примеров существует немало, и все они говорят о том, что мы должны соблюдать чужие пространственные нормы, ведь одни и те же коммуникационные средства могут восприниматься по-разному даже людьми в одной стране, не говоря уже о разных культурах.

    Проксемика может стать замечательным инструментом и средством общения, и по большому счету овладеть знанием о пространственных отношениях беспрепятственно может любой человек. Нужно лишь задаться целью, общаться с умом и всегда помнить о том, что каждый достоин уважительного отношения.

    Мы желаем вам удачи в улучшении своего умения общаться, и напоследок предлагаем несколько советов по общению от психолога Евгения Захарова.

    Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

    Советуем также прочитать:

    • Сторителлинг
    • Лучшее за год. Часть четвертая
    • Зона ближайшего развития
    • Зоны стабильности Тоффлера
    • Размышления о дружбе
    • Слепые зоны при принятии решений
    • Что такое зона личного комфорта и как не дать ее нарушить
    • Как общаться с трудными людьми
    • Приемы эффективного общения: подборка полезных материалов
    • Как общаться с кем угодно и где угодно?
    • 7 уровней общения по А. Б. Добровичу

    Ключевые слова:1Коммуникации

    Обнять = Спасти. ТАКЕСИКА: ТАКТИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ КУЛЬТУР.

    Система человеческого общения намного запутаннее, чем мы привыкли думать. Существует целый перечень внеязыковых средств, передающих окружающим наше к ним отношение, желание или нежелание общаться.

    Невербальное общение – это способ взаимодействия между двумя индивидуумами без помощи слов. Оно включает в себя мимику, жесты и другие методы коммуникации с помощью языка тела. К элементам невербальной коммуникации относят кинесику, окулистику, такесику, сенсорику, проксемику, хронемику.

    ТАКЕСИКА: ТАКТИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ КУЛЬТУР.

    Для начала мы поговорим о прикосновениях как явления в целом. На самом деле еще в древности прикосновению придавали огромное значение. Сохранились исторические свидетельства о том, что короли своим прикосновением могли лечить поданных. Так, английский король Эдуард вылечил человека от золотухи (особая разновидность туберкулеза), просто прикоснувшись к нему.

    Действительно, к нам прикасаются с самого рождения. Буквально как только родились, мы сразу находимся в телесном контакте с другими людьми. Прикосновение огромное влияние имеет на человека, ведь с его помощью можно сделать другого счастливым и здоровым, или наоборот отнять его энергию хорошее настроение и даже заставить его делать вещи которые он делать совершенно не хочет.

    Что же это такое такесика? Как было сказано ранее, такесика — один из видов невербального общения – а также — это наука о прикосновениях. Сюда относят физический контакт в виде рукопожатий, объятий, поцелуев и т. д

    Человек реагирует на прикосновения очень сильно. В Африке есть племена, где люди совершенно не страдают депрессиями. Известно, что матери не расстаются с младенцами вплоть до достижения ими 3 – 5-его возраста. Постоянно идёт контакт с матерью. У них практически не бывает психических расстройств и даже простого сильного снижения настроения, то есть, как правило, они даже не знают о том, что такое депрессия.

    И даже животные, когда рождаются, нуждаются жизненно в тёплых прикосновениях. Например, детеныши обезьян погибали или страдали тяжёлыми болезнями, если их разлучали с матерью и не давали мягкую плюшевую игрушку, которая заменяла мать. Таким образом, не так болезненно маленькие обезьянки переживали тактильный голод, то есть отсутствие прикосновений.

    Все нуждаются в прикосновениях. Сейчас идут споры: надо включать прикосновения в лечебный психологический процесс или не надо? Американский психиатр и психотерапевт Ирвин Ялом вспоминает в своей книге, как он ходил к женщине психологу будучи очень холодным и неэмоциональным, рассказывал ей свою жизнь. К сожалению, ничего не помогало, пока однажды она вдруг коснулась его руки и сказала:” Я так вас понимаю”. Это прикосновение, вместе с добрыми поддерживающими словами, оказало большее влияние, чем многочисленные анализы. Вот в этом смысле касаться друг друга надо, но важно помнить, что прикосновение делятся на те, которые дают нам энергию и на те, которые у нас энергию отнимают либо подвергают нас чужому влиянию.

    Существует теория, что благотворные прикосновение исходят от человека, который обладает самым мощным личностным энергетическим зарядом. Так, психологи наблюдали такую картину: на приеме у губернатора все старались его коснуться. Как бы походя, так сказать, случайно, просто руку ему пожать или подойти и соприкоснуться рукавами, как писала Цветаева. А вот сам губернатор никого не коснулся. Ясно мы видим, что, действительно, человек, наделенный властью, сам не больно кого-то касается, но все хотят его коснуться. Все хотят через это прикосновение получить энергию.

    Например автографы или личные вещи звезды тоже являются маленьким прикосновением, точно так же, как когда-то скандинавы ждали трофеев, пусть самых незначительных, от своего конунга. Считалось, что подарок из рук конунга дает энергию через прикосновение тому, кому этот подарок достался и меняет его судьбу к лучшему.

    Прикосновения человека, который заботится о нас, безусловно, обладают положительным влиянием и защитными силами. Объятия близкого человека, поцелуи того, кто нам дорог и кто хорошо к нам относится, многократно усиливает нашу психологическую силу. Не зря говорят: “Обнять – значит спасти”.

    Бывают и зловещие, если можно так их назвать, прикосновения. Нужно выделять прикосновения, с помощью которых нами манипулируют. Если человек зачем-то хочет нас коснуться, при этом у нас нет с ним в дружеских отношений, он совершенно чужой, посторонний, лучше задуматься, зачем ему это нужно. Как правило, таким образом, нас хотят заставить раскошелиться или выполнять какие-то чужие просьбы или желание. Например, официанты, прикасаясь к своим клиентам, получали более высокую сумму вознаграждения, большие чаевые.

    Он пытается заставить вас расслабиться, поскольку через прикосновение мы входим сказать синхронизм с системой другого человека, а по законам физики мы все – системы, между собой, так или иначе, связанные. Когда системы соприкасаются, они могут информацию передавать друг другу. Поэтому уличные гадалки стараются вас коснуться.

    Стараются коснуться также и при проклятии. Антропологи пишут, что шаман, проклиная туземца, касался специальной палочкой или даже косточкой. Вот это прикосновение служило сигналом скорой гибели человека.

    Напомним, что мужчины насчёт прикосновений устроены иначе. Их кожа в стрессовых ситуациях, постепенно теряет чувствительность. Это нормальное явление. Дело в том, что раньше они воевали, боролись и бились. Кожа теряет чувствительность, чтобы защитить организм от ран, нанесённых противником. Поэтому мужчины иногда, в стрессовой ситуации, избегают прикосновений. Пройдет стресс, тогда мужчина сможет ответить на ваши объятия более нежно, более адекватно, не отходя в сторону.

    А женщина в стрессе наоборот нуждается в прикосновениях. Их кожа становится еще более чувствительной, хотя в ней и так в 10 раз больше рецепторов. Было замечено: если женщину в депрессии и неврозе гладить и обнимать, то она гораздо быстрее выздоравливает.

    С помощью прикосновений человек усиливает или ослабляет процесс общения. Использование прикосновений зависит от ряда факторов, среди которых наиболее важными являются тип культуры, принадлежность к женскому или мужскому полу, воз­раст, статус человека и тип личности.

    Люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разны­ми способами и в разных местах. Исследования показывают, что разнообразные прикосновения необходимы человеку, поскольку стимулируют и регулируют его общение с другими. Ученые, изу­чающие тактильное поведение людей, считают, что в зависимо­сти от цели и характера прикосновения можно разделить на сле­дующие типы:

    — профессиональные — они носят безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения (осмотр врача);

    — ритуальные — рукопожатия, дипломатические поцелуи;

    — дружеские;

    — любовные.

    Что же обозначают те или иные прикосновения?

    • Рукопожатия

    Изначально этот жест демонстрировал, что у человека нет ножа в руке, и появился он ещё в Древнем Риме. Тогда было довольно распространённым явлением прятать кинжал в рукаве.

    Поэтому, чтобы понять, с мирными ли намерениями пришёл собеседник, таким образом ощупывали правую (обычно боевую) руку. Жест сохранился до нашего времени, но теперь он несёт в себе символ дружбы и делового общения.

    Исторически сложилось несколько видов рукопожатий, каждое из которых имеет свое символическое значение.

    • Ладонь, повернутая вверх под ладонью партнера, означает готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается.
    • Ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стремление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль.
    • Ладонь ребром вниз (вертикальное положение) фиксирует положение равенства собеседников.
    • Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ладонь собеседника) подчеркивает стремление к искренности, дружелюбию, доверительности.
    • Поглаживания и похлопывания

    Этими прикосновениями обычно выражают одобрение, поддержку или сочувствие. Если у близкого нам человека проблемы или случилась какая-то беда, поглаживанием по плечу или похлопыванием мы сообщаем о том, что готовы его поддержать.

    Если же при встрече один друг во время объятий похлопывает другого по спине, это символизирует его желание отдалиться, объятия для него — просто формальность.

    А если так поступает мужчина по отношению к женщине в самом начале отношений, то это тревожный звоночек, предупреждающий о его настоящих намерениях.

    • Поцелуи

    Играют ту же роль, что и объятия, но носят более интимный, близкий характер. Особенно это касается поцелуев в губы. В нашей культуре целоваться в губы могут только пара или две подружки (сегодня это почему-то модно). В остальных случаях такое проявление любви и дружбы считается неприемлемым. Поцелуи в губы между мужчинами или родственниками приравниваются к гомосексуализму и инцесту, порицаются обществом и могут даже основательно испортить жизнь.

    Интересно, что во многих странах (особенно это касается Ближнего Востока), поцелуи мужчин при встрече даже в губы – вполне нормальное явление.

    У поцелуев в щеку более широкий спектр социальных связей – так здороваются супруги, возлюбленные, родственники, друзья и подруги.

    В славянской традиции есть особый смысл у приветственных целований, сегодня практически утерянный. Троекратный «перекрестный» поцелуй был древним пасхальным ритуалом, его также использовали при встрече мужчины, выражавшие таким образом друг другу почтение и дружеское расположение.

    До того, как из Европы в славянские страны пришло рукопожатие, объятие и поцелуй были единственными способами выразить свою привязанность к родственнику и другу – особенно долгожданные встречи двух мужчин могли сопровождаться поцелуями в щеку или в губы.

    У поцелуев длинная и запутанная история – в разное время они символизировали различные отношения. Изначальная демонстрация дружбы и уважения во многих культурах претерпела период иерархического символизма: знатные мужи целовались друг с другом в губы, с низшими подчиненными было положено целоваться в щечку.

    Чем больший был социальный разрыв между двумя людьми, тем дальше от губ располагалось место, в которое нужно было целовать – в руку, колено, ступню, обувь. А самым бесправным (рабам) оставалось довольствоваться землей, по которой прошел повелитель. Отсюда и произошло выражение «целовать землю под ногами», обозначающее, что влюбленный человек обожествляет свою пассию и готов на любые унижения, лишь бы быть рядом.

    И, хотя сегодня мы считаем поцелуй прерогативой влюбленных, в историческом контексте все происходило с точностью до наоборот: сначала поцелуй был символом дружбы и уважения, а потом уже стал элементом флирта. Когда на европейских балах появилась мода оканчивать каждый танец поцелуем, он постепенно превратился в часть ритуала ухаживания.

    • Объятия

    При встрече символизируют эмоциональную связь между собеседниками. Так здороваются близкие друзья, родственники, возлюбленные, родители и дети. Характер «обнимашек» зависит от того, насколько близки друг другу эти люди. При особо сердечных отношениях или после долгой разлуки объятия крепки до хруста в ребрах.

    При дружеских встречах, носящих более солидный характер, объятия быстры, могут сопровождаться попутным рукопожатием или похлопыванием по плечу.

    Существуют негласные гендерные правила объятий: мужчина обнимает женщину за талию, а женщина его – за плечи и шею. Приобнять за плечо можно друга во время душевной беседы за рюмкой чая, поскольку это обозначает особое доверие и готовность поддержать. Это подсознательная аллегория – вынося раненого приятеля с поля боя, друг закидывает его руку себе на плечо.

    В межкультурном общении необходимо быть аккуратным и осторожным, касаясь своего партнера, принимая во внимание различия в тактильном поведении, принятом в культурах. В белорусской культуре тактильное поведение вполне демократично, можно взять партнера по общению “под локоть” и снять с пиджака “пылинку”. Однако, имея дело с представителями других культур, необходимо иметь в виду, что гаптика предписывает минимальные тактильные действия в межкультурной коммуникации: приветствия, прощания, символические рукопожатия при подписании официальных документов.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]