Что такое open space, чем опасен «открытый офис» и как выжить на одной территории

Ростелеком, Лаборатория Касперского, Mail.Ru Group, Яндекс, Google — большинство крупных компаний выбирают офис открытого типа, или open space.

В ГородРабот.ру мы тоже работаем в едином пространстве.

Организация открытых рабочих мест дешевле, поэтому компании любят опен-спейс. Плюс офис такого типа создаёт ощущение объединённости, и команда общается эффективнее.

Вариантов open space много — с перегородками между столами, делением по рабочим группам и свободной расстановкой столов.

Есть даже вариант shared desk (clean desk) — когда сотрудники не имеют своего рабочего места и садятся за любой свободный стол.

Как опен-спейс влияет на здоровье

В офисах открытого типа сотрудники болеют чаще — это факт.

Чем больше человек в помещении, тем больше концентрация вирусов и бактерий. Швейцарские учёные установили, что в компаниях с опен-спейсом работники на 20% чаще берут больничный. И это не считая переносящих болезнь «на ногах».

Уровень шума в опен-спейсе достигает 70 дБ — это громкость работающего рядом пылесоса. Фоновый шум может стать привычным, но в каждом офисе есть громкоголосый сотрудник и мобильные телефоны постоянно звонят. Наш слух выделяет голоса других людей и резкие звуки, и это мешает сосредоточиться.

Посторонние шумы приводят к постоянному стрессу, бессоннице и нарушениям концентрации. Кардиологи предупреждают — возрастает риск гипертонии и инсульта.

Австралийские исследователи составили рейтинг стрессовых факторов в офисе открытого типа:

  1. Шум
  2. Утрата личного пространства
  3. Некомфортные условия — слишком высокая или низкая температура, духота или сквозняк

Что делать? Всё просто — сведите стрессовые факторы к минимуму.

Что собой представляют open space?

Опен спейс – особая планировка офисного помещения. Все сотрудники размещаются в одной большой комнате. Рабочие места отделены друг от друга тонкой перегородкой. Столы размещены рядами. Представить, как выглядит open space, можно, вспомнив американские фильмы с демонстрацией офисов. Чаще всего в них представлен именно опен спейс.

Как зафиксировать факт отсутствия работника на рабочем месте?

Преимущества

В чем секрет широкого распространения open space? В их несомненных преимуществах:

  • Экономия площади. В небольшом помещении может поместиться множество сотрудников. Не требуется брать в аренду большую площадь. Экономическая выгода для работодателя несомненна.
  • Быстрое взаимодействие сотрудников друг с другом. Все рабочие вопросы решаются оперативно. Для того чтобы обратиться к сослуживцу с просьбой или вопросом, не нужно бегать по разным офисам. Это особенно важно при работе, предполагающей оперативность.
  • Возможность простого контроля над работой сотрудников. Люди, остающиеся отдельном помещении, имеют свойство отвлекаться от работы. Менеджер практически не имеет возможности отслеживать такой самовольный отдых. Открытый офис полностью решает эту проблему. У сотрудников не остается шанса на откладывание рабочих дел.
  • Демократичность. Таким образом обеспечивается равенство всех сотрудников. Снижается вероятность образования замкнутых сообществ.
  • Сохранение корпоративного духа. Общее пространство создает единый рабочий дух, что благотворно сказывается на мотивации.
  • Компания ценит труд своих сотрудников и видит свою обязанность в формировании и сохранении в трудовых коллективах атмосферы доброжелательности, профессионализма, взаимного уважения, сотрудничества и стабильности. Компания стремится поддерживать корпоративный дух, который объединяет всех сотрудников независимо от занимаемой должности или служебного положения в единую команду профессионалов, имеющих общую цель. Какие еще нормы корпоративного поведения сотрудников существуют?

  • Простая адаптация новых служащих. Новички быстро могут адаптироваться на рабочем месте. Человек в первый же день знакомится со своими сослуживцами. Если у новичка возникнут проблемы, он может обратиться по всем вопросам к опытным сотрудникам без лишних блужданий по организации.
  • Простота документооборота. Все документы находятся в одном помещении, а потому не придется искать их по всем комнатам.

Прежде всего open space выгоден владельцу организации. Работодателю не требуется выделять отдельное рабочее место для каждого сотрудника. Достаточно арендовать одно большое помещение и разделить его на зоны при помощи перегородок. Стоимость последних не ударит по бюджету компании.

Недостатки

Опен спейс свойственны многие минусы:

  • Повышенный уровень шума. Несколько десятков работников в одном помещении – это постоянный шум. Звонки телефона, разговоры сотрудников, шум от оргтехники – все это может буквально свести с ума. Служащему крайне сложно сосредоточиться в таких напряженных условиях.
  • Постоянный стресс. Отсутствие личного пространства, стесненность и шум – все это факторы, провоцирующие стресс и раздражительность. Конечно, это негативно сказывается на производительности.
  • Риск воровства. Все личные вещи сотрудников (телефоны, сумочки) находятся на всеобщем обозрении. Это может вызывать у работников страх недосчитаться своего имущества.
  • Вероятность конфликтов. Один человек предпочитает сидеть с открытой форточкой, другому – холодно. Такие мелочи вызывают конфликты между сослуживцами, создают напряженную атмосферу.
  • Быстрое распространение инфекционных болезней. Все бактерии, инфекции и вирусы быстро передаются от сотрудника к сотруднику. Согласно исследованиям, в опен спейс люди чаще заболевают.

Работодатель выигрывает в экономии на аренде, однако проигрывает в производительности труда своих сотрудников.

А что говорят сами сотрудники?

Опен спейс функционируют достаточно давно, а потому уже появилось немало исследований касательно работы в них. Рассмотрим результаты некоторых:

  • 56% служащих утверждают, что им не хватает личного пространства.
  • 55% работников не нравится температура в помещении.
  • 60% не хватает тишины.

Некоторые исследования доказывают, что open space повышают уровень стресса служащих, провоцируют конфликты. У сотрудников, работающих в открытом офисном пространстве, диагностируется повышенное кровяное давление. Кроме того, в таких офисах наблюдается высокая текучка кадров.

Как создать комфортные условия

  • Поговори с коллегами, установите время для проветривания: 5-6 раз в день по 10-15 минут — оптимально
  • Не злоупотребляй парфюмерией. У кого-то может быть аллергия или просто раздражают запахи
  • На рабочем месте — только чай или кофе. Запахи еды отвлекают не меньше, чем разговоры
  • Можно купить в офис облучатель-рециркулятор. Проветривание и бактерицидное облучение снижают риск заболеть в сезон простуд
  • Если заболел, по возможности работай из дома. Единственное средство профилактики ОРВИ — избегать контакта с больными
  • Выбирай стол возле окна. Естественный свет улучшает настроение и работоспособность. Солнечные лучи повышают уровень серотонина — гормона счастья

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]