Тест Роршаха или методика чернильных пятен Роршаха – один из самых известных психодиагностических тестов личности. Каждый из нас видел по крайней мере одну картинку с кляксами, которые напоминают… А вот здесь, собственно, и начинается тест, так как ответ определяет индивидуальные свойства и склонности конкретно взятого человека. Последнее время, в силу массового распространения в социальных сетях, тест Роршаха часто представляется в значительно упрощённых вариантах, но на самом деле – это мощный психологический инструмент. В этой статье мы постарались рассказать о нём без запутанной научной терминологии и, к тому же, написали онлайн тест на основе методики чернильных пятен, прохождение которого позволит вам определить свойства своей личности.
Тест Роршаха: что это?
Тест Роршаха – одна из самых известных и популярных проективных рисуночных методик, которая была разработана психиатром из Швейцарии Г. Роршахом. Первое упоминание об этой методике было в 1921 году. Тогда Роршах выпустил книгу «Психодиагностика».
Тест состоит из 10 карточек (наполовину цветных, наполовину черно-белых) с симметричными изображениями, которые созданы чернильными кляксами. Психолог показывает карты в определенном порядке и спрашивает, что это могло быть. Участник теста должен подробно описать то, что он видит на изображении, где он это видит и почему пятно вызывает такую ассоциацию. Картинку можно вращать, наклонять или переворачивать. Срок сдачи теста не ограничен.
Бытует мнение, что изображение, которое человек видит, свидетельствует об индивидуально-психологических особенностях и характеристиках личности. Таким образом, согласно ответам, можно судить о психике, понимать прошлое и даже частично предсказывать будущее поведение.
Важно, что кляксы на карточках не похожи на что-либо конкретное. Это вызывает ассоциативное мышление. Если не получается описать картинку, это может означать наличие определенных психологических проблем.
Ответы оцениваются по 5 категориям:
- Локализация (анализируется все изображение или детали);
- Детерминанты (на что обращается внимание: форма, цвет и т.д.);
- Уровень формы (адекватность отражения формы изображения в ответе);
- Содержание (ответ касается: людей / животных / предметов / фантастических образов и т.д.);
- Оригинальность – популярность (ответ редкий или встречается более чем у 30% обследуемых).
Картинка №2: два человека
Этот рисунок в тесте Роршаха чаще всего воспринимается тестируемыми как сексуальный. А красные элементы многие считают похожими на пятна крови. Благодаря ответам на этот тест можно понять об используемых способах контроля боли, гнева или чувств. Большинство видят в этих пятнах четырехлапое животное, человека, который смотрит на себя в зеркало или двух людей.
- Две фигуры – говорят об одержимости сексом, зацикленности на отношениях.
- Собака – символизирует верного и преданного друга. Если тестируемый увидел в этой карточки что-то негативное, то это может говорить о необходимости осознать собственные чувства или страхи.
- Человек смотрящий на себя в зеркало – говорит о самолюбование или эгоцентризме тестируемого. В зависимости от чувств человека это может быть как положительная, так и отрицательная черта.
- Слон – символизирует ум и память, глубокомыслие, но так же при этом может говорить об отрицательном физическом самовосприятие.
- Медведь – символизирует агрессию, независимость, конкуренцию, но может и говорить о уязвимости и незащищенности.
- Молящийся человека – это может символизировать отношения к сексу с точки зрения религии. Кровь же может означать, что тестируемый ассоциирует физическую боль с религией, а также переживаниях непростых эмоций.
Когда и как проводится тест?
- Подготовка. Психолог рассказывает основную информацию о тесте и для чего он проводится.
- Проведение теста. Специалист показывает по очереди 10 картинок пациенту. Он должен говорить, что видит в них. После этого все записывается в журнале и делается вывод.
- Опрос. Это завершающий этап. Психолог задает несколько вопросов человеку, спрашивает насколько точны ассоциации с картинкой. Это нужно для лучшего вывода.
Чтобы быстрее и точнее сделать вывод, психолог ведет протокол исследования.
Картинка №4: Ковер, кожа, шкура животного
Эта картинка называется «отцовской». Большинство людей видят на ней большую фигуру (чаще всего мужскую). Ответы на восприятие этих пятен отражает отношение тестируемого к авторитету, воспитание человека. Так же люди видят в этих пятнах шкуру животного или крупное животное (монстра).
- Шкура животного – символизирует дискомфорт связанный с темой отца, но в тоже время это может говорить о том, что тестируемый не имеет проблем с неполноценностью и авторитетностью.
- Монстр или крупное животное – символизирует чувство страха, неполноценности перед отцом, представителями власти или авторитетами.
Интерпретация результатов по карточкам
Карточка 1
На этой карточке изображено черно-белое пятно. Чаще всего пациенты видят в ней летучую мышь, бабочку или моль. Карточка помогает определить тип личности.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Ощущение | Расшифровка |
1 | Летучая мышь | Неприятность | Боязнь внешнего мира и скрытые внутриличностные проблемы |
2 | Бабочка | Позитив | Способность расти, меняться и преодолевать трудности |
3 | Моль | Опустошенность | Уязвимость и неспособность устоять перед проблемами |
4 | Мотылек | Нет | Одиночество и ощущение заброшенности |
5 | Голова кошки | Неопределенность | Боязнь внешнего мира |
Карточка 2
Изображена клякса черно-красного цвета. Больше всего ассоциаций с чем-то сексуальным. Помогает отразить эмоциональное состояние человека.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Люди в движении | Наличие тесных взаимоотношений с окружающими |
2 | Отображение человека в зеркале | Эгоцентризм, нарциссизм, неспособность воспринимать критику |
3 | Собака | Человек верный друг |
4 | Слон | Раздумья |
5 | Медведи | Скрытая агрессия и неповиновение |
Карточка 3
Также изображено черно-красное пятно. И в этой кляксе видят чаще всего двух людей. Эта карточка помогает понять социальное взаимодействие человека.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Два обедающих человека | В социуме человек очень активен и быстро может адаптироваться |
2 | Образ двух кукол | Пациент удален от общества. А также возможны: скудная эмоциональность, шизоидные черты |
3 | Два человека, моющие руки | Параноидальный страх и навязчивые фобии |
4 | Человек, смотрящий в зеркало | Эгоцентризм и невнимательность к окружающим |
5 | Играющие между собой люди | Непостоянность в своих решениях, тесные социальные взаимосвязи |
Карточка 4
Нарисовано черно-белое пятно. Обследуемые чаще называют ассоциации с большим животным, монстром, норой зверя. Интерпретация этой карточки позволит узнать о том, как человек относится к авторитетам, ценностям.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Большой монстр | Неполноценность и преклонение перед авторитетом |
2 | Шкура животного | Внутреннее противоречие, внутриличностные конфликты |
3 | Мех или ковер из шкуры | Страх перед авторитетами |
Карточка 5
На карточке изображено серое пятно. Чаще всего пациенты говорят о летучей мыши или моли. Эта картинка позволяет выяснить личные черты человека.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Вызывает другие ассоциации, чем 1 картинка | Предыдущие карточки вызвали у человека сильный дискомфорт внутри |
2 | Такие же ассоциации, как с 1 картинкой | Глубокие и личные проблемы |
Карточка 6
На картинке изображено серое. По этому пятну психолог понимает, насколько человек близок с другими людьми.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Шкура животного | Не желание взаимодействовать с другими |
2 | Нора | Душевная пустота и изолированность от социума |
3 | Страхи и ответы сексуального характера | Скрытая депрессия |
4 | Половой акт | Страхи сексуального характера |
Карточка 7
Светло-серое пятно, которое ассоциируется у большинства с женщинами, детьми, женским началом. Карточка помогает определить отношение с женским полом.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Сложно сказать | Сложные отношения с женским полом. У женщин – конфликт с мамой |
2 | Голова женщины или дети | Обострение материнского инстинкта, необходимость в заботе |
3 | Головы, которые хотят поцеловаться | Желание стать любимым и завести отношения |
4 | Женские половые органы | Сложности в половой жизни |
Карточка 8
Яркая разноцветная клякса. Одна из самых сложных картинок в тесте. Если человеку сложно сказать, что изображено, значит, он с трудом выражает свои эмоции.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Сложно сказать | У пациента сложная жизненная ситуация |
2 | Четвероногое животное | Расслабленность, эмоциональное спокойствие |
3 | Несколько образов | Мелочность |
Карточка 9
Тоже изображены многоцветные пятна. Расшифровка ассоциации позволяет понять, как пациент справляется с отсутствием определенности в каких-либо ситуациях.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Неопределенная форма зла | Плохо справляется с неопределенностями. Его легко вывести из себя |
2 | Человек | Организованность и хорошее планирование времени |
Карточка 10
В этой кляксе самое большое количество цветов. Чаще всего человек ассоциирует ее с пауком, крабом, змеей и т.д.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Неопределенные или негативные ощущения | 9 карточка вызвала большие трудности у человека |
2 | Несколько образов | Развитое абстрактное мышление, целостность человеческой натуры |
3 | Крабы и лобстеры | Склонность к привязанности к вещам, терпеливость |
4 | Пауки | Вовлеченность в сложную ситуацию |
5 | Гусеница | Рост и развитие человека |
Картинка №1: летучая мышь, животное или моль
Именно с этих чернильных пятен на листе бумаги начинается тест Роршаха. Благодаря ей можно понять, как тестируемый воспринимает стрессовые и новые задачи. Чаще всего в этих пятнах люди видят морду животного, моль или летучую мышь. Ответы на эту картинку дают общую характеристику человека.
- Морда животного – говорит о том, что человек умеет реагировать на проблемы, страх и нежелание разобраться в себе. Так же это может говорить о наличие у человека серьезной проблемы, которую он избегает и не решает.
- Моль – это говорит о том, что тестируем недооценивает себя, свою внешность, а так же может символизировать слабость и раздражение.
- Летучая мышь чаще всего означает что-то демоническое, нечистое, а для кого-то это путь сквозь тьму к перерождению.
- Бабочка – если тестируемый видим бабочку, то это символизирует его способность изменяться, преодолевать препятствия, а так же переходный период.
Стимульный материал
Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с чёрно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями. Т.е. необходимо десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью — черными, двумя — красными и черными и тремя — разноцветными.
Карточка 1. «Летучая мышь, бабочка, моль»
Карточка 2. «Два человека»
Карточка 3. «Два человека»
Карточка 4. «Шкура животного, кожа, ковер»
Родители
Роршахи состояли в общине маленького города Арбон на севере Швейцарии. Предки Германа не покидали её на протяжении нескольких столетий. Его отец Ульрих стал первым, кто нарушил традицию. В 1882 году он взял в жены Филиппину Виденкеллер и спустя два года покинул родной город.
Сначала они поехали в Цюрих. Но после рождения Германа (в 1884 году) семья Роршахов перебралась в город Шаффхаузен. Ульрих трудился художником-декоратором, но работа не приносила ему удовлетворения. Поэтому Роршах-старший продолжил учёбу в школе прикладного искусства. Он был одарённым рисовальщиком и нередко очаровывал детей изображёнными на бумаге историями. В 1886 году Ульриха взяли учителем живописи в училище и школу Шаффхаузена. Он был остроумным собеседником, заботливым мужем и добрым человеком. Теми же качествами обладала и его жена Филиппина.
Картинка №9: человек
Пятна на этой картинки цветные и довольно нечеткие, большинство людей с трудом могут разобраться в увиденном. Поэтому ответы про эти кляксы говорят нам об уверенности тестируемого и умение им справляться с недостатками структуры. Большинство людей видят в этих пятнах женскую фигуру или какого-то человека.
- Образ зла – говорит о том, что тестируемого нужен порядок в жизни и он не терпит неопределенности.
- Человек – показывает, что тестируемый умеет справляться с бессистемностью времени и информации.
Особенности методики
Тест пятен Роршаха первоначально не предназначался для проективного измерения характеристик личности. Вместо этого, он должен был построить профиль личности человека с шизофренией (или другим психическим расстройством), на основе частотных оценок. Сам Роршах скептически относился к использованию своего теста для проективного измерения характеристик личности.
Тест Роршаха на самом основном своем уровне представляет собой задачу, при решении которой составляется отражение психологии человека, проходящего этот тест, а также устанавливается некоторый уровень понимания прошлого и будущего поведения пациента. При формулировании ответа пациенты часто используют воображение, но основной процесс решения этой задачи имеет мало общего с воображением или творчеством.
В отличие от всех существовавших прежде психологических методик испытуемые в этом тесте дают свои ответы самостоятельно, а не выбирают их среди заранее подготовленных экспериментатором. В этих условиях ответы в значительно большей степени зависят от врожденных особенностей восприятия и индивидуального прошлого опыта, чем от заданных в эксперименте внешних раздражителей. Такие методики получили название личностных, и тест Роршаха был первым среди них.
Отправная точка методики – отсутствие даже малейшего представления о том, что изображено на карточке. Эта неопределённость запускает ассоциативное мышление, где возникшие образы относятся к сфере осознанного лишь частично. Череда таких ассоциаций объединяется в более сложные образы, и уже на их основе воображение завершает формирование комплексного, логичного представления. Такая цепочка психических актов позволяет выявить те психологические особенности, которые и определяют индивидуальность каждого человека.
В этом и заключается основное отличие теста Роршаха от других проективных тестов (тестов, где скрытые эмоции или внутренние конфликты определяются через реакцию на неоднозначные стимулы, проецируемые на участника в ходе тестирования). Его стимульный материал «чистый» — предложенные картинки бесформенны и неопределённы, что исключает любую внешнюю направленность ассоциаций.
Литература
- Белый Б.И. Тест Роршаха: практика и теория /Под ред. Л.Н. Собчик.- СПб.: Дорваль, 1992. — 200 с.
- Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. — Киев: Ника-центр; Вист-С, 1997. — 128 с.
- Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии.- Киев: Вища шк., 1978. — 174 с.
- Рауш де Траубенберг Н.К. Тест Роршаха: Практическое руководство. — М: Когито-Центр, 2005. — 255 c.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 176 с.