Психология подростка: особенности подросткового возраста

Психология подростка — неоднозначный термин, ведь с одной стороны это наука, которая изучает поведение детей, вступивших в пубертатный период, а с другой — возрастная специфика поведения и отличительные черты психических процессов.

В действительности подростковая психология достаточно противоречива, ее отличительной чертой является непостоянство и частое проявление бунтарства. В подростковом возрасте ребенок прощается с детством: начинает узнавать много нового о своей личности и критически мыслить, отрицая привычные поведенческие нормы.

Особенности подросткового развития

Пубертатный период считают одним из самых сложных в развитии ребенка. Во время переходного возраста ребенок начинает превращаться во взрослую личность. Это отражается на всех сторонах жизни подростка, влияет на анатомо-физическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное развитие и т. д. Подростковый возраст также отражается на учебной, трудовой и игровой деятельности.

Так как во время пубертатного периода меняется вся жизнь ребёнка, его психика тоже подстраивается, старые устои ломаются и появляются новые. Учиться становится сложнее из-за более серьёзных требований, повышенной нагрузки и новых предметов. В результате ребенок вынужден учиться мыслить глубже, обобщать и приводить аргументы.

Также у ребенка меняются принципы, мировоззрение, определенная общественная позиция, положение в окружении. В домашнем кругу его мнение становится более весомым, наряду с этим предъявляются новые требования, которые с каждым годом становятся все серьезнее.

Интеллект подростка при повышенной школьной нагрузке становился все более совершенным. Возникают невиданные ранее модификации характера, он начинает мыслить, анализировать ситуации, рассуждать и так далее. Период созревания детской личности напрямую связан с половым созреванием, из-за чего ситуация значительно осложняется.

Психология и физиология в 15 лет

Психология возраста

В возрасте 15 лет эмоциональное и психологическое состояние подростков приходит в норму.

Начинает вырабатываться способность контролировать свои эмоции и поступки. Окончательное формирование характера раньше происходит у девушек.

Восприятие юношей и девушек сильно отличается. Первые идут напролом, для достижения целей, вторые стараются действовать менее радикально, ища окольные пути.

Молодые люди чаще девушек проявляют ненадежность, бунтуют.

Но наиболее проблемными в этом возрасте являются именно девушки, которые переживают свои чувства так, чтобы они не были видны окружающим. Поэтому мотивы многих поступков слабого пола остаются непонятными.

В этот период развивается чувство юмора, появляется ирония.

Дети учатся мыслить оригинально, ставя привычные предметы или людей в неожиданные ситуации.

Появляется идеал, которому подростки стремятся соответствовать как во внешности и одежде, так и в поведении. Всякое отклонение от стандарта оказывается очень болезненным.

Физиология возраста

В 15 летнем возрасте происходит окончание созревания организма.

Ранее конечности росли неравномерно, тело оставалось небольшим. Теперь туловище начинает усиленно расти. Девушки менее подвижны и гораздо более спокойны, нежели юноши.

У девочек начинает формироваться подкожный жировой слой, который распределяется по всему организму, формируя очертания фигуры. Нормализуется менструальный цикл.

Грудь приобретает округлую форму.

У мальчиков начинают развиваться спинные и грудные мышцы, тело избавляется от детской округлости, уходит подкожный жир.

Происходит созревание сперматозоидов. Завершается «ломка голоса», окончательно меняется форма гортани: щитовидный хрящ приобретает острый выступ, образованный из-за своеобразного соединения пластинок.

Появляется кадык.

Общие проблемы подросткового возраста

Основные тенденции продвижения в обществе стали более сложными, ускорился ритм жизни, и предпочтение гедонического образа жизни оказывают свое влияние на развитие современного подростка. В связи с этим дети часто проявляют агрессию, пассивность или настроены депрессивно, в связи с чем не могут определить правильные моральные ценности и понять смысл своего бытия.

Психология современных подростков значительно отличается от психологии детей и взрослых. Основной ценностью становится собственное удовольствие. Не менее важные вещи отходят на второй план.

К главным проблемам подросткового периода относят:

— неумение управлять гневом, пассивно-агрессивное поведение, с целью вывести взрослых из равновесия и неосознанность, которая возникает из-за подавления своих эмоций.

— эмоциональная неустойчивость.

— мысли о суициде, к которым приводит низкая самооценка, равнодушие со стороны родителей, депрессия и ощущение одиночества.

— интимное влечение к особям своего пола.

— подростковая депрессия, которая выражается подавленным настроением, чувством никчемности, соматическими отклонениями и другими причинами.

Анатомо – физиологические особенности подростков

Подростковый период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.

Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.

Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Этот процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.

Самостоятельность — показатель взрослости

Чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого.

Самостоятельность – это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело, воспитание в себе стремления отказываться от помощи, использовать её только в крайних случаях, развивать волю и целеустремлённость, это любые действия, которые ребёнок осуществляет сам, без подсказки и помощи взрослых.

Дисциплинированность, умение выполнять разумные требования старшего поколения – это проявление самостоятельности. Но, будучи подростками, всего того, что вы научились делать в детстве, уже недостаточно, чтобы взрослые по праву считали вас самостоятельным.

Согласитесь, если пятилетний малыш взялся завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, взрослые, безусловно, порадуются его умению и самостоятельности. Но им не придёт в голову восхищаться подростком только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он самостоятельно сделает уроки или возьмёт на себя часть родительских забот по дому.

Главные особенности самостоятельности

  • умение действовать по собственной инициативе;
  • умение выполнять привычные дела, не обращаясь за помощью к взрослым, без контроля с их стороны;
  • умение самостоятельно решать поставленные взрослыми задачи;
  • умение правильно действовать в незнакомой ситуации (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение контролировать себя и давать оценку результатам своей деятельности;
  • применять уже известные знания, умения и навыки в незнакомой ситуации.

Воспитанием самостоятельности необходимо начинать заниматься с раннего возраста своего ребенка.

Девиз
Помогите мне!Я – сам!
Проще и удобнее зависеть от других, реализовывать чужие решения, а не свои, но в то же время быть защищёнными от ошибок и неудач. Ведь если происходит что-то неблагоприятное, то всегда есть на кого переложить ответственность – «Не я же так решил!».Намного комфортнее делать то, что считаешь нужным, поступать так, как сам решил. Такие люди, прежде всего, несут ответственность перед самим собой, часто «набивают шишки», испытывают разочарования, переживают неудачи, но тем самым учатся на своих ошибках и стараются не совершать их впредь.

Размышления подростка о будущем

Невероятная мечта Ассоль исполнилась. Алые паруса

В 1822 г. в немецком Мекленбурге в семье священника Эрнста Шлимана родился сын Генрих. Сегодня о его мечте и о том, как он её достиг знает весь мир. Речь идёт о раскопках древнегреческого города Трои. В то время многие сомневались в подлинности истории Гомера о Троянской войне. Генрих вырос, стал археологом и в 1871 г. наконец-то осуществил свою мечту. В 1847 году он принял российское гражданство, а позже и американское, успешно занимался торговлей. Скопив денег он поехал в Малую Азию и нашёл город Трою именно там, где по свидетельству Гомера она выдерживала натиск греков.

Вы наверняка слышали о мечте девушки Ассоль.

А вот герой романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой телёнок» Остап Бендер мечтал о том как с украденными миллионами и драгоценностями он сбежит из России в Бразилию, в Рио-де-Жанейро. Мечтал о костюме и белых ботинках.

Задумайся! Есть мечты бывают возвышенные, светлые. А бывают и мелочные, никудышные. Какая мечта будет у тебя? Кому принесёт пользу её осуществление?

Преодоление кризисного периода: советы психолога

Воспользуйтесь советами психолога. Что поможет преодолеть кризис?

Для этого ребенку предстоит выполнить ряд задач

:

  • Положительные отношения со сверстниками, дружеские связи.
  • Принятие собственной внешности.
  • Принятие своего пола, осознание, в чем заключена женская и мужская социальная роль.
  • Дружеский, доверительный контакт с родителями.
  • Приобретения ответственности, инициативности.
  • Осознание своих способностей, выбор профессии.

Без помощи родителей сложно пройти кризис благополучно. Отцу и матери стоит признать, что их чадо – отдельная, самостоятельная личность. Поменяйте модель поведения, если видите острое неприятие предыдущей модели.

Вышеперечисленные выполненные задачи указывают на преодоление кризиса. Роль родителей в этом велика – немало зависит от их поведения. Сын или дочь нуждаются в совете, разговоре? Не отталкивайте их, считая проблему глупой и не стоящей внимания. То, что пустяково для вас, для старшеклассника может иметь невероятную значимость. Впоследствии он поймет незначительность ситуации, но сейчас она имеет для него огромное значение.

Нередко подросток неосознанно проверяет родителей на прочность. Хотите завоевать авторитет и уважение дочери или сына – все зависит от вашего поведения. Запреты должны быть обоснованными и соблюденными. Предупреждения реальными и осуществленными. Глупо говорить: «Убью тебя, если не вернешься вовремя и без предупреждения» или же угрозы «отключить интернет» без последующих осуществлений. Подросток начинает воспринимать все слова, произнесенные родителями, как пустые. Об авторитете и уважении речи уже не идет.

Ему следует заранее понимать, чем грозят нарушения. Озвучивайте угрозы, которые готовы и сможете осуществить – держите свое слово. К примеру, это может быть лишение чего-то на определенное время: компьютерные игры, просмотр телевизора, сокращенная прогулка с друзьями и другое.

Увлекаться не стоит. Санкции и наказания – крайние меры. Куда лучше если вы установите с ребенком отношения доверительного характера. Доверия, просьбы, дух поддержки, уважения и сотрудничества предпочтительнее приказов. Добиться тесных и теплых отношений сложно, если были допущены ошибки на предыдущем возрастном этапе.

Каковы особенности детей переходного возраста

Родителям, учителям необходимо знать, в чем отличия подросткового возраста от других периодов жизни. Понимание процессов, которые происходят на физиологическом и психическом уровне, позволяет более спокойно, без серьезных потрясений пережить кризис, сохранить теплые отношения с ребенком.

Гормональные бури и психологическое взросление, стремление к отделению от семьи создает большую нагрузку. Она становится причиной особого поведения и реакций у подростков.

Они смущаются пристальных взглядов. Смущение связано с чрезмерно критичным отношением к собственной внешности, болезненным восприятием критики.

Взрослеющие дети зависят от мнения друзей, одноклассников. Под влиянием сверстников могут причинить себе вред. Подросткам важно показать свою силу и бесстрашие, не “опозориться”.

Особенно опасным считается отрезок времени с 13 до 15 лет. Именно тогда дети часто совершают необдуманные, опасные для себя и окружающих поступки.

Активная гормональная перестройка дает о себе знать не только перепадами настроения, но и снижением памяти. Детям 13-15 лет часто бывает трудно удерживать внимание на уроках, запоминать новый материал.

Подростки задумываются о своем предназначении в жизни, изучают, что им нравится, а что — не подходит. Это проявляется как в мировоззрении, так и во внешности. Именно поэтому часто можно увидеть подростков в необычной одежде, с пирсингом и татуировками, с окрашенными во все цвета радуги волосами.

Психология подростка: краткие сведения

Психология подросткового возраста применима для детей 11-17 лет. Это период появления новых особенностей личности. К чаду уже принято относиться, как ко взрослому, однако еще приходится нести за него ответственность, как за ребенка.

В это время многие родители теряют контакт с детьми, погружаясь в ряд непродуктивных конфликтов. С иной стороны родительское попустительство также становится причиной серьезных проблем.

Даже если стиль общения подростка становится неприемлемым для родителей, нужно продолжать разговаривать с ним. Имейте силу сказать «нет», когда это действительно необходимо. В подростковом возрасте случается немало импульсивных поступков, поэтому родителям приходится постоянно быть начеку. Важно обсуждать с подростками их намерения.

Как разговаривать с подростком, чтобы не случилось серьезного кризиса. Делайте это доброжелательно и по-деловому – как со взрослым человеком. Твердость важна в случаях, когда ребенка начинает «заносить».

Психология подросткового возраста устроена так, что ребенок всячески противится любому навязыванию, старается отстаивать свою свободу. Они чувствуют себя взрослыми, и требуют соответствующего отношения. Заподозрив, что к ним относятся иначе, они негодуют.

Как бы это ни было сложно, подростков нужно поддерживать и мягко контролировать, даже когда хочется махнуть рукой. Самоустранение может привести к еще большим проблемам, которые впоследствии вам придется решать.

Как общаться с подростком

Подростками когда-то были все взрослые люди. Воспоминания о себе в переходный период, о своих поступках, пережитых эмоциях могут помочь родителям понять причины непростого поведения детей. Но сравнивать сына или дочь с собой — не лучшее решение. Ребенок — совсем другой человек, с собственной психической реальностью и видением мира.

Чтобы не потерять контакт с ребенком, стоит:

  1. Интересоваться и поддерживать его увлечения. Если не удается заниматься интересным делом вместе, то не критикуйте и не обесценивайте заинтересованность чада.
  2. Проявить внимание к физическим изменениям, но постарайтесь вести себя деликатно, не акцентировать внимание на внешности ребенка. Стоит подбадривать его, напоминать о том, что вы любите его. Важно помочь справиться с проблемными моментами, которые беспокоят подростка. Если нужно сбросить несколько килограммов, займитесь физкультурой вместе с ним. При необходимости обновить гардероб, помогите с этим.
  3. Внимательно слушайте и меньше говорите — правило, которое помогает родителям сохранять доверительные отношения с детьми. Не старайтесь поучать, давать советы до тех пор, пока ребенок сам не попросить об этом. Не забывайте интересоваться его мнением по разным вопросам. Эта придаст подростку ощущение собственной значимости.
  4. Обнимайте свое дитя. Подростки, как и раньше, нуждаются в заботливом и теплом отношении. Но нежность стоит проявлять к месту — вряд ли 16-летний юноша или девушка с восторгом воспримет идею пообниматься с мамой на глазах у друзей.

Примите своего ребенка таким, какой он есть. Не старайтесь сделать из него свою копию или слепить несуществующий идеал. Ваш ребенок — личность, которой не нужна маска.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]