Психологический тест Роршаха: интерпретация результатов


Тест Роршаха или методика чернильных пятен Роршаха – один из самых известных психодиагностических тестов личности. Каждый из нас видел по крайней мере одну картинку с кляксами, которые напоминают… А вот здесь, собственно, и начинается тест, так как ответ определяет индивидуальные свойства и склонности конкретно взятого человека. Последнее время, в силу массового распространения в социальных сетях, тест Роршаха часто представляется в значительно упрощённых вариантах, но на самом деле – это мощный психологический инструмент. В этой статье мы постарались рассказать о нём без запутанной научной терминологии и, к тому же, написали онлайн тест на основе методики чернильных пятен, прохождение которого позволит вам определить свойства своей личности.

Тест Роршаха: что это?

Тест Роршаха – одна из самых известных и популярных проективных рисуночных методик, которая была разработана психиатром из Швейцарии Г. Роршахом. Первое упоминание об этой методике было в 1921 году. Тогда Роршах выпустил книгу «Психодиагностика».

Тест состоит из 10 карточек (наполовину цветных, наполовину черно-белых) с симметричными изображениями, которые созданы чернильными кляксами. Психолог показывает карты в определенном порядке и спрашивает, что это могло быть. Участник теста должен подробно описать то, что он видит на изображении, где он это видит и почему пятно вызывает такую ассоциацию. Картинку можно вращать, наклонять или переворачивать. Срок сдачи теста не ограничен.

Бытует мнение, что изображение, которое человек видит, свидетельствует об индивидуально-психологических особенностях и характеристиках личности. Таким образом, согласно ответам, можно судить о психике, понимать прошлое и даже частично предсказывать будущее поведение.

Важно, что кляксы на карточках не похожи на что-либо конкретное. Это вызывает ассоциативное мышление. Если не получается описать картинку, это может означать наличие определенных психологических проблем.

Ответы оцениваются по 5 категориям:

  • Локализация (анализируется все изображение или детали);
  • Детерминанты (на что обращается внимание: форма, цвет и т.д.);
  • Уровень формы (адекватность отражения формы изображения в ответе);
  • Содержание (ответ касается: людей / животных / предметов / фантастических образов и т.д.);
  • Оригинальность – популярность (ответ редкий или встречается более чем у 30% обследуемых).

Картинка №2: два человека

Этот рисунок в тесте Роршаха чаще всего воспринимается тестируемыми как сексуальный. А красные элементы многие считают похожими на пятна крови. Благодаря ответам на этот тест можно понять об используемых способах контроля боли, гнева или чувств. Большинство видят в этих пятнах четырехлапое животное, человека, который смотрит на себя в зеркало или двух людей.

  • Две фигуры – говорят об одержимости сексом, зацикленности на отношениях.
  • Собака – символизирует верного и преданного друга. Если тестируемый увидел в этой карточки что-то негативное, то это может говорить о необходимости осознать собственные чувства или страхи.
  • Человек смотрящий на себя в зеркало – говорит о самолюбование или эгоцентризме тестируемого. В зависимости от чувств человека это может быть как положительная, так и отрицательная черта.
  • Слон – символизирует ум и память, глубокомыслие, но так же при этом может говорить об отрицательном физическом самовосприятие.
  • Медведь – символизирует агрессию, независимость, конкуренцию, но может и говорить о уязвимости и незащищенности.
  • Молящийся человека – это может символизировать отношения к сексу с точки зрения религии. Кровь же может означать, что тестируемый ассоциирует физическую боль с религией, а также переживаниях непростых эмоций.

Когда и как проводится тест?

  1. Подготовка. Психолог рассказывает основную информацию о тесте и для чего он проводится.
  2. Проведение теста. Специалист показывает по очереди 10 картинок пациенту. Он должен говорить, что видит в них. После этого все записывается в журнале и делается вывод.
  3. Опрос. Это завершающий этап. Психолог задает несколько вопросов человеку, спрашивает насколько точны ассоциации с картинкой. Это нужно для лучшего вывода.

Чтобы быстрее и точнее сделать вывод, психолог ведет протокол исследования.

Картинка №4: Ковер, кожа, шкура животного

Эта картинка называется «отцовской». Большинство людей видят на ней большую фигуру (чаще всего мужскую). Ответы на восприятие этих пятен отражает отношение тестируемого к авторитету, воспитание человека. Так же люди видят в этих пятнах шкуру животного или крупное животное (монстра).

  • Шкура животного – символизирует дискомфорт связанный с темой отца, но в тоже время это может говорить о том, что тестируемый не имеет проблем с неполноценностью и авторитетностью.
  • Монстр или крупное животное – символизирует чувство страха, неполноценности перед отцом, представителями власти или авторитетами.

Интерпретация результатов по карточкам

Карточка 1

На этой карточке изображено черно-белое пятно. Чаще всего пациенты видят в ней летучую мышь, бабочку или моль. Карточка помогает определить тип личности.

ВариантС чем ассоциируется пятно?ОщущениеРасшифровка
1Летучая мышьНеприятностьБоязнь внешнего мира и скрытые внутриличностные проблемы
2БабочкаПозитивСпособность расти, меняться и преодолевать трудности
3МольОпустошенностьУязвимость и неспособность устоять перед проблемами
4МотылекНетОдиночество и ощущение заброшенности
5Голова кошкиНеопределенностьБоязнь внешнего мира

Карточка 2

Изображена клякса черно-красного цвета. Больше всего ассоциаций с чем-то сексуальным. Помогает отразить эмоциональное состояние человека.

ВариантС чем ассоциируется пятно?Расшифровка
1Люди в движенииНаличие тесных взаимоотношений с окружающими
2Отображение человека в зеркалеЭгоцентризм, нарциссизм, неспособность воспринимать критику
3СобакаЧеловек верный друг
4СлонРаздумья
5МедведиСкрытая агрессия и неповиновение

Карточка 3

Также изображено черно-красное пятно. И в этой кляксе видят чаще всего двух людей. Эта карточка помогает понять социальное взаимодействие человека.

ВариантС чем ассоциируется пятно?Расшифровка
1Два обедающих человекаВ социуме человек очень активен и быстро может адаптироваться
2Образ двух куколПациент удален от общества. А также возможны: скудная эмоциональность, шизоидные черты
3Два человека, моющие рукиПараноидальный страх и навязчивые фобии
4Человек, смотрящий в зеркалоЭгоцентризм и невнимательность к окружающим
5Играющие между собой людиНепостоянность в своих решениях, тесные социальные взаимосвязи

Карточка 4

Нарисовано черно-белое пятно. Обследуемые чаще называют ассоциации с большим животным, монстром, норой зверя. Интерпретация этой карточки позволит узнать о том, как человек относится к авторитетам, ценностям.

ВариантС чем ассоциируется пятно?Расшифровка
1Большой монстрНеполноценность и преклонение перед авторитетом
2Шкура животногоВнутреннее противоречие, внутриличностные конфликты
3Мех или ковер из шкурыСтрах перед авторитетами

Карточка 5

На карточке изображено серое пятно. Чаще всего пациенты говорят о летучей мыши или моли. Эта картинка позволяет выяснить личные черты человека.

ВариантС чем ассоциируется пятно?Расшифровка
1Вызывает другие ассоциации, чем 1 картинкаПредыдущие карточки вызвали у человека сильный дискомфорт внутри
2Такие же ассоциации, как с 1 картинкойГлубокие и личные проблемы

Карточка 6

На картинке изображено серое. По этому пятну психолог понимает, насколько человек близок с другими людьми.

ВариантС чем ассоциируется пятно?Расшифровка
1Шкура животногоНе желание взаимодействовать с другими
2НораДушевная пустота и изолированность от социума
3Страхи и ответы сексуального характераСкрытая депрессия
4Половой актСтрахи сексуального характера

Карточка 7

Светло-серое пятно, которое ассоциируется у большинства с женщинами, детьми, женским началом. Карточка помогает определить отношение с женским полом.

ВариантС чем ассоциируется пятно?Расшифровка
1Сложно сказатьСложные отношения с женским полом. У женщин – конфликт с мамой
2Голова женщины или детиОбострение материнского инстинкта, необходимость в заботе
3Головы, которые хотят поцеловатьсяЖелание стать любимым и завести отношения
4Женские половые органыСложности в половой жизни

Карточка 8

Яркая разноцветная клякса. Одна из самых сложных картинок в тесте. Если человеку сложно сказать, что изображено, значит, он с трудом выражает свои эмоции.

ВариантС чем ассоциируется пятно?Расшифровка
1Сложно сказатьУ пациента сложная жизненная ситуация
2Четвероногое животноеРасслабленность, эмоциональное спокойствие
3Несколько образовМелочность

Карточка 9

Тоже изображены многоцветные пятна. Расшифровка ассоциации позволяет понять, как пациент справляется с отсутствием определенности в каких-либо ситуациях.

ВариантС чем ассоциируется пятно?Расшифровка
1Неопределенная форма злаПлохо справляется с неопределенностями. Его легко вывести из себя
2ЧеловекОрганизованность и хорошее планирование времени

Карточка 10

В этой кляксе самое большое количество цветов. Чаще всего человек ассоциирует ее с пауком, крабом, змеей и т.д.

ВариантС чем ассоциируется пятно?Расшифровка
1Неопределенные или негативные ощущения9 карточка вызвала большие трудности у человека
2Несколько образовРазвитое абстрактное мышление, целостность человеческой натуры
3Крабы и лобстерыСклонность к привязанности к вещам, терпеливость
4ПаукиВовлеченность в сложную ситуацию
5ГусеницаРост и развитие человека

Картинка №1: летучая мышь, животное или моль

Именно с этих чернильных пятен на листе бумаги начинается тест Роршаха. Благодаря ей можно понять, как тестируемый воспринимает стрессовые и новые задачи. Чаще всего в этих пятнах люди видят морду животного, моль или летучую мышь. Ответы на эту картинку дают общую характеристику человека.

  • Морда животного – говорит о том, что человек умеет реагировать на проблемы, страх и нежелание разобраться в себе. Так же это может говорить о наличие у человека серьезной проблемы, которую он избегает и не решает.
  • Моль – это говорит о том, что тестируем недооценивает себя, свою внешность, а так же может символизировать слабость и раздражение.
  • Летучая мышь чаще всего означает что-то демоническое, нечистое, а для кого-то это путь сквозь тьму к перерождению.
  • Бабочка – если тестируемый видим бабочку, то это символизирует его способность изменяться, преодолевать препятствия, а так же переходный период.

Стимульный материал

Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с чёрно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями. Т.е. необходимо десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью — черными, двумя — красными и черными и тремя — разноцветными.

Карточка 1. «Летучая мышь, бабочка, моль»

Карточка 2. «Два человека»

Карточка 3. «Два человека»

Карточка 4. «Шкура животного, кожа, ковер»

Родители

Роршахи состояли в общине маленького города Арбон на севере Швейцарии. Предки Германа не покидали её на протяжении нескольких столетий. Его отец Ульрих стал первым, кто нарушил традицию. В 1882 году он взял в жены Филиппину Виденкеллер и спустя два года покинул родной город.

Сначала они поехали в Цюрих. Но после рождения Германа (в 1884 году) семья Роршахов перебралась в город Шаффхаузен. Ульрих трудился художником-декоратором, но работа не приносила ему удовлетворения. Поэтому Роршах-старший продолжил учёбу в школе прикладного искусства. Он был одарённым рисовальщиком и нередко очаровывал детей изображёнными на бумаге историями. В 1886 году Ульриха взяли учителем живописи в училище и школу Шаффхаузена. Он был остроумным собеседником, заботливым мужем и добрым человеком. Теми же качествами обладала и его жена Филиппина.

Картинка №9: человек

Пятна на этой картинки цветные и довольно нечеткие, большинство людей с трудом могут разобраться в увиденном. Поэтому ответы про эти кляксы говорят нам об уверенности тестируемого и умение им справляться с недостатками структуры. Большинство людей видят в этих пятнах женскую фигуру или какого-то человека.

  • Образ зла – говорит о том, что тестируемого нужен порядок в жизни и он не терпит неопределенности.
  • Человек – показывает, что тестируемый умеет справляться с бессистемностью времени и информации.

Особенности методики

Тест пятен Роршаха первоначально не предназначался для проективного измерения характеристик личности. Вместо этого, он должен был построить профиль личности человека с шизофренией (или другим психическим расстройством), на основе частотных оценок. Сам Роршах скептически относился к использованию своего теста для проективного измерения характеристик личности.

Тест Роршаха на самом основном своем уровне представляет собой задачу, при решении которой составляется отражение психологии человека, проходящего этот тест, а также устанавливается некоторый уровень понимания прошлого и будущего поведения пациента. При формулировании ответа пациенты часто используют воображение, но основной процесс решения этой задачи имеет мало общего с воображением или творчеством.

В отличие от всех существовавших прежде психологических методик испытуемые в этом тесте дают свои ответы самостоятельно, а не выбирают их среди заранее подготовленных экспериментатором. В этих условиях ответы в значительно большей степени зависят от врожденных особенностей восприятия и индивидуального прошлого опыта, чем от заданных в эксперименте внешних раздражителей. Такие методики получили название личностных, и тест Роршаха был первым среди них.

Отправная точка методики – отсутствие даже малейшего представления о том, что изображено на карточке. Эта неопределённость запускает ассоциативное мышление, где возникшие образы относятся к сфере осознанного лишь частично. Череда таких ассоциаций объединяется в более сложные образы, и уже на их основе воображение завершает формирование комплексного, логичного представления. Такая цепочка психических актов позволяет выявить те психологические особенности, которые и определяют индивидуальность каждого человека.

В этом и заключается основное отличие теста Роршаха от других проективных тестов (тестов, где скрытые эмоции или внутренние конфликты определяются через реакцию на неоднозначные стимулы, проецируемые на участника в ходе тестирования). Его стимульный материал «чистый» — предложенные картинки бесформенны и неопределённы, что исключает любую внешнюю направленность ассоциаций.

Литература

  1. Белый Б.И. Тест Роршаха: практика и теория /Под ред. Л.Н. Собчик.- СПб.: Дорваль, 1992. — 200 с.
  2. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. — Киев: Ника-центр; Вист-С, 1997. — 128 с.
  3. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии.- Киев: Вища шк., 1978. — 174 с.
  4. Рауш де Траубенберг Н.К. Тест Роршаха: Практическое руководство. — М: Когито-Центр, 2005. — 255 c.
  5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 176 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]