Ростелеком, Лаборатория Касперского, Mail.Ru Group, Яндекс, Google — большинство крупных компаний выбирают офис открытого типа, или open space.
В ГородРабот.ру мы тоже работаем в едином пространстве.
Организация открытых рабочих мест дешевле, поэтому компании любят опен-спейс. Плюс офис такого типа создаёт ощущение объединённости, и команда общается эффективнее.
Вариантов open space много — с перегородками между столами, делением по рабочим группам и свободной расстановкой столов.
Есть даже вариант shared desk (clean desk) — когда сотрудники не имеют своего рабочего места и садятся за любой свободный стол.
Как опен-спейс влияет на здоровье
В офисах открытого типа сотрудники болеют чаще — это факт.
Чем больше человек в помещении, тем больше концентрация вирусов и бактерий. Швейцарские учёные установили, что в компаниях с опен-спейсом работники на 20% чаще берут больничный. И это не считая переносящих болезнь «на ногах».
Уровень шума в опен-спейсе достигает 70 дБ — это громкость работающего рядом пылесоса. Фоновый шум может стать привычным, но в каждом офисе есть громкоголосый сотрудник и мобильные телефоны постоянно звонят. Наш слух выделяет голоса других людей и резкие звуки, и это мешает сосредоточиться.
Посторонние шумы приводят к постоянному стрессу, бессоннице и нарушениям концентрации. Кардиологи предупреждают — возрастает риск гипертонии и инсульта.
Австралийские исследователи составили рейтинг стрессовых факторов в офисе открытого типа:
- Шум
- Утрата личного пространства
- Некомфортные условия — слишком высокая или низкая температура, духота или сквозняк
Что делать? Всё просто — сведите стрессовые факторы к минимуму.
Что собой представляют open space?
Опен спейс – особая планировка офисного помещения. Все сотрудники размещаются в одной большой комнате. Рабочие места отделены друг от друга тонкой перегородкой. Столы размещены рядами. Представить, как выглядит open space, можно, вспомнив американские фильмы с демонстрацией офисов. Чаще всего в них представлен именно опен спейс.
Как зафиксировать факт отсутствия работника на рабочем месте?
Преимущества
В чем секрет широкого распространения open space? В их несомненных преимуществах:
- Экономия площади. В небольшом помещении может поместиться множество сотрудников. Не требуется брать в аренду большую площадь. Экономическая выгода для работодателя несомненна.
- Быстрое взаимодействие сотрудников друг с другом. Все рабочие вопросы решаются оперативно. Для того чтобы обратиться к сослуживцу с просьбой или вопросом, не нужно бегать по разным офисам. Это особенно важно при работе, предполагающей оперативность.
- Возможность простого контроля над работой сотрудников. Люди, остающиеся отдельном помещении, имеют свойство отвлекаться от работы. Менеджер практически не имеет возможности отслеживать такой самовольный отдых. Открытый офис полностью решает эту проблему. У сотрудников не остается шанса на откладывание рабочих дел.
- Демократичность. Таким образом обеспечивается равенство всех сотрудников. Снижается вероятность образования замкнутых сообществ.
- Сохранение корпоративного духа. Общее пространство создает единый рабочий дух, что благотворно сказывается на мотивации.
- Простая адаптация новых служащих. Новички быстро могут адаптироваться на рабочем месте. Человек в первый же день знакомится со своими сослуживцами. Если у новичка возникнут проблемы, он может обратиться по всем вопросам к опытным сотрудникам без лишних блужданий по организации.
- Простота документооборота. Все документы находятся в одном помещении, а потому не придется искать их по всем комнатам.
Компания ценит труд своих сотрудников и видит свою обязанность в формировании и сохранении в трудовых коллективах атмосферы доброжелательности, профессионализма, взаимного уважения, сотрудничества и стабильности. Компания стремится поддерживать корпоративный дух, который объединяет всех сотрудников независимо от занимаемой должности или служебного положения в единую команду профессионалов, имеющих общую цель. Какие еще нормы корпоративного поведения сотрудников существуют?
Прежде всего open space выгоден владельцу организации. Работодателю не требуется выделять отдельное рабочее место для каждого сотрудника. Достаточно арендовать одно большое помещение и разделить его на зоны при помощи перегородок. Стоимость последних не ударит по бюджету компании.
Недостатки
Опен спейс свойственны многие минусы:
- Повышенный уровень шума. Несколько десятков работников в одном помещении – это постоянный шум. Звонки телефона, разговоры сотрудников, шум от оргтехники – все это может буквально свести с ума. Служащему крайне сложно сосредоточиться в таких напряженных условиях.
- Постоянный стресс. Отсутствие личного пространства, стесненность и шум – все это факторы, провоцирующие стресс и раздражительность. Конечно, это негативно сказывается на производительности.
- Риск воровства. Все личные вещи сотрудников (телефоны, сумочки) находятся на всеобщем обозрении. Это может вызывать у работников страх недосчитаться своего имущества.
- Вероятность конфликтов. Один человек предпочитает сидеть с открытой форточкой, другому – холодно. Такие мелочи вызывают конфликты между сослуживцами, создают напряженную атмосферу.
- Быстрое распространение инфекционных болезней. Все бактерии, инфекции и вирусы быстро передаются от сотрудника к сотруднику. Согласно исследованиям, в опен спейс люди чаще заболевают.
Работодатель выигрывает в экономии на аренде, однако проигрывает в производительности труда своих сотрудников.
А что говорят сами сотрудники?
Опен спейс функционируют достаточно давно, а потому уже появилось немало исследований касательно работы в них. Рассмотрим результаты некоторых:
- 56% служащих утверждают, что им не хватает личного пространства.
- 55% работников не нравится температура в помещении.
- 60% не хватает тишины.
Некоторые исследования доказывают, что open space повышают уровень стресса служащих, провоцируют конфликты. У сотрудников, работающих в открытом офисном пространстве, диагностируется повышенное кровяное давление. Кроме того, в таких офисах наблюдается высокая текучка кадров.
Как создать комфортные условия
- Поговори с коллегами, установите время для проветривания: 5-6 раз в день по 10-15 минут — оптимально
- Не злоупотребляй парфюмерией. У кого-то может быть аллергия или просто раздражают запахи
- На рабочем месте — только чай или кофе. Запахи еды отвлекают не меньше, чем разговоры
- Можно купить в офис облучатель-рециркулятор. Проветривание и бактерицидное облучение снижают риск заболеть в сезон простуд
- Если заболел, по возможности работай из дома. Единственное средство профилактики ОРВИ — избегать контакта с больными
- Выбирай стол возле окна. Естественный свет улучшает настроение и работоспособность. Солнечные лучи повышают уровень серотонина — гормона счастья