Переходный возраст и кризис у подростков — советы психолога


Специфика подросткового возраста отличается в зависимости от гендера. Переходный этап у девушек имеет свои особенности, прежде всего связанные с репродуктивной системой. Каковы особенности развития девочек-подростков, какие ситуации ждут родителей и какие возникают риски? Как грамотно пройти переходный возраст? Об этом читайте далее.

Сначала хочу упомянуть, что в статье я придерживаюсь классических периодизаций, а не современных предложений по продлению подросткового возраста до 24 лет. О том, почему я придерживаюсь такого мнения, вы можете прочитать в статье «Переходный возраст и кризис у подростков – советы психолога».

На основе анализа разных возрастных периодизаций можно сказать, что у девочек подростковый возраст длится с 10 (12) лет до 15 (16) лет. При этом пиком негативных реакций является промежуток от 11 до 13 лет. А пик эмоциональной нестабильности приходится на 13-15 лет. У девочек негативная фаза в 70 % случаев заканчивается литературной работой (письма, дневники, стихи).

Понятие подросткового возраста

Сразу хочу оговориться, что материал в статье представлен с позиции старых вариантов определения подросткового возраста, а не новых предложений о его продлении до 24 лет (пока, кстати, это в любом случае не утвердили).

Поясню почему. На мой взгляд, психофизиологические изменения первичны, и эти нормы давно были установлены. Другой вопрос, что далеко не все люди проходят своевременно этапы «переключения» от одного возраста к другому. В связи с чем речь должна идти не о смещении границ в возрастной классификации, а о инфантилизме и аномалиях современного поколения.

  • Представители новой теории оперируют идеей того, что современная молодежь поздно заканчивает обучение, но напомню, что поступать в ВУЗ можно в любом возрасте.
  • Еще один аргумент – поздние браки. Но я думаю, что это признак изменения менталитета, стереотипов, гендерной идентификации и, наконец, влияние государственных условий, диктующих необходимость длительной и сложной самореализации перед созданием новой ячейки и новых жизней. Дело не в неготовности выполнять репродуктивную функцию, а в сознательном решении, принятом созревшим человеком.

То есть я считаю, что современные ученые предлагают менять отношение к ситуации и перетрактовать ее в норму, а не решать наблюдаемые в обществе проблемы.

Но хватит лирики. Поговорим о том, что такое подростковый возраст в устоявшейся теории психологии, которая пока и остается ведущей.

Дословно этот период трактуется как «превращаться во взрослого». Подростковым возрастом принято называть этап жизни между 10 и 17 годами. При этом выделяют:

  • ранний подростковый возраст (10-14);
  • старший подростковый возраст (15-17).

Однако иногда старший возраст относят к раннему юношескому. Всемирная организация здравоохранения вовсе считает подростковым возраст периодом от 10 до 20 лет. Таким образом, в среднем подростковый возраст длится от 10 до 15 лет.

Переходной возраст в 13-14 лет

Основная особенность данного периода – начало менструации. Как правило, она начинается на два года позже появления волос в подмышечных впадинах и на внешних половых органах. Некоторые девочки эмоционально переживают этот этап в жизни. Важно поговорить о месячных заранее, чтобы их появление, а потом период нормализации не были сюрпризом. Поговорите с дочерью о физиологии этого процесса и об особенностях личной гигиены, которые с ним связаны.

Если месячные не начались в этот период или они вызывают сильный дискомфорт, боль в нижней части живота или другие отклонения, то лучше обратиться к врачу, он поможет преодолеть эти трудности.

Резюме

Ведущая потребность возраста – стремление к нарочитой взрослости, самоутверждению.

Социальная ситуация развития – подросток-сверстник.

Ведущая деятельность возраста – интимно-личностное общение со сверстниками.

Из-за выплеска гормонов возникает:

  • повышенная утомляемость,
  • рассеянность,
  • вялость,
  • обидчивость.

К главным новообразованиям подросткового возраста относится:

  • становление Я-концепции, самосознания, рефлексии;
  • идентификация;
  • осознание индивидуальности.

Всего в подростковом периоде можно выделить две фазы: негативную и позитивную. Переходом от первой ко второй считается начало продуктивной деятельности.

Специфика подросткового возраста

Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:

  • биологической (половое созревание и физический рост);
  • психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
  • когнитивной (мышление);
  • социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).

Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.

Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.

К естественным негативным проявлениям возраста относится:

  • пессимистичный настрой;
  • повышенная чувствительность и раздражительность;
  • физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
  • мечтательность и неопределенность;
  • амбициозность;
  • нервозность;
  • неудовлетворенность собой.

Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.

Особенности переходного возраста в 17-18 лет

Гормональные штормы проходят, эмоциональное состояние выравнивается, появляется плавность и женственность изгибов тела – гадкий утёнок превращается в прекрасного лебедя. От детства девочки переходят к взрослой жизни со всей полнотой ответственности и обязанностей.

На этом этапе важно эмоционально и морально поддерживать свою дочь, помогать ей принимать правильные решения и убедить придерживаться верных нравственных ориентиров. Ведь взрослая жизнь полна соблазнов и препятствий.

Главное стать для неё не только мамой, но и лучшей подругой, с которой можно поделиться всем самым сокровенным, посмеяться и поплакать.

Характерные для возраста реакции

Для подросткового возраста характерны четыре реакции:

  • эмансипации;
  • группирования со сверстниками;
  • интереса к противоположному полу;
  • многочисленных увлечений.

Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.

Реакция эмансипации

Это желание поступать самостоятельно. Оно пронизывает весь быт подростка, то есть наблюдать эту реакцию можно ежедневно. Выделяют:

  • эмоциональную (уход к общению с ровесниками);
  • поведенческую (уход от контроля родителей);
  • нормативную эмансипацию (отрицание привычных ценностей, поиск новых).

Группирование со сверстниками

Группа ровесников – регулятор поведения подростка. Он ищет самоутверждение в ней.

Интерес к противоположному полу

Отношения с противоположным полом складываются двоякие: с одной стороны – интерес, а с другой – напускное равнодушие.

Увлечения

Можно выделить несколько групп подростковых увлечений:

  • интеллектуально-эстетические (глубокая увлеченность чем-либо);
  • телесно-мануальные (цель занятий – сила и выносливость);
  • лидерские;
  • эгоцентрические (самодеятельность);
  • азартные (ставки);
  • информативно-коммуникативные (телевизор, интернет, телефон).

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

  • Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
  • Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
  • Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
  • Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
  • Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
  • Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
  • Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

  • Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
  • Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
  • Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
  • Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Половое развитие

Проходит по двум направлениям:

  • осознание собственной телесной сексуальности;
  • поиск родственной души и любви, романтизация отношений.

Ш. Бюллер отметила, что существует еще и психическая пубертатность. Она может возникнуть задолго до физического созревания, а закончиться после него. Говоря простым языком, это стремление быть с кем-то, дополнять друг друга, которое согласно теории автора свойственно всем людям. Таким образом, можно сказать, что это как раз направление романтизма, отношений без сексуального подтекста: разговоры, совместное времяпрепровождение.

Половая идентификация – одно из новообразований возраста. То есть происходит становление половой ориентации, самовосприятия подростка по гендеру. Половая идентификация бывает биологической и психологической. Их расхождение чревато внутриличностным конфликтом и расстройствами полового поведения.

Учеными отмечено, что на становление половой идентификации больше влияет социокультурный фактор, нежели биологический. То есть решающая роль отводится культивируемым в обществе образцам и стереотипам, а также условиям среды подростка.

Это страшное слово «пубертат»

Пубертатный период у мальчиков – возраст переходный, трудный и критический – это то время, когда ребенок взрослеет и становится подростком. В это время происходят резкие перемены как в организме, так и в психике мальчика. Обычно начинается пубертатный период у мальчиков в 11–13 лет, а заканчивается – в 16–19 лет. Мальчики развиваются несколько медленнее девочек, поэтому начало пубертатного периода у мальчиков позже, чем у девочек. На то, когда начнется и сколько будет длиться это непростое для всех время, влияют некоторые факторы:

  • наследственность;
  • рацион и режим питания;
  • экологическая обстановка;
  • препараты и пищевые добавки, средства гигиены с содержанием гормонов;
  • заболевания эндокринной системы.

Переходный период – очень важный этап в жизни ребенка, который определит не только телосложение и способность к продолжению рода, но и круг общения, мировоззрение, увлечения и сексуальную ориентацию во взрослой жизни.

Источник фото: shutterstock.com

Физическое развитие

В год подростки вырастают в среднем на 9 сантиметров. Происходит стремительный рост сердечной мышцы (длина, ширина, объем). Изменяется давление (как правило, повышенное), сердечный ритм. Все системы организма стремительно видоизменяются.

Для современных подростков характерно общее ослабление. Несмотря на кажущуюся акселерацию, в сравнении с подростками прошлых десятилетий современные девушки и юноши, согласно результатам исследования Л. В. Мищенко, более чем в 80 % случаев испытывают дефицит веса. Уменьшилась и общая сила.

Переходной возраст в 10-12 лет

Первый этап начинается с активизации желёз, производящих гормоны. Это приводит к сбоям во многих системах организма, но больше всего это проявляется в виде прыщей, угрей, повышенной потливости, сальных волосах. Детское тело постепенно приобретает женственные черты – начинает появляться грудь, бёдра становятся более округлыми. Но изменения происходят не равномерно, и когда-то милый ребёнок начинает чувствовать себя гадким утёнком.

Важно в этот период приучить девочку строго следовать правилам личной гигиены – принимать душ, менять бельё каждый день. Правильное питание, использование средств для ухода за кожей помогут справиться с угрями и прыщами быстрее.

Личностное развитие

Для подростков характерно чувство взрослости. Взрослость у них может носить следующий характер:

  • подражательный (самый простой, но сомнительный путь: имитация внешнего вида);
  • образцовый (стремление походить на «настоящую женщину», «настоящего мужчину»);
  • социальный (сотрудничество со взрослыми, участие в жизни семьи, общества);
  • интеллектуальный (самообразование, дополнительный поиск научной информации).

В подростковом возрасте происходит слом прежних ценностных ориентаций и поиск либо создание новых ориентиров.

Самосознание формируется через эгоцентризм, который преодолевается путем познания сверстников (общение). Изначально эгоцентризм проявляется двумя вариантами:

  • ощущение себя актером и восприятие мира как сцены;
  • убежденность в уникальности своих эмоций.

Физиологические изменения

Начинается переходный возраст у девочек с физиологических изменений, являющимися причинами дальнейших поведенческих и эмоциональных изменений. Детский организм, получив огромную дозу гормонов, начинает преобразовываться в женский и формировать необходимые для деторождения органы и особенности. Меняется вся фигура, приобретает женские очертания за счёт расширения тазовых костей, увеличения ягодиц и округлости бёдер. Такое изменение необходимо для вынашивания плода, и для привлечения взрослых самцов, поскольку генетически притягательной воспринимается именно подобный женский тип фигуры – на инстинктивном уровне нормальный мужчина не реагирует на подростковые и детские одинаково вытянутые тела.

Формирование груди происходит не только в ракурсе её увеличения (для многих эта проблема также связана со стыдом и неудобством), но также изменяется пигментация сосков, становясь более видимой, они начинают припухать и выступать. Вместе с формированием груди происходит изменение волосяного покрова – появление в интимной области и подмышками, становятся заметнее на конечностях и на лице. Изменения могут быть значительными (руки, середина живота, бакенбарды) или практически незаметными (только лобок и подмышечные впадины) – никаких норм по количеству и быстроте изменений не существует. Увеличивается жировая прослойка, благодаря которой фигура округляется, но многие девушки воспринимают это как избыточный вес и могут стараться худеть.

Другие изменения также заметны – становится жирной и проблемной кожа и волосы, усиливается потовыделение. Из-за того, что гормональная и эндокринная системы работают на максимуме, возникают новые трудности с запахом своего тела и неудовлетворительным внешним видом. Если в такой период девочку оставить без поддержки или неаккуратным замечанием задеть её и так нестойкую самооценку, то подростковый возраст перейдет в кризис, с возможными вариантами депрессий вплоть до суицидальных попыток.

Начинаются менструации, характер течения которых не постоянный, но за несколько лет к моменту становления юности у девушки уже сформирован свой собственный цикл. О проблемах можно говорить, только если нет начала к шестнадцати годам или характер течения очень странный – тут лучше не ориентироваться на нормы, описанные в интернете, а обратиться к гинекологу. Возможны скачки давления, боли, покалывания, обмороки, слабость, т.к. формирование сосудистой системы не успевает за ростом всего тела и на сердце приходится дополнительная нагрузка.

Общение со сверстниками и любовь

Общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста. Родителям нужно смириться, что былое доверие с их ребенком исчезнет. Однако его можно снова заслужить, если поменять тактику взаимодействия и признать в своем чаде равного партнера.

Но общение со сверстниками все же выходит на первый план. Оно выполняет ряд важных функций:

  • передача опыта взросления, обсуждения (особенно актуально для половой сферы);
  • половая идентификация (усвоение ролей, стереотипов, предпочтений, выявление ориентации);
  • психотерапевтическая функция (подросток высвобождает свои душевные переживания);
  • эмансипация от родителей.

Очень важна для подростков влюбленность. Любовь имеет 3 составляющие:

  • платонический,
  • эротический,
  • сексуальный компонент.

Только сочетание всех трех обеспечивает гармонию в отношениях. В подростковом возрасте этого еще не происходит. У мальчиков, как правило, преобладает эротический характер, а у девочек – платонический. Тем не менее через отношения подросток готовится к будущей роли мужа (жены), отца (матери).

Какими могут быть последствия

Подростки, которым не была оказана помощь, если они в ней нуждались, во взрослой жизни могут испытывать массу проблем:

  • частые эмоциональные срывы;
  • неврозы;
  • психологические расстройства;
  • замкнутость, закрытость;
  • суицидальные наклонности;
  • влечение к запрещенным препаратам.

Родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок пережил подростковый кризис с минимальными потерями. Преодолеть кризисные моменты будет значительно проще, если с раннего детства родители будут придерживаться правильного воспитания. К 13-14 годам ребенок будет знать основные правила, научиться придерживаться их и разовьет коммуникативные способности. Эмоциональных вспышек, к сожалению, не избежать, но они будут проходить значительно легче, если заранее установить четкие правила и построить дружеские отношения со своими детьми.

Читайте по теме: Как пережить саизоляцию с подростками
Оставить комментарий

Задачи возраста

В процессе переходного возраста для благополучной социализации в дальнейшем подростку нужно успешно решить ряд задач. В чем поддержка и помощь родителей будет неоценима. Однако важно помнить, что речь может идти только о сотрудничестве. Итак, что это за задачи возраста.

  1. Принятие своей внешности.
  2. Успешная половая идентификация (усвоение мужской и женской роли, принятой в обществе).
  3. Изменение стиля и форм общения со сверстниками.
  4. Установление нового стиля отношений с родителями (равноправное сотрудничество).
  5. Развитие профессиональных интересов и способностей для дальнейшего профессионального ориентирования в юности.
  6. Принятие и усвоение зрелого поведения, предполагающего ответственность и инициативность.

Если на все эти пункты относительно какого-то подростка на этапе завершения возрастного периода можно ответить утвердительно, то значит, его переходный возраст прошел успешно.

Литература по теме

На прощание хочу порекомендовать пару книг.

  1. Ю. П. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
  2. О. В. Холодковская, В. А. Пашнина «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем».

Советую прочитать статьи по этой же теме: «Переходный возраст у девочек – советы психолога» и «Переходный возраст и кризис у подростков – советы психолога».

Спасибо за внимание. Желаю взаимопонимания с вашими детьми! Слушайте и будете услышаны.

Дезадаптация

Дезадаптация, то есть проблемы с принятием новой социальной ситуации и вхождением в нее, является нормативным феноменом подросткового возраста. Возникает это на фоне неравномерного развития сфер личности. Дезадаптация проявляется:

  • критичностью к себе и другим;
  • сверхчувствительностью;
  • ранимостью;
  • агрессивностью;
  • неустойчивостью желаний и настроений;
  • внутриличностными конфликтами (самый популярный – «Кто я?»).

Подросток стремится познать себя, отсюда вытекает тяга к сверстникам (клубы по интересам, субкультуры, множественные знакомства). То есть подросток получает информацию о себе, глядя на своих ровесников.

Все подростки – исследователи. Они изучают мир, себя, других людей. Иногда самоанализ принимает крайний вариант и превращается в самокопание, самобичевание.

  • Экспериментальным путем было выявлено, что проблемы с адаптацией имеют тревожные, неуверенные, некоммуникабельные, замкнутые, чрезмерно контролирующие себя и испытывающие чувство вины подростки.
  • Средний уровень адаптации был отмечен у неустойчивых подростков со средним уровнем самоконтроля, склонных к доминированию и агрессии.
  • Успешной адаптацией отличаются уверенные, коммуникабельные, нетревожные подростки с адекватной самооценкой и уровнем самоконтроля.

Иногда нормативная дезадаптация затягивается, и тогда, как правило, речь идет об отклоняющемся поведении.

Факты о здоровье (психологическое, физическое)

Если говорить в целом о здоровье современных девочек-подростков, то можно отметить несколько неутешительных фактов (данные исследования М. Б. Красниковой):

  • замедленный темп физического развития;
  • нарушения в становлении репродуктивной системы;
  • обилие хронические и рецидивирующих заболеваний;
  • психосоматические проблемы;
  • распространенность инфекций, передающихся половым путем;
  • ранние беременности;
  • девиантное поведение (алкоголизм, наркомания, токсикомания);
  • проблемы с социальной интеграцией;
  • каждая восьмая девочка имеет нарушения в половом развитии или гинекологические проблемы.

Отмечается, что эти факты связаны с проблемами психического развития девочек-подростков. Это возникает под влиянием разрушающего семейного воспитания, упадка нравственности в обществе, доступности информации на фоне малого количества организованной пропаганды полезного материала.

Подростковый кризис

Подростковый кризис – понятие относительное:

  • часть исследователей считает, что это и есть весь период переходного возраста;
  • кто-то отводит на это первый год;
  • а кто-то считает, что это индивидуальный феномен, который может возникнуть в любое время в рамках подросткового возраста или не возникнуть вовсе.

Например, психолог Л. С. Выготский на этапе отрочества (подростковый период) выделил два кризиса – 13 лет и 17 лет. Первый кризис знаменует переход от детства к отрочеству, второй – от отрочества к юности.

Говоря упрощенно, кризис подросткового возраста – это пик эмоциональной активности, гормонального выброса, личностного развития. Крайний вариант кризиса – девиации.

Таким образом, подростковый кризис – это проявление внутриличностного конфликта, формируемого под влиянием внешних факторов (стиль воспитания родителей) и внутренних (несоответствие потребностей подростка и возможностей их удовлетворения).

Если родители педагогически грамотно поступают, то девиаций, аффективных вспышек и конфликтов можно избежать. Правда важно не путать гладкое течение подросткового возраста со специфическим кризисом. Некоторые дети наоборот излишне замыкаются в себе, что опасно депрессией и суицидом.

Если говорить о первичном кризисе начала подросткового возраста (переход от детства к отрочеству), то для него свойственны две главные черты:

  • снижение работоспособности, школьной успеваемости (обусловлено происходящей сменой типа мышления);
  • негативизм (негативные поведенческие реакции, вызванные стремлением к эмансипации).

Эмоциональная сфера

Девочки ярче мальчиков переживают любые эмоции. Они все воспринимают как высокозначимое, жизненное, важное.

  • Пик эмоциональности приходится на 13-14 лет, затем снижается.
  • Новый всплеск наступает в 18 лет.

Нередко эти всплески именуются кризисом переходного возраста. Характерны эмоциональные и настроенческие перепады: грусть и отчаяние сменяются эйфорией и радостью. В целом у девочек преобладает маниакально-депрессивное состояние, которое обусловлено гормональной и соматической перестройкой при низком осознании и принятии себя.

Родители и подростки: рекомендации

  1. Несмотря на стремление подростков отойти от семьи, важно оказывать им поддержку. Подростки нуждаются в опоре и ненавязчивой подсказке взрослого человека в трудную минуту. Однако родителям важно исключить назидательность, подозрительность и строгий контроль.
  2. От сложившихся до подросткового возраста взаимоотношений родителей и детей зависит возможность ребенка любить. А первая любовь – важное чувство для личности. Любовные отношения необходимы. Только так подросток сможет узнать себя и противоположный пол для того, чтобы в будущем построить семью.
  3. Взаимодействуя с подростком, важно помнить, что идеальных отношений не бывает. Бывают «достаточно хорошие», как говорят в психологии. То есть вам нужно научиться сопереживать своему ребенку, признать в нем индивидуальность и личность.
  4. Подростки занимают маргинальное, то есть пограничное положение, то же происходит со взрослыми. Общаясь с подростком (полуребенком-полувзрослым), вам нужно одновременно выступать родителем и равным партнером.
  5. Не стоит пытаться вызвать уважение к вам с помощью чувства долга («мы тебя кормим, растим, поим») или возраста («я старше»). Так вы встретите только протест. Ребенок должен сам прийти к уважению вас, основанному на родительской поддержке. Вам нужно принять ребенка, не акцентировать внимание на его недостатках. Понимайте, а не судите.
  6. Если подросток говорит о чем-то, значит, для него это важно. Недопустимы фразы со стороны родителей типа «Не сходи с ума. Это разве проблемы! Вот у меня …», «Хватит ерундой страдать» и подобные. Выслушайте ребенка и помогите решить задачу. Если вы убеждены, что его проблема – пустяк, то, значит, вы можете ему помочь быстро от него избавиться. Научите подростка (фактами и аргументами, действиями) тоже считать это пустяком.

Запомнить новый принцип взаимодействия просто:

  • не приказы, а просьбы;
  • не нотации, а пожелания;
  • не контроль, а просьба информировать и так далее.

Оптимального и единого стиля нет. Ведь ваш ребенок единственный и неповторимый. Вы сами должны выстроить взаимоотношения на основе общих принципов, возрастных и личностных особенностей вашего ребенка.

Большая часть скандалов и капризов в отношениях родителей и подростков объясняется нежеланием родителей (или непониманием необходимости) менять привычный стиль взаимодействия. Для изучения сути капризов и перестройки взаимоотношений рекомендую прочитать книгу Е. Н. Корнеевой «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». В книге подробно рассмотрены все возрастные кризисы (в том числе подростковый) и наиболее популярные конфликты детей и родителей.

Содержание:

  • Что нужно знать о подростковом возрасте? Почему сложно детям?
  • Почему сложно родителям?
  • Особенности переходного периода
      У девочек
  • У мальчиков
  • Вопросы полового созревания
  • Какие опасности подстерегают детей и родителей?
  • Как помочь ребёнку пережить подростковый период?
      Ошибки родителей в воспитании
  • Как правильно вести себя родителям в этот непростой период
  • Если ребёнок попал в плохую компанию
  • Что на самом деле происходит с подростками – определяем внутренний возраст своего ребёнка
      Совет родителям от психолога-эксперта
  • Как поспособствовать положительному поведению ребенка

    Представленная ниже информация актуальна для преодоления и профилактики девиаций, коррекции подростковых акцентуаций. То есть это базовые принципы поведения родителей для успешного прохождение подросткового возраста у их чада.

    1. Пригласить подростка на диалог. Банальное и простое «давай поговорим?».
    2. Хвалить по каждому поводу. Нельзя сочетать похвалу и ругань. В силу естественного возрастного негативизма подросток не заметит похвалы, а возьмет на заметку только порицание.
    3. Совместно с подростком написать желаемые стили поведения (актуально для обеих сторон), обсудить их.
    4. Важно устанавливать реальные и четки границы, запреты и наказания. Нередко подростки проверяют родителей на прочность и ценность их слова. Сдерживайте любые обещания и не говорите: «Я тебя убью» (ведь не убьете же, надеюсь). Вот «На день буду вынуждена отключить интернет» звучит куда лучше и реалистичнее.
    5. Не требуйте мгновенного выполнения просьбы. Подростку нужно дать 5-10 минут на обдумывание и внутреннее размышление.
    6. Ненавязчиво напоминайте об обязанностях подростка.
    7. Всегда предлагайте альтернативу (или хотя бы держите ее наготове).
    8. Ориентируйтесь на положительные и желаемые явления, игнорируйте нежелательные.
    9. Договаривайтесь о наказании заранее. Не имеет смысла придумывать порицание после того, как подросток не ночевал без предупреждения дома. Он должен был знать все риски и последствия заранее.

    Советы родителям

    Родители часто думают, что переходный возраст должен протекать с минимальным вмешательством с их стороны, доказывая это тем, что иначе ребёнок не сможет развить собственную точку зрения на окружающий его мир и подготовиться к жизни в нём. Это утверждение крайне опасно для ваших детей и вас самих. Если вы хотите, чтобы они выросли полноценными личностями, благодарными за хорошее воспитание. Вмешательство родителей в процесс становления подростка, как личности – необходимо, главное не переступать границы обоюдного доверия.

    1. Общение с отцом. В пубертатный период для мальчика очень важную роль играет отец. Именно папа обладает необходимым авторитетом и опытом, чтобы объяснить мальчику, что происходит с ним на данном этапе и почему это важно. Таким образом, общаясь с отцом, мальчик не только будет увереннее себя чувствовать в процессе всех изменений, происходящих с ним, но и будет перенимать социальную модель отца, мудрого человека, который всегда может обсудить с сыном любую проблему.

    2. Найдите ребёнку хобби. Этим стоит заняться ещё до наступления пубертатного возраста, чтобы в ключевые моменты физического и психологического развития у мальчика всегда была возможность выместить излишек энергии в благоприятное русло, а не в криминал или зависимость от компьютера или наркотиков. Правильно и своевременно выбранная спортивная секция поможет вашему ребёнку не только вести более здоровый образ жизни, но и сформирует его тело и дух таким образом, что он будет вам благодарен ещё долгое время.
    3. Вовремя определите уровень свобод для мальчика. Одним из ключевых параметров становления настоящего мужчины является сила воли и умение самостоятельно принимать решения. Если вы вовремя разграничите для себя те области жизни, в которые вы не будете вмешиваться, и предоставите ребёнку возможность самому решать те или иные задачи, то вы поможете ему в развитии вышеперечисленных мужских качеств. Например, выдавая карманные деньги ребёнку, решите, будете ли вы контролировать то, куда он их тратит, или не будете. Обговорите семьей, может ли ваш ребёнок приводить домой гостей и на каких условиях и т.д. Главное – не забывайте, что доверие очень легко разрушить, и обещая ребёнку что-либо, вы тем самым заключаете с ним доверительное соглашение, которое обязуетесь выполнять. Нарушая его, не удивляйтесь, что отношение ребёнка к вам меняется в худшую сторону.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]