С чего начать саморазвитие: пошаговый план и мой пример


Первые попытки очертить свои желания по сферам жизни я предприняла в 2011 году ( я храню все свои дневники и записи с 1998 года – так что имею вещдоки и могу чётко проследить эти вещи;-)) В 2014 году я поставила уже конкретные цели по саморазвитию – конкретно и системно, в каждой сфере. И именно с 2014 года я ставлю цели каждый год по всем сферам – и вот почему.

2014 год стал для меня переломным. За 12 месяцев: я начала путешествовать и побывала в трёх странах (Израиль, Крит, Германия), отучилась в двух международных школах, выучила ещё один язык, получила водительские права, должность руководителя на работе, познакомилась с мужчиной мечты, вышла замуж и под Новый год узнала, что у нас будет малыш! Просто сумасшедший год был! И что интересно – эти все изменения произошли в соответствии с целями, которые я поставила в декабре 2013 года.

Итак, как вы поняли, в этой статье я поделюс моим опытом – с чего начать саморазвитие. Вот о какие вопросы освещает эта статья:

  • Вместо заключения или как всё-таки происходит саморазвитие
      8 этапов или Программа саморазвития для женщин
  • Вот как менялась моя жизнь с 2011 года по сферам:

    Готовый план саморазвития – пример из моего личного опыта

    Жизненная сфера Моя ситуация в:
    2011201320142019
    Самореализация, карьерный ростУчёба в аспирантуре. Работа над диссертацией идёт вяло.Работаю библиотекарем. Защитила диссертацию, получила диплом кандидата наук.Перешла в научный отдел. Получила 2 сертификата в международных школах, выучила ещё 1 язык. Стала руководителем научного отдела.Научилась создавать сайты, открыла свой блог и онлайн-проект.
    Ушла с наёмной работы – запустила онлайн-бизнес.
    Личностный рост и духовное развитиеНизкая самооценка, неуверенность в себе, депрессии, истерики, приступы одиночества и апатии.
    Нет сил учиться и работать.
    Стала более организованной – научилась работать быстро и в срок. Продолжаются приступы одиночества и апатии.Обнаружила негативные установки и начала их устранять.
    Училась принятию – себя и жизненных ситуаций.

    Наконец почувствовала себя достаточной, нужной, счастливой, любимой)

    Чувствую себя счастливым человеком.
    Продолжаю работать над внутренней гармонией, повышением личной эффективности и личным балансом по сферам жизни.
    Финансы (материальное благополучне)Помогают родителиРаботаю за минимальную зарплату.Получила желаемую зарплату. Живу в комфорте)Работаю на себя, открыла Своё Дело с достойным доходом)
    Отдых (Досуг, Путешествия)Дома перед компьютеромДома перед телевизором и с телефоном
    Цель: начать путешествовать и увидеть мир
    Побывала в Израиле, на Крите, Германии.Побывала в Турцию, Египте, Испании.
    Интересный досуг и игры с семьёй на выходных
    Любовь (отношения с мужчиной).Мне 24: отношений нет.Мне 26: Отношения не складываются, встречаются не «те» мужчины. Завела кошку.Мне 27: Познакомилась с мужчиной – мы поженились в этом же году)Счастливая жена – люблю и любима) Прокачиваем наши отношения, ходим на свидания). Экологично решаем возникающие противоречия (ну а как без них?!)
    Дом и семьяЖиву 7-ой год в студенческом общежитии. Родители в другом городе.Живу одна в съемной 1-комнтаной квартире.Переехала в просторную квартиру в центре города.Я – счастливая мама, жена, хозяйка)
    Отношения с большой семьёй (родителями, братом) – гармоничные)
    Здоровье (питание, спорт, уход за собой)Лишний вес, отсутствие спорта и регулярного ухода за собойВнезапные обмороки + плохие привычки (курение, алкоголь). проблемы с сосудами.Здоровье улучшилось, избавилась от вредных привычек . Нормализовала состояние сосудов.Чувствую себя здоровой и энергичной.
    Держу под контролем состояние здоровья.

    После родов восстановилась, наконец избавилась отл ишнего веса (Спустя 8 лет!) 4 года держусь в своём идеальном весе)

    Общение/Окружение/Друзья1-2 подруги1-2 подруги1-2 подругиМножество подруг и единомышленниц в моём городе и по всему миру.
    Хобби и увлеченияОтсутствуютОтсутствуютПеку сложные тортов и дессерты, выращиваю цветыКатаюсь на лыжах. Рисую. Выращиваю цветы. По праздникам пеку торты)

    Мой пример саморазвития – не про “успешный успех”, не про удачу и выигрыш лотереи) Моя история о том, как системно работать над собой и постепенно менять все жизненные сферы, достигать своих целей и осуществлять свои желания: будь то встреча любимого человека, повышение по работе, путешествия по миру или смена деятельности.

    И в этой статье я поделюсь с вами не только моим примером саморазвития – а конкретными инструментами и техниками, проверенными на личном опыте.

    Психология развития А. Маслоу

    Психология Маслоу носит также гуманистический характер. Он уделял большое внимание исследованиям и выделил основные качества самоактуализированной личности, такие, как: независимость, креативность, философский юмор, потребность в уединении и другие.

    Считал, что человечество стоит на пороге новой психологии, которая позволит раскрыть потенциал и способности людей в полной мере, рассматривая человека как единую и целостную психическую систему. Самопознание и саморазвитие личности лежат в основе теорий формирования этой личности.

    Основные выводы Маслоу

    1. У каждого человека есть особая своя изначальная природа, которая получена при рождении.
    2. Человек развивается на протяжении жизни, может развивать данные, которые получил изначально. При этом в значительной степени влияет окружающая среда (семья, школа) на дальнейшее развитие.
    3. Природой дано наличие инстинктов и желаний человеку, но с годами «голоса-импульсы» уменьшают свою силу в результате получения образования и тотального контроля над собой. Именно эти голоса помогают определить, что именно нужно человеку, что вызывает интерес, на что способен, а не только, что отвечает нормам и правилам общества.
    4. Характеристики личности могут быть схожими для разных индивидов, а могут быть уникальные, со своими особенностями. У всех есть потребности в любви, уважении, понимании, а есть личные свойства, способности.
    5. Природу человека изучает как наука, так и сам человек, применяя самопознание, психиатрические методы.
    6. Большая часть внутренних, глубинных мыслей, инстинктов подавляются нами, и переходят в бессознательную форму в результате постоянного страха, боязни осуждений.
    7. Внутренняя сила природы человека всё равно сохраняется, периодически даёт о себе знать, даёт стимул к развитию и поиску себя.
    8. Основа человека заключается в том, что дано изначально, важно уметь понять и принять себя. Причём в выборе на жизненном пути главным критерием должно быть мнение личности, не общества. Личность динамична и имеет свойство развиваться на протяжении жизни.
    9. Внутренняя сущность человека может подвергаться сложным испытаниям, непониманию, чувствовать отвергнутость в жизни. Часто это приводит к реальным заболеваниям на психическом уровне. Сложными ситуациями считается — потеря личности, своей особенности, определяющих свойств, когда нет возможности достичь своей проекции, представления своего Я.
    10. Внутренняя сила изначально позитивна, главное научиться использовать её во благо, стимулировать развитие творческого начала, доброты, альтруизма, способности любить.

    Второстепенные качества

    1. Совесть или чувство вины — это индикатор правильного поведения человека, идёт сравнение из внутренними установками и ценностями. Стоит прислушиваться к своей совести, она укажет дорогу на поиск истинного Я.
    2. Принять и полюбить себя как личность необходимо для полноценной и здоровой жизни!
    3. Самопознание — это единственный, главный способ развития личности.
    4. Самопознание и саморазвитие требует значительных усилий индивида.
    5. Важно понять воздействие защитных механизмов — регресса, обороны, самосохранения. Изучая психиатрию можно понять, что в жизни нужен и реализм, так как ложный оптимизм в результате приводит к разочарованию в жизни.
    6. Теория свободного воспитания предполагает, что ребёнок сам чувствует, что идёт ему во благо, следует давать ему больше свободы выбора и действий, а не загонять постоянно в рамки требований.
    7. Только идя путём понимания и принятия своей сути, предназначения, удовлетворения потребностей личности, можно стать настоящим человеком, раскрыть свой потенциал. В первую очередь речь идёт о духовных потребностях.
    8. Важно помнить, что без сложностей и разочарований нет жизни. Поэтому ребёнка нужно учить переносить трудности жизни, при этом любовь родителей, их поддержка является основой для формирования сильной личности. Злоупотребление опекой может привести к инфантильности, тормозит развитие силы воли.
    9. Зрелую личность отличает тип познания. Выделяется Д-познание и Б-познание. Причём Д- эгоистичное, направленное лишь на свои потребности, а Д- бескорыстное, способность приносить добро, заботиться о других. Вектор внимания личности с Д-познанием направлен в большей степени во внешний мир, чем на сугубо личные интересы.
    10. Человеку для нормальной жизни нужна система ценностей, своя система координат, что позволит существовать в этом мире. Для создания такой системы важно изучить себя, понять цели и мотивы, что хорошо и плохо, что позитивно влияет на собственное достоинство.
    11. Человек, который может дружить с бессознательным уровнем, часто склонен к творчеству, а эстетическое воспитание должно быть в основе образования, психологии и всей жизни.
    12. Важной задачей становится — быть выше обычных человеческих проблем и неурядиц, проще относиться к жизни, формирование реального и здорового восприятия жизни.

    Таким образом, теория Маслоу предполагает поиск своего внутреннего стержня, принятие себя и развитие личности, гармония с окружающим миром.

    “Саморазвитие – это…” Что входит в это понятие?

    “Саморазвитие” – как часто сейчас мы слышим это слово… Но что входит в это термин?

    На самом деле, каждый человек вкладывает свой смысл в понятие “саморазвитие” – в зависимости от того,что его беспокоит и в чем он чувствует потребность прокачать себя.

    Но всё же я попытаюсь дать универсальное опеделение термина “саморазвитие” и на его основе предложить вам план, направления и этапы для саморазвития.

    Саморазвитие – это развитие человека по всем жизненным сферам и эволюционный постепенный рост, вследствии чего человек “видит и понимает” больше и соответственно улучшает качество своей жизни по всем параметрам.

    Очень часто “саморазвитие” отождествляют с “личностным ростом”, но это далеко не одно и то же.

    Личностный рост – это одна из жизненных сфер (всего их 9), в которой ведётся саморазвитие. Личностный рост – это прокачка личности: личностных качеств, характера, выработку положительных качеств, борьбу с плохими привычками, работу с убеждениями и установками. Другие задачи саморазвития распределяются по другим 8 сферам.

    Давайте вспомним основные 9 жизненных сфер – это и будут основные направления для саморазвития:

    1. Личностный рост и духовное развитие
    2. Самореализация, карьерный рост
    3. Здоровье (питание, спорт, красота, уход за собой)
    4. Любовь/Отношения.
    5. Дом и семья (дети, родственники)
    6. Общение/Окружение/Друзья
    7. Финансы и материальное благополучие
    8. Отдых/Досуг/Путешествия
    9. Хобби и увлечения

    То есть личностный рост – это одно из восьми направлений для саморазвития, но не его синоним.

    Позвольте сделать несколько пояснений по сферам. Наверняка, вы обратили внимание, что “Любовь и отношения” и “Семья” – это 2 разные сферы в моей схеме. Это, конечно, не значит, что нужно заводить отношения на стороне от семьи)) Но это призыв уделять особое внимание мужу и отношениям с ним – выделять время только для двоих, выходить из традиционных ролей “мама” и “папа”и быть просто мужчиной и женщиной, которые искренне интересуются друг другом, ходят на свидания и интересные мероприятия. Я уже писала специальные статьи в блоге и продолжаю развивать эту тему – например, как вернуть в брак романтику, зачем ходить с мужем на свидание и т.д.)

    Основы самопознания и саморазвития

    Самопознание всегда имеет свою направленность, цель познания. Что изучает человек на протяжении жизни? У. Джейм выделил 3 основные сферы:

    1. Физическая личность — включает в себя телесную оболочку и всё с ней связанное (внешность, органы тела, здоровье).
    2. Социальная личность — возникает в результате понимания и признания другими людьми в личности другого человека.
    3. Духовная личность — это сущность человека на духовном уровне, особенности конкретного индивида.

    Есть ещё трактовка природы человека, как биосоциального создания. Выделяют социальный, биологический уровень. В.В. Столетин предложил следующую классификацию:

    • Биологический индивид (имеет особую нервную систему, строение тела, особенности организма),
    • Социальный индивид (возникает в процессе изучения окружающего мира, умений и знаний человечества),
    • Личность (строит свой путь жизни, делает выбор, умеет координировать схему поведения).

    Самопознание производится по всем уровням. Причём человек становится одновременно тем, кто изучает и кого изучают. «Я» может изменяться во времени — «Я сейчас», «Я был», «Я буду». При этом есть определённые взаимосвязи между объектом и субъектом, а именно — самопознание в начале, самоконтроль, саморегулирование — как результат полученных результатов.

    Основы самопознания и саморазвития предполагают чёткую взаимосвязь понятий.

    • Самонаблюдение;
    • Самоанализ;
    • Сравнивание с другими (собой в идеале);
    • Постановка целей на будущее;
    • Саморазвитие.

    Подробнее теория саморазвития представлена в работах Роджерса.

    Почему нет стремления к самосовершенствованию

    Что нам мешает меняться? В первую очередь, это страхи, боязнь перемен. Никто не хочет брать на себя лишнюю ответственность, сталкиваться с критикой, терпеть неудачи. Поэтому выход за пределы комфортного существования требует серьезных усилий, действий. Чем дольше человек пребывает в своем коконе, тем тяжелее ему оттуда выйти.

    Вторая причина – мотивация. Именно она побуждает человека к действию, заставляет двигаться к намеченной цели. Мотивационная сущность индивида сама реагирует на внешние и внутренние раздражители, определяет источник побуждения. И если активному человеку для постоянного развития достаточно собственных установок, то инертному и слабому обязательно нужен пример извне.

    Третьей причиной можно назвать отсутствие силы воли. Неумение контролировать свои реакции на внешние соблазны, невозможность отстоять личные долговременные интересы в угоду сиюминутной слабости. Чему стоит научиться прежде всего, так это укреплению духа, что по сути и будет началом самосовершенствования.

    Как самосовершенствоваться женщине

    Для прекрасной половины человечества нет ограничений в выборе направлений для самосовершенствования. Семья, карьера, красота, образование, благотворительность – развиваться можно в любом из этих направлений, было бы только желание.

    Ведите здоровый образ жизни, следите за питанием – это продлевает молодость. Добавьте в свой график физическую активность, подтяните мышцы. Посетите косметолога, сходите на шоппинг. Не забывайте об интеллектуальном развитии. Умная и красивая женщина может добиться в жизни многого.

    Как самореализоваться мужчине

    Природа определила для мужчины роль защитника и добытчика. Займитесь серьезно спортом, тренируйте тело и дух. Поменяйте работу на новую с перспективой карьерного и финансового роста. Уделяйте больше времени воспитанию своих детей, возьмите на себя ответственность за их будущее, передавайте им свой опыт. Помогайте родителям, обеспечьте им достойную жизнь, будьте для них опорой, дайте им повод гордиться собой.

    Развивайте эрудицию, мужчина должен много знать. Читайте книги. Не забывайте, что самый сексуальный орган у представителей мужского пола – мозг.

    Основы саморазвития и характеристики

    Основы саморазвития предполагают, наличие способностей у человека формировать свою жизнь и достигать поставленных задач, целей. Кроме деятельности, на этот процесс оказывают влияние также активность человека. Он может быть социально активным (инициативный, исполнительный) или социально реактивным (импульсивным, пассивным). Социальная активность проходит следующие пути развития:

    • Нормативный уровень — школьники, имитация, повторение действий.
    • Нормативно-личностный — подростковый период, появляется свой взгляд на жизнь, отношение к определённым вопросам.
    • Личностно-продуктивный, продуктивно-творческий — взрослый человек, который оказывает вклад в общественную жизнь, создаёт новшества, модернизирует старое, вносит элементы творчества в процесс жизни.

    Неотъемлемыми условиями саморазвития является инициатива, позже — сознательность и самостоятельность. Социальная активность способствует выработке способностей к собственному выбору путей развития на жизненном пути, появляется ответственность за свои действия. Развитие невозможно и без достижения необходимого уровня самосознания, понимания и анализа своей личности.

    Основы саморазвития напрямую зависят от внутреннего мира человека и анализа им реальной жизни и ситуации на данном этапе. Внутренний мир уникален и отчасти является отражением внешнего. Есть и предположения, что он развивается на протяжении жизни, вместе с самой личностью, под воздействием окружающей реальности.

    Выделяют несколько этапов саморазвития

    • оживления (ребёнок учится общаться, понимать свою индивидуальность),
    • одушевления (ребёнок осваивает внешний мир),
    • персонализации (изучение правил, норм жизни с наставниками и понимание своей роли в создании истории жизни),
    • индивидуализации (в процессе общения формируется представление о своей личности, проявляются особенности, и возникает потребность в самоанализе, ответственность за себя),
    • универсализации (человек выходит за рамки своей индивидуальности, появляются единство с ценностями сверхчеловеческими, вера или духовность).

    Основы саморазвития лежат в стремлении человека к самосовершенствованию, улучшению своего Я на протяжении всей жизни.

    Цель

    От правильности выбора и формулировки цели зависит скорость ее достижения. Внимания заслуживают не только глобальные, но и небольшие задачи бытового плана.

    Реальные

    Реальной называют ту цель, которая соответствует вашим текущим возможностям. Если вы никогда не занимались спортом, но намерены завтра пробежать несколько километров, то такую цель следует считать фантастической. При этом возможности могут меняться. Уже через полгода регулярных тренировок вы без труда сможете достичь желаемого.

    Краткосрочные

    Простые в исполнении, рассчитанные на реализацию в ближайшем будущем цели используют для сохранения позитивного настроя. Напишите себе план на неделю. В список могут входить такие задачи, как посещение парикмахера, уборка в шкафу, чтение нескольких глав книги. Поскольку достижение подобных целей требует минимальных затрат времени и денег, в конце недели вы отметите положительные результаты.

    Постановка перед собой краткосрочных задач и отслеживание их выполнения программируют мозг на достижение сложных целей. Нужно видеть реализацию своих планов. Кроме этого, при помощи кратковременных целей достигают более глобальных. Вы уверены, что похудеть невозможно, потому что вы уже пытались, но у вас не получилось. Для начала поставьте перед собой цель записаться в спортивный зал. Следующая задача — сократить употребление сладкого.

    Мотивирующие

    Выбранная цель должна быть мотивирующей. Прежде чем приступать к работе, задумайтесь, для чего необходимо достижение желаемого. Например, вы хотите выучить иностранный язык для продвижения по карьерной лестнице или только потому, что об этом мечтала мама. Не стоит исполнять чужие желания, даже если это огорчит родственников. Достижение чужой цели не принесет радости и приведет к потери времени.

    Путешествуйте

    Если не можете позволить себе новые страны, начните пока с городов в собственной. Знакомьтесь с попутчиками и жителями городов, которые посетите.

    Спросите себя (можно подключить и других) честно: какими отрицательными качествами вы обладаете?

    Попробуйте в следующий раз отреагировать на ситуацию нестандартно для себя. Если вы любите поучать – однажды согласитесь с собеседником, даже если не считаете, что он прав. Не делайте это через силу – просто проведите эксперимент. Посмотрите на себя со стороны и прочувствуйте новое амплуа.

    Это будет забавно, к тому же вы узнаете о себе много нового!

    Психология Рубенштейна

    Самопознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.

    В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.

    Самопознание

    Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.

    Самопознание и саморазвитие личности — важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего «Я». Это первые попытки понять себя.

    Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.

    Личность — это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.

    Индивидуальность — яркий, неповторимый человек

    Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.

    Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.

    Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.

    Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало. Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.

    Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости. Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.

    Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь.

    Личность

    Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.

    Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.

    Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.

    Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.

    Настольные книжки на первое время

    Что прочитать для саморазвития – естественный вопрос, возникающий у женщины, очутившейся у подножия книжных Гималаев. Книг написано огромное количество, но не все будут нести для вас ценность. Я предлагаю для начала несколько, за которые подавляющее большинство читателей проголосовало наивысшими оценками.

    • «Код Женщины. Как гормоны влияют на вашу жизнь». Автор Алиса Витти не понаслышке знает, как пробудить в вас женственность и избавить от многих женских проблем, в том числе и со здоровьем. Книгу она написала, самостоятельно вылечившись и преодолев кучу препятствий.
    • «О чем мечтать» — Барбара Шэр вдохновила многих и помогла им перестроить мышление. Прочитав книгу, вы научитесь создавать удачу, а не ждать ее.
    • Брайн Трейси вообще отличный мотиватор. Если вы пока в поиске того, что прочитать интересного для саморазвития, сделайте акцент на «Достижение цели», где простым языком объясняется, что мешает вам достичь личностного роста как убрать эти помехи.
    • Вадим Зеланд, «Трансерфинг реальности». Техники, описанные в книгах Зеланда, изменили жизнь многих, желающих управлять своей реальностью. Это простые, действенные методы, которые объясняются не столько на эзотерическом, сколько на физическом уровне.

    Как правильно подойти к работе над собой

    Избавившись от страхов, собрав силу воли в кулак и найдя побуждающий мотив, можно начать меняться к лучшему. Не каждый человек способен в одночасье «подорваться» и кардинально изменить свою жизнь. Это и не нужно. Рассмотрим 3 первых шага для плавного и гармоничного перехода на путь саморазвития личности.

    Наведите порядок в голове

    Прислушайтесь к себе. Проанализируйте свою жизнь. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что для меня важно?», «Что я действительно хочу?», «Чем бы хотел заняться?», «Что мне приносит радость?». Без глубокого самопознания невозможно саморазвиться.

    Попробуйте сформулировать главный смысл своей жизни, для чего вы живете, какой след хотите оставить. Какова ваша система ценностей. Определитесь с личными целями в разных сферах деятельности и реальными способами их достижения.

    Начните делать что-то новое

    Размышления о смысле жизни могут затянуться. Поэтому, задумываясь над пониманием себя, начинайте развитие с непривычных для вашей повседневной жизни поступков. Посетите мероприятие, никогда ранее не привлекавшее ваше внимание, познакомьтесь с новыми людьми, совершите необычное путешествие, запишитесь, наконец, в секцию по волейболу. А почему нет? Это очень захватывающе.

    Новые события, впечатления поднимают настроение, расширяют кругозор, помогают выявить в себе скрытые способности. Позитивные эмоции раскрепощают, притягивают удачу, позволяют легче справиться со страхами.

    Выберите цель

    Поставьте перед собой реальную цель и делайте к ней хотя бы по одному небольшому шагу в день. Важно не взваливать на себя непомерную ношу, не форсировать события. Разбейте главную цель на подцели и каждый раз приподнимайте планку. Двигайтесь помалу, но постоянно. Результат не заставит себя ждать. Достигнутые успехи повысят мотивацию продолжать работу над собой.

    «Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает».

    Русская пословица.

    И не откладывайте на завтра. «Завтра» – значит «никогда».

    Совершенствование социальных навыков

    Адаптация в обществе помогает приобрести жизненный опыт, отточить свои умения и учит расставлять границы для своего комфорта. Попробуйте «поиграть в других» — представить себя на месте другого человека и посмотреть на различные ситуации его глазами. Старайтесь не оценивать его поступки, а просто анализировать и называть все своими именами.

    Теперь усложните задачу: сядьте на лавочке в парке и понаблюдайте за прохожими.

    Чем они могут заниматься по жизни? Какие проблемы их могут окружать? О чем они сейчас думают? Что они делают и куда идут? А как бы вы поступили на их месте?

    Подобные упражнения помогают «увидеть дальше своего носа». Поверьте, это увлекательное занятие приведет вас к лучшей версии себя. Предлагаю перейти к следующему шагу:

    совершенствованию себя в глазах собеседника.

    Так вы повысите свою самооценку.

    • Изучите базовые элементы языка тела. Предлагаю вашему вниманию следующий канал, на котором коротко и по сути рассказывается о языке телодвижений:
    • Избавьтесь от речевых сорняков – они очень утомляют собеседника. Попробуйте обсудить какой-либо вопрос с самим собой перед зеркалом. Охотьтесь на каждое «нууу…», «ммм», «эээ», «смотри» и «как бы». Работайте над тем, чтобы успевать делать небольшую паузу перед тем, как сорняк вылетит из вашего рта.
    • Проследите за собой во время беседы: нет ли у вас привычки просматривать уведомления в телефоне? Есть? Избавляйтесь!

    Небольшой ролик об улучшении коммуникативных навыков.

    И последнее. Найдите клубы по интересам и посещайте их хотя бы раз в неделю.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]