Религии появились еще очень давно, но еще раньше люди начали верить в различные божества, в паранормальное. Вера в такие вещи и интерес к жизни после смерти появились тогда, когда люди стали людьми: со своими чувствами, мыслями, социальными институтами и горечью по утрате близких.
Раньше всего появились язычество и тотемизм, затем образовывались мировые религии, за почти каждой из которых стоит великий создатель — Бог в разных пониманиях и представлениях в зависимости от веры. Более того, каждый человек представляет себе его по-разному. Что есть Бог? Никто точно на это не ответит.
Рассмотрим ниже в статье вопрос того, почему люди верят в Бога.
Что дает религия?
В жизни человека бывают разные ситуации. Кто-то рождается в очень религиозной семье, поэтому тоже становится таким же. А некоторые испытывают одиночество или попадают в такие случайные опасные ситуации, после которых выживают и после этого начинают верить в Бога. Но на этом примеры не заканчиваются. Причин и объяснений того, почему люди верят в Бога, существует очень много.
Сила веры в Бога порою не знает границ и действительно может принести пользу. Человек получает заряд оптимизма и надежды, когда верит, молится и др., что сказывается благотворно на психике, настроении и организме.
Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
В 2009 году в Лондоне на 800 городских автобусах были размещены плакаты с надписью: «По всей вероятности, Бога нет. Так что не волнуйтесь и радуйтесь жизни». В ответ на это православные христиане Лондона разместили на других автобусах надпись: «Бог есть, поверьте! Не беспокойтесь и радуйтесь жизни!» На чьей же стороне правда? И почему одни люди обращаются к Богу, а другие бегут от Него? Почему для одних Господь Бог очевиден так же, как сама наша жизнь, а для других нет?
Фото: Э.Гатауллин
Казалось бы, в страданиях люди должны обращаться к Богу, но многие, страдая, обращаются к алкоголю, а про Бога совершенно не вспоминают. Уже в Священном Писании мы видим две противоположных реакции на призвание Господа. Так, апостолы Иоанн и Иаков, простые рыбаки, услышав слово Христа, тотчас оставили лодку, оставили отца и последовали за Господом (см.: Мф. 4: 21–22), а богатый юноша, которому Спаситель сказал: «Следуй за Мной», – как сказано в Евангелии, смутившись, отошел от Него с печалью (см.: Мф. 19: 16–22; Мк. 10: 17–22).
Действительно, обращение человека к Богу всегда загадка. Люди вроде бы живут в одних и тех же социальных и культурных условиях, но подчас совершенно по-разному относятся к вере.
Чтобы понять суть этой проблемы, попытаемся сначала выяснить, что такое неверие, атеизм.
Вообще, на мой лично взгляд, существует два вида атеизма. Первый – это вынужденное неверие, так сказать атеизм по недоразумению, когда ребенок просто был так воспитан и потому он не имеет представления о мире духовном. Такие люди способны поступать по-христиански, хотя вроде бы их этому никто не учил. В определенный момент такой человек может легко (в каком-то смысле, легко) обрести веру: она в нем обнаружится как сокровище, которое находилось в забвении, но не было утрачено полностью. В этом случае вера в человеке не умерла, но спит, и она может пробудиться – при размышлениях о смысле жизни, при созерцании природы, при обращении внимания на пример жизни искренне верующих людей и во многих других случаях.
Второй вид неверия есть атеизм идейный: это какая-то внутренняя агрессия, неприязнь к духовному, так что человек отворачивается от Бога, как тот, у кого больные глаза, отворачивается от солнца. Причем сам атеист порой не понимает существа своего атеизма.
Митрополит Антоний Сурожский в диалоге об атеизме и последнем суде рассказывает о бывшем атеисте, ставшем впоследствии священнослужителем. Мне эта история представляется особенно показательной. Главный герой повествования, Александр, был умным, интеллигентным и образованным человеком, жившим сначала в России, а потом в Париже. Как и многие другие в его время, он был безбожником и считал себя слишком культурным и развитым, чтобы даже подумать о вере. Как-то он разговорился с сельским священником, не имевшим никакого высшего образования. Этот священник его долго слушал, а потом сказал ему две истины: «Во-первых, Саша, не так уж важно, что ты в Бога не веришь. Замечательно то, что Бог в тебя верит (то есть ты еще не окончательно погиб для вечной жизни). И второе: а ты, Саша, пойди-ка домой и подумай, в какой момент и почему ты потерял веру, в какой момент тебе оказалось нужным, чтобы Бога не было».
Александр вернулся домой озадаченным. Он удивился самой постановке вопроса, самому подходу священника к этой теме. Потому что при этой случайной встрече с батюшкой он ожидал услышать миссионерскую речь или указания читать какие-то трактаты, а вместо этого он услышал: пойди и постарайся сам разобраться. Ему почему-то вдруг захотелось это сделать, подумалось: «А может быть, попробовать? Ну-ка посмотрю, что там у меня было в жизни раньше…»
Сначала он подумал, что причины неверия в его университетском образовании, потом стал искать их в более ранних периодах жизни. Так он добрался до своего детства, до времени, когда ему было 6 лет. А что же произошло тогда? Он жил в одном из городов России, был милым мальчиком, каждое воскресенье ходил в церковь, причем становился посреди храма впереди других и молился Богу. Каждое воскресенье родители давали ему 1 копейку, которую он должен был положить в шапку нищего слепого, и он ее клал и шел в церковь с чувством, что совершил доброе дело, выказал любовь, внимание и теперь может пойти к Богу с чистой совестью. Как-то перед Рождеством он гулял с матерью по городу, и они зашли в магазин, где продавалась чудная деревянная лошадка, стоившая 6 копеек. Саша попросил маму купить ее, но она отказалась, и он вернулся домой очень огорченным. А в следующее воскресенье, когда он, идя в церковь, поравнялся с нищим, то подумал, что если шесть раз он не даст ему копейки, то сможет купить себе лошадку сам. И копейки он в тот раз не дал.
Так он поступил четыре раза, а на пятый подумал: «А что если мне взять у нищего одну копейку, тогда я смогу еще раньше купить эту лошадку». И на этот раз он тихонько украл у нищего слепого копейку. После этого он вошел в храм и вдруг почувствовал, что уже не может стоять впереди: вдруг Бог его заметит, – и он ушел в какой-то угол. Теперь Саша чувствовал, что ему как-то плохо, что ему надо бы от Бога как-то скрываться. А тут как раз вернулся из университета его старший брат, который там нахватался безбожного учения, и принялся доказывать, что Бога нет. И маленький Саша ухватился за эту мысль как за соломинку, на которой думал спастись: «Если Бога нет, то совершенно неважно, что я украл эту копейку и не положил пяти». С этого-то времени и началось в нем безбожие. Учение о том, что Бога нет, он воспринял как единственное спасение от укоров совести.
Приведенный рассказ весьма показателен. Он наглядно представляет, что неверие, атеизм – это, прежде всего, попытка скрыться от Бога, спрятаться, как бы закрыть руками глаза и сказать: «Бога нет», подобно тому как мы порой пытаемся спрятаться от своей собственной совести, а совесть – голос Божий в человеке. Из Священного Писания известно, что впервые подобное произошло еще в раю, когда люди, согрешив, нарушив заповедь Божию, пытались спрятаться от лица Божия – как бы они не видят Бога, как бы никакого Бога вовсе и нет. Господь, обращаясь к Адаму, говорит: «Адам, где ты?» А он отвечает: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3: 9–10). Вот эта греховная нагота, обнажение от благодати Божией заставляет человека скрываться от Бога.
Но причина не только в этом. На протяжении всей истории атеизм – это еще и попытка убедить себя в том, что Бога нет, ради оправдания своих греховных пристрастий. Это отрицание не обязательно начинается в разуме или рассудке, но чаще всего происходит где-то в глубинах падшей души, в нашем сердце. Атеист как бы рассуждает: «Если Бога нет, то мне за мои грехи ничего не будет, потому что живу я один раз, и лучше пожить в свое удовольствие, а что будет с душой после телесной смерти, мне не интересно. Если Бога нет, то что мне пользы от добродетели? Материальные блага можно пощупать, а добродетель – что это за сокровище?» И, опять-таки, все это возникает стихийно в глубинах падшего духа, а уже затем может оформляться в виде логически стройного материалистического мировоззрения.
Так вот, если неверие – это попытка скрыться от Бога для оправдания своих грехов, то вера – это обратный путь, возвращение к Богу с желанием очиститься от грехов. Но чтобы вернуться, надо знать путь, а для этого нужен поиск. И очень часто человек приходит к вере потому, что его душа вдруг чувствует некий зов, необходимость поиска. Человек еще не понимает, что ему не хватает Бога, но он уже ощущает, что обыденность его не удовлетворяет. Начинается своего рода поиск смысла жизни, поскольку вдруг обнаруживается бессмысленность нашей земной суеты. Хочется к этому добавить, что обычно люди ищут смысл жизни не с помощью рационального, логического рассуждения, а интуитивно, как некую внутреннюю потребность.
В конце XX века в печати была опубликована статья о печальной участи сына одного американского миллионера. В этой статье говорилось о том, что один преуспевающий в жизни молодой человек, сын миллионера, в расцвете сил и благополучия кончил жизнь самоубийством. При нем была обнаружена записка следующего содержания: «Взял от жизни все, не нашел в ней ничего интересного, ухожу из жизни добровольно». Конечно, у этого молодого человека были самые лучшие автомобили, дорогие виллы; его окружали самые красивые женщины. Словом, он имел все, о чем только может мечтать современный человек. И вдруг такой печальный итог. Значит, при всем изобилии его душе чего-то не хватало, чего-то самого главного. Он просто получил несколько раньше то, к чему стремится большинство людей, и увидел, что в этих достижениях нет совершенно ничего особенного. Как признается герой А.С. Пушкина Евгений Онегин:
Я молод, жизнь во мне крепка, Чего мне ждать? Тоска, тоска…
В нашей жизни часто бывает так: нам кажется, что, сделав удачную покупку, добившись выгодного места работы, высокой зарплаты, хорошего положения в обществе и т.д., мы наконец-то успокоимся, обретем что-то важное. Но едва добиваемся всего этого, как оказывается, что ничего в этом особенного нет, и нам опять чего-то не хватает, ощущается какая-то пустота. Мы стремимся к неуловимому благу, к полноте жизни, как к манящему горизонту, до которого никак не добраться. Потому что душа человека такова, что насытить ее сможет только Бог. Только бесконечный Бог сможет насытить бесконечные глубины нашего сердца.
Святые отцы говорят, что душа человека подобна подсолнуху, который всегда своим цветком обращается к солнцу, – и сердце так же стремится к Богу, тоскует и увядает без света духовного. На самом деле нет таких людей, которые никогда не испытывали внутренней тяги к духовному, у которых никогда не болела душа, так что они не нуждались бы в Боге. Просто мы видим многих людей лишь на определенном этапе их жизненного пути и по своей ограниченности полагаем, что они никогда не почувствуют жажды духовного и не изменятся к лучшему.
Часто обратиться к вере помогает кризисная ситуация в жизни, сильная скорбь, соприкосновение со смертью, когда вдруг открывается, что не все так, как нам представлялось раньше, и человеку хочется, чтобы было что-то, что превышает рамки нашего материального мира.
Духовный писатель XX века Н.Е. Пестов, у которого сын погиб в конце Второй мировой войны, приводит свидетельство одного из связистов, принимавших по радио боевые донесения русских военных летчиков. Этот связист говорил, что многие летчики, никак не проявлявшие своей веры, когда они бывали подбиты врагом и их самолет, объятый пламенем, падал, вдруг начинали молиться: «Господи, приими мою душу», – это было слышно по радиосвязи.
Дело в том, что критическая ситуация – это такое событие в жизни, когда отпадает вся шелуха и человек остается наедине с собой. Исчезает все наносное, снимается маска, которую мы надеваем на себя, играя в жизни определенную роль. Душа, став наконец сама собой, прозревает. Что же она прозревает? То, что существует духовный мир и что человек – это не центр мироздания, что у нас есть Небесный Отец, без Которого наша жизнь счастливой не будет.
Конечно, сколько людей, столько бывает и путей к Богу. Кто-то обращается к вере через изучение природы. Некоторых Создатель привлекает к Себе посредством явных чудес: человеку грозила смерть, неминуемая беда, неизлечимая болезнь, и вдруг все благополучно разрешилось без видимых земных причин. В этом случае точно дается знать, что помощь подал именно Всевышний.
Но, как бы то ни было, если в человеке не произойдет внутренний переворот, переоценка ценностей, а точнее, если не произойдет пробуждение его души, ее перерождение, верующим он не станет ни при каких аргументах.
Почему же далеко не у всех людей совершается подобное душевное прозрение?
Часто вера у человека спрятана где-то в глубинах души, а поскольку он привык жить только внешним, все время торопится, суетится, спешит и ему некогда побыть наедине с самим собой, то он и не замечает веры. Современный человек привык где-то «функционировать», он хочет быть втянутым в «грандиозные» земные планы по устроению своей судьбы – задуматься и остановиться нет возможности ни на одно мгновение. И только когда перед ним падают обломки земного счастья, которое он пытался создать, когда он наконец остается наедине с самим собой, в нем может пробудиться вера в Бога.
Мне очень нравится такое сравнение. Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой трудится рабочий с отбойным молотком. Разберете ли вы мелодию скрипки? Или увидите только движение смычка по струнам? Так и в жизни человека вся внешняя суета, спешка, впечатления, мирские удовольствия не дают услышать звуков духовной жизни и голоса собственной веры, сокрытой в душе. Такие люди видят храмы, видят проявление веры в жизни других людей, но не слышат голоса веры в своем собственном сердце.
Кто долго находится в замкнутом, сумрачном помещении, тот отвыкает от света, его зрение притупляется, становится неспособным смотреть вдаль. Так и замкнутость на одних земных интересах убивает в душе стремление к Богу; вера для такого бывает чем-то чрезмерно далеким.
Впрочем, и среди самого внешнего шума человек может чувствовать призвание Божие. Он даже и сам не понимает, чего ему не хватает, но ощущает какую-то неудовлетворенность, внутреннее беспокойство, необходимость высшего смысла и правды. И только спустя много лет такой человек начинает вдруг понимать, что все это время ему не хватало Бога.
В любом случае, вера в Бога есть особое пробуждение души, когда она становится чуткой к более возвышенному миру. Это подобно тому, как в ребенке просыпается музыкальное дарование, и он вдруг открывает, что существуют удивительные последовательности звуков, или дар художественный, когда ребенок начинает понимать гармонию цветов. Но если дар музыканта или художника дается не всякому, то вера в Бога – потребность души каждого человека.
Блаженный Августин как-то сказал: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе» (Исповедь. 1: 1). И в общем-то поиск человеком счастья, радости и полноты жизни на самом деле является жаждой Бога. Чего бы человек ни достиг, если он без Бога, всего ему будет мало и он не будет спокоен. А если он с Богом, то и малым довольствуется. Именно вера в Бога дает душе тот долгожданный покой, которого ищет человеческое сердце.
Объяснение законов природы и всего неизведанного
Что есть Бог для людей прошлого? Вера тогда играла ключевую роль в жизни людей. Было крайне мало тех, кто был атеистом. Более того, отрицание Бога порицалось. Цивилизации не были настолько развиты, чтобы объяснять физические явления. И именно поэтому люди верили в божества, отвечающие за разные явления. Например, у древних египтян был бог воздуха Амон, отвечающий чуть позже за солнце; Анубис покровительствовал миру мертвых и так далее. Так было не только в Египте. Славить богов было принято и в Древней Греции, Риме, даже до цивилизаций как таковых люди верили в божеств.
Конечно, со временем происходили открытия. Открыли, что земля круглая, что есть необъятный космос и многое другое. Стоит учесть, что вера никак не связана с умом человека. Многие ученые, первооткрыватели, изобретатели были верующими.
Тем не менее даже до сих пор не найдены ответы на некоторые главные вопросы, такие как: что нас ждет после смерти и что было до образования Земли и космоса в целом? Существует теория Большого взрыва, но не доказано, было ли это на самом деле, что было до него, что послужило причиной взрыва и другое. Неизвестно, есть ли душа, реинкарнация и прочее. Ровно как и не доказано точно, что есть абсолютная и полная смерть. На этой почве в мире существует очень много споров, но эту неопределенность и неизвестность никуда не деть, а религии дают ответы на эти извечные вопросы.
Как работает мозг?
Главный орган центральной нервной системы — это мозг. Он отвечает за работоспособность остальных органов, за сложнейшие процессы, такие как память, чувства, речь и мышление.
Общие принципы работы головного мозга. Мозжечок – эта та часть мозга отвечающая за движения, например когда мы учимся ходить или танцевать. Отвечает за наши эмоции — лимбическая система, находится она в самом центре мозга. Эта система тесно связана с организмом, из-за нее у нас появляются чувства жажды, голода, которые дальше посредством импульсов передаются в мозг и обрабатываются полушариями.
Наши «мышление, память и речь», — за эти процессы отвечают полушария головного мозга. Большую роль играют лобные доли, в которой находится личность человека, она лучше всего развита у людей, — это то, что называется наше с вами — я, цели и планы. Когда мы что-то наблюдаем или видим, эта информация поступает в кору головного мозга, которая в свою очередь производит интерпретацию.
То, что человек увидел, попадает в лобную долю мозга и отвечает на вопрос: «а что я хочу с этим сделать?», и если эта интересная информация, то лобные доли мозга дают команду, а как именно человек хочет поступить с этой информацией — будет определяться мозжечком.
Конструкция веры. Откуда взялась вера и почему за такой огромный период времени, люди не научились управлять своими потребностями.
Окружение, география
Как правило, человек, рожденный в религиозной семье, тоже становится верующим. А географическое место рождения влияет на то, какой веры он будет придерживаться. Так, например, ислам распространен на Ближнем Востоке (Афганистан, Киргизия и т. д.) и на севере Африки (Египет, Марокко, Ливия). А вот христианство со всеми своими ответвлениями распространено почти во всей Европе, Северной Америке (католицизм и протестантизм) и в России (православие). Именно поэтому в чисто мусульманской стране, к примеру, почти все из верующих являются мусульманами.
География и семья обычно влияют на то, станет ли вообще человек религиозным, но есть еще ряд причин, почему люди верят в Бога уже в более зрелом осознанном возрасте.
Внешний и внутренний локус контроля
Попрошу ознакомиться с внешним и внутренним локусом контроля. Это та форма психологии, которая отвечает за успехи или неудач только внутренних, либо внешних факторах. Такое понятие введено, социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.
Этот метод обоснован на следующем примере:
- Результат деятельности присущ к внешним факторам, его альтернативное название: «экстернальность»
- Результат деятельности присущ к внутренним факторам, его альтернативное название: «интернальность»
Например, если человек жалуется на то, что у него сломался телефон, поэтому он опоздал на электричку, из-за того, что у него нет дома часов и он быстро не сорентировался, чтобы доехать до работы, исходя из этого, ему не выплатили премию за этот месяц, поэтому он не подчинил телефон. Парадокс.
Это и есть локус контроля. Если у кого-нибудь есть такая проблема, то советую моим читателям привести себя в порядок и как можно быстрее.
Мы любим во всем искать проблему, но не в нас самих. Локус контроля у меня ассоциируется с верой, как маленький мальчик, сваливает всю вину на то, что ему что-то недодали или «значит так богу угодно» — нет!
Эти люди постоянно ищут в чем-то оправдания, они думают что посредством веры во что-то, можно решить массу проблем, но это лишь иллюзии которые отвечают за отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков.
Одиночество
Вера в Бога зачастую дает людям некую моральную поддержку свыше. У одиноких потребность в этом немного выше, чем у людей, у которых есть близкие. Это та причина, которая может повлиять на приобретение веры, хотя до этого человек мог быть атеистом.
Любая религия обладает таким свойством, что приверженцы чувствуют себя причастными к чему-то мировому, великому, сакральному. Она также способна дать уверенность в завтрашнем дне. Стоит отметить, что уверенные люди менее зависимы от потребности верить, чем неуверенные.
Делает ли вера в Бога людей счастливыми
Один из вопросов, которые поднимают пылкие умы, касается взаимосвязи между верой и благополучием. Ряд исследований сообщает, что среди контрольной группы, в которую вошло более 160 000 европейцев, 85% тех, кто регулярно ходит в церковь, уверенно заявили, «очень довольны своей жизнью». В то время среди атеистов этот процент немного ниже — 77%. Психологи настаивают на трёх факторах, почему так происходит:
- поддержка социума. Вера не индивидуальна и подразумевает интеграцию в группы практикующих, которые оказывают друг другу психологическую и материальную помощь;
- обретение цели существования. Уровень счастья и благополучия возрастает, когда человек понимает, для чего живёт и к чему стремится;
- чувство эмоционального единства. Общение с Богом приносит человеку чувство удовлетворения и повышает его личную значимость.
Некоторые случаи
Как уже упоминалось выше, человек может резко поверить в Бога. Зачастую это бывает после совсем неординарных жизненных событий. После потери близкого человека или болезни, к примеру.
Есть случаи, когда люди вдруг думают о Боге, когда встречаются лицом к лицу с опасностью, после которой повезло: с диким животным, преступником, с ранением. Вера как гарант того, что все будет хорошо.
Что меняется, если ты осознаешь себя, как вечную душу, как часть духа самого Творца.
Во-первых, ты понимаешь, что ничего твоего в этом мире нет. Все принадлежит Богу. Ты лишь временно всем пользуешься.
Во-вторых, в своих действиях ты руководствуешься не личной выгодой, а в первую очередь пользой для своей души. А такие действия принесут радость и удовлетворение не только тебе, но и всем тем, для кого ты все это будешь делать. Такие поступки делают вас лучше по-настоящему, когда растет и крепнет душа, а не тело, которое сегодня есть, а завтра — неизвестно.
В-третьих, ты успокаиваешься. Ты перестаешь стремиться изменить этот мир под себя, изменить людей. Что хорошо, то хорошо, что плохо, пускай будет так. Ты учишься отпускать и не привязываться ни к вещам, ни к людям, ни к событиям.
Страх смерти
Люди боятся многих вещей. Смерть — это то, что ждет всех, но к ней обычно никто не готов. Она случается в непредугаданный момент и заставляет горевать всех близких. Кто-то воспринимает этот конец с оптимизмом, а кто-то нет, но тем не менее он всегда очень неопределенный. Кто знает, что там, по ту сторону жизни? Конечно, хочется надеяться на лучшее, а религии как раз и дают эту надежду.
В христианстве, например, после смерти наступает ад или рай, в буддизме — реинкарнация, что тоже не является абсолютным концом. Вера в душу подразумевает и бессмертие.
Выше мы рассмотрели некоторые из причин. Конечно, не стоит отбрасывать, что вера бывает беспричинной.
Магия исцеления
Одно из самых распространенных проявлений чуда – исцеление. Это заветное воздействие, которое может избавить человека от мучительных болезней и страданий. Классические образы исцеленных от слепоты людей оказывают огромной силы психологическое воздействие на разум, который в этот момент и вовсе может забыть о важности научных обоснований и критической мысли.
В состоянии отчаяния, когда люди не находят никаких рецептов для борьбы с тяжелым недугом, эта вера в исцеление чудом только усиливается. Если речь идет о близких, мы готовы во многое поверить, только лишь для облегчения их мучений.
Действительно, на поверхности лежит и научное отрицание. Но ему противодействуют конкретные примеры, когда больные люди излечивались. Это может быть просто совпадение примененного ритуала и вполне прозаических причин выздоровления, но желание объяснять произошедшее чудом побеждает.
Почему иностранцы восхищаются нашими бабушками: 5 причин, о которых надо помнить
Язык мой — враг мой. По каким фразам можно вычислить партнера-лжеца
Россияне доверяют приметам: например, посмотреть в зеркало, если вернулся
При этом и с точки зрения науки нельзя полностью отрицать эффект плацебо, который вполне может иметь место.
Мнение со стороны
Многие психологи и ученые предполагают: неважно, есть ли Бог на самом деле, но имеет значение лишь то, что дает религия каждому человеку. Так, например, американский профессор Стивен Райс провел интересное исследование, где опросил несколько тысяч верующих людей. В опросе выявили, какого верования они придерживаются, а также качества характера, самооценку и много другое. Выяснилось, что, к примеру, миролюбивые люди предпочитают доброго Бога (или стараются его таким видеть), а вот те, кому кажется, что они очень много грешат, каются и переживают по этому поводу, отдают предпочтение строгому Богу в религии, где присутствует страх наказания за грехи после смерти (христианство).
Профессор также считает, что религия дает поддержку, любовь, порядок, духовность, славу. Бог как некий невидимый друг, который вовремя поддержит или же, наоборот, поругает, если это нужно для человека, которому не хватает в жизни собранности и мотивации. Конечно, это все относится скорее к людям, которым необходимо чувствовать какую-то опору под собой. А религия может дать это, а также удовлетворение человеческих основных чувств и потребностей.
А вот ученые из Оксфорда и университета Ковентри пытались выявить связь между религиозностью и аналитическим/интуитивным мышлением. Казалось бы, чем больше в человеке аналитизма, то тем выше вероятность того, что он атеист. Однако результаты показали, что между типом мышления и религиозностью нет никакой связи. Таким образом, выяснили, что склонность к вере в человеке обусловливается скорее воспитанием, обществом, окружением, но никак не дается с рождения и не возникает просто так.
IQ и ценности населения страны
Гипотеза о влиянии общего уровня интеллекта на индивидуальные предпочтения и ценности может также применяться относительно отличий в менталитете, институтах власти и законах государств. Население с более высоким уровнем интеллекта может придерживаться иных коллективных предпочтений и ценностей, нежели население с менее высоким уровнем интеллекта.
Если люди поумнее более склонны быть либералами и атеистами, и если люди поумнее скорее оценят сексуальную исключительность, то отсюда вытекает, что на уровне общества те группы населения, у которых уровень интеллекта повыше, более склонны быть либеральными, быть атеистами, а также практиковать моногамию, чем те группы населения, у которых уровень интеллекта ниже. Данные вполне подтверждают эти макроуровневые выводы Гипотезы.
Даже после статистического прогнозирования касающегося таких важных факторов, как экономическое развитие, образование и история коммунизма, общества, где уровень интеллекта выше, являются более либеральными, менее религиозными и более моногамными.
К примеру, средний уровень интеллекта в обществе увеличивает максимальную предельную ставку налогообложения (как выражение готовности людей вкладывать свои личные ресурсы в благосостояние генетически неродственных людей) и в результате частично снижает неравенство доходов. Чем умнее население, тем больше оно платит налогов на прибыль и тем более эгалитарно распределение их доходов.
Среднее значение уровня интеллекта населения является самой существенной детерминантой максимальной предельной ставки налогообложения и неравенства доходов в обществе. Каждый балл IQ среднего уровня интеллекта увеличивает максимальную предельную ставку подоходного налога более чем на полпроцента; в обществах, где средний уровень интеллекта является выше на 10 баллов IQ, физические лица платят свыше 5% от своих личных доходов в качестве налогов.
Подобным образом средний уровень интеллекта в обществе сокращает процент населения, которое верит в Бога и то, насколько для людей важен Бог, а также процент населения, считающего себя религиозным. Чем умнее население, тем оно в среднем менее религиозно.
Средний уровень интеллекта населения это самый важный фактор, определяющий уровень религиозности. Например, каждый балл IQ среднего уровня интеллекта сокращает долю населения, верящего в Бога на 1,2% и долю населения, считающего себя религиозными на 1,8%. Сам по себе средний уровень интеллекта объясняет 70% расхождений в отношении того, насколько важен Бог в разных странах.
В конце концов, средний уровень интеллекта в обществе снижает уровень полигинии. Чем умнее население, тем оно менее полигинно (и более моногамно). Среднее значение интеллекта населения – это самая значительная детерминанта уровня полигинии в нем. Средний уровень интеллекта населения оказывает более значительное влияние на полигинию, чем неравенство доходов или даже мусульманство.
В более раннем посте я предполагаю, что в человеческой природе может быть что-то, что жаждет наследственной монархии, поскольку мы, кажется, хотим, чтобы наших политических лидеров сменяли их жены, дети и прочие члены семьи.
Если дела вправду обстоят таким образом, то это значит, что некая форма наследственной монархии – передача политической власти внутри семей – может оказаться эволюционно знакомой, а представительная демократия (и все другие формы правления) могут оказаться эволюционно новыми.
Таким образом Гипотеза предсказала бы, что более умные люди чаще отдают предпочтение представительной демократии и реже отдают предпочтение наследственной монархии. На уровне общества Гипотеза подразумевала бы, что средний уровень интеллекта в обществе будет увеличивать уровень демократии.
С этой точки зрения любопытно отметить, что работа финского политолога Тату Ванханена поддерживает это предположение. Его подробное исследование 172 стран мира свидетельствует, что средний уровень интеллекта в обществе повышает его уровень демократии.
Чем умнее население, тем демократичнее у него правительство. Это говорит о том, что представительная демократия правда может быть эволюционно новой и неестественной для людей. Опять-таки, не совершайте натуралистическую ошибку. Неестественное не значит плохое или нежелательное. Это просто значит, что люди не развивались для того, чтобы применять представительную демократию.