История психогенетики
Историю развития психогенетики можно условно разделить на пять этапов:
- Развитие основных вариационных и статистических подходов.
- разработка основных методов психогенетики — близнецы, приемные дети, методы корреляционного и регрессионного анализа, path analysis и др.
- Изучение роли наследственности и среды в индивидуальных различиях интеллекта и психических заболеваний.
- Совершенствовать методологию психогенетики и находить новые пути исследования.
- разработать проект «Геном человека».
Основой для возникновения психогенетики как науки послужила теория эволюции Ч. Дарвина.
Фрэнсис Гальтон считается автором первого научного исследования по психогенетике («Наследственная гениальность», 1869) и основателем психогенетики.
1. На первом этапе (1865-1900-е годы) Гальтон и его ученик К. Пирсон разработали основные вариационно-статистические подходы к изучению наследственности количественных признаков человека (включая психологические).
2. На втором этапе (до конца 1930-х годов) основные методы психогенетики — близнецы, приемные дети, методы корреляционного и регрессионного анализа, анализ пути и т.д. — окончательно сформировалась благодаря совместным усилиям генетиков, психологов, математиков. С развитием психодиагностики в психогенетике началось накопление фактического материала.
3.Третий этап (до конца 60-х годов) характеризуется экстенсивным развитием. Происходит накопление фактического материала. Большое внимание уделяется изучению роли наследственности и среды в индивидуальной изменчивости интеллекта и психических заболеваний.
4.На четвертом этапе (к концу 1980-х годов) психогенетика вновь уделяет значительное внимание совершенствованию методологии науки и поиску новых путей проведения исследований. Совершенствование информационных технологий способствовало использованию методов компьютерного моделирования. Изучение роли наследственности и среды в развитии, включая различные виды нарушений развития, становится все более доминирующим. Лонгитюдные исследования становятся все более популярными, и различные аспекты влияния окружающей среды анализируются более детально.
5. Пятая фаза (с 1990-х годов по настоящее время) совпадает с интенсивным развитием проекта генома человека.
Геном — это совокупность генетического материала, содержащегося в клетке любого живого организма. Клетка — элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов (за исключением вирусов, которые часто относят к неклеточным формам жизни), обладающая собственным обменом веществ и способная к самостоятельному существованию, самовоспроизводству и развитию. Все ткани живых организмов либо состоят из множества клеток, как у многоклеточных животных, растений и грибов, либо являются одноклеточными организмами, как у многих простейших и бактерий.
Геном содержит биологическую информацию, необходимую для создания и поддержания организма. Большинство геномов, включая геном человека и геномы всех других клеточных форм жизни, состоят из ДНК, но у некоторых вирусов геномы состоят из РНК.
Существует также другое определение термина «геном», в котором под геномом понимается совокупность генетического материала гаплоидного набора хромосом данного вида.
Гаплоидный набор (греч. gaploos — один, eidos — вид) — это нормальное число хромосом в каждой гамете (у человека оно равно 23, до недавнего времени считалось, что 24).
Гаметы — это репродуктивные клетки, которые имеют гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвуют в гаметическом, особенно половом, размножении.
Эукариоты , или нуклеусы, — это область (сверхмножество) живых организмов, клетки которых содержат ядро.
Все организмы, за исключением прокариот (бактерий и архей), являются нуклеированными.
Постановка задач
Какие задачи стоят перед учеными? Что в себе таит психогенетика? Основной и главной задачей психогенетики является отслеживание и выявление причин как генетических, так и тех, которые возникли из-за воздействия окружающего мира, в результате чего формируются отличия людей.
Современные психогенетические исследования в большей степени акцентируют свое внимание на зависимости итогов тестирования интеллекта детей от качества уровня среды, где обитает ребенок, и того, насколько качественное образование он получает. Какой фактор все-таки оказывает большее влияние на развитие ребенка? Психогенетика изучает, каким образом книги, компьютерные игры, музыка оказывают влияние на формирование темперамента и уровень развития интеллекта.
Рекомендуем: Выбор жизненного пути
Таким образом, предметом исследования психогенетики является не что иное, как характер человека, который формируется посредством влияния внешней среды и наследственности. Это и есть главный предмет психогенетики.
Индивидуальные различия являются также предметом психогенетики. Ученых особенно интересуют различия людей в отдельно взятой семье, они сравнивают не разные расы, а именно людей, в чьих жилах течет одна и та же кровь.
Методология психогенетики
Методологические возможности психогенетики ограничены:
- Невозможность произвольного экспериментирования; объектом исследования является человек;
- позднее наступление репродуктивного периода;
- небольшое количество потомства. Однако психогенетика использует достаточно профессиональные методы и применяет методы современной генетики. Основными методами психогенетики являются:
- популяционный метод;
- генеалогический метод;
- метод приемных детей;
- метод близнецов.
Популяционный метод. Популяция — это совокупность особей данного вида, обитающих в данном пространстве в течение достаточно длительного времени (большого числа поколений), в пределах которого практически осуществляется та или иная степень панмиксии (случайного образования родительских пар, не зависящих от генотипа и фенотипа особей) и отсутствуют заметные изоляционные барьеры.
Эта популяция особей отделена от соседних популяций особей данного вида некоторым давлением формы изоляции.
Человек относится к одному из видов живых существ и характеризуется образованием определенных популяций.
Помимо биологических причин, на формирование человеческих популяций влияют и различные социальные факторы.
Человеческие популяции могут иметь разную численность.
Термин «население» можно применять не только к населению городов, но и целых стран.
Например, с распадом СССР началась миграция различных групп населения из одной страны в другую.
Также в качестве примера можно взять Москву и Нью-Йорк. Где каждый день большое количество людей разных наций и сообществ, населяющих разные места, не вмещаются в эти мегаполисы.
Замкнутые популяции называются изолятами. Изоляты — это закрытые популяции.
Приток внешних супругов составляет не более 1,5 — 2%. Изоляты в человеческих популяциях могут возникать не только в географически изолированных местах, но и внутри больших популяций, когда некоторые группы людей не смешиваются с остальным населением, например, по религиозным или этническим причинам.
Прототипом являются группы людей, которые живут со всеми остальными, но не смешиваются с ними (касты в Индии).
В популяции существует изменчивость признаков, в зависимости от типа изменчивости различают 2 типа признаков: -Количественные признаки; -Количественные признаки; -Количественные признаки.
Качественные (дискретные) признаки встречаются в ограниченном числе вариантов, различия между особями выражены четко, а промежуточные формы отсутствуют.
Внешние условия оказывают относительно небольшое влияние на их выражение. К таким характеристикам относятся, например, группы крови у людей.
Количественные признаки. Количественные (континуальные) признаки имеют непрерывную изменчивость и составляют основную часть поведенческих признаков человека.
Все количественные признаки могут быть измерены, и требования к психологическим измерениям в поведенческой генетике остаются теми же, которым должны отвечать психодиагностические процедуры: -надежность; -надежность; -действительность; -надежность; -репрезентативность.
Генетическая структура популяций является одним из важнейших факторов, определяющих особенности наследственной передачи различных признаков.
При изучении механизмов передачи по наследству любого человеческого признака необходимо учитывать особенности исследуемой популяции.
Генетические изменения на уровне популяции обычно анализируются с помощью двух математических подходов. -детерминистский подход -Стохастический подход.
Генеалогический метод — это метод построения родословной — метод сбора и анализа родословных.
Цель метода: -Определение наследственности признака; Определение типа наследования признака (аутосомный, сцепленный с полом, доминантный, рецессивный); -идентификация лиц, перевозчиков; -Определение прогноза потомства.
«Он основан на простой логике: если какой-либо признак закодирован в генах, то чем ближе родственные связи (то есть чем более схожи гены), тем больше эти люди должны быть похожи друг на друга по этому признаку.
Возникновение новой отрасли науки
История психогенетики началась в Англии. Основоположником психогенетики является английский ученый Френсис Гальтон. Как основоположник психогенетики Гальтон первым начал проводить исследования в области изучения индивидуальности. Ему удалось собрать огромный материал, он создал измерительные процедуры и анализы.
Гальтон стал первым, кто поставил вопрос для всего ученого сообщества: «Каким образом, посредством чего появляются индивидуальные особенности?» Первым же и попытался его решить.
Его мысли заинтересовали и других ученых, которые тоже стали проводить исследования и анализировать окружающих их людей. Какими были их результаты и выводы?
Генетический код, заложенный в нас, еще до нашего с вами рождения определяет наш жизненный путь! Все предопределено: и модели поведения в тех или иных ситуациях, и наши перспективы развития – все это уже есть в нас изначально! Весь многовековой опыт предков, их признаки и характерные черты хранит молекула ДНК.
Рекомендуем: Персонализация: определение понятия
То есть у каждого из нас есть свой жизненный путь, который уже проложен и вымощен наследственностью, независимо от наших сознательных реакций. Вектор нашего направления оказывает влияние на:
- Успех.
- Поведение.
- Здоровье.
Генеалогический метод
Генеалогический метод — это метод составления родословной — метод сбора и анализа семейных деревьев.
Цель метода заключается в следующем: -Определить наследуемость признака; Определите тип наследования признака (аутосомный, сцепленный с полом, доминантный, рецессивный); -Идентифицировать людей, носителей; -Определить прогноз потомства.
«Она основана на простой логике: если какой-либо признак закодирован в генах, то чем ближе родственные связи (то есть чем более схожи гены), тем более схожими должны быть эти люди по данному признаку. Поэтому необходимым условием для использования генеалогического метода является наличие родственников первой степени родства, образующих так называемую нуклеарную семью; Сюда входят пары родитель-ребенок и брат-сестра;
- эти, и только эти, имеют в среднем 50% общих генов. Более того, по мере уменьшения степени родства уменьшается доля общих генов, и, согласно схеме метода, сходство людей должно уменьшаться.
Чем больше поколений включает семейное древо и чем больше круг родственников, то есть чем оно обширнее, тем надежнее должны быть результаты.
Существуют определенные правила и символы для составления генеалогических деревьев.
Человек, для которого создается генеалогия (например, с редкой способностью или, в медицинской генетике, с подозрением на наследственное заболевание), называется пробандом.
Члены генеалогического древа расположены в порядке поколений, обозначенных римскими цифрами в левой части страницы, где это необходимо: -Предыдущие поколения к последующим поколениям; -Дети в каждой семье — слева направо в соответствии с порядком рождения, они обозначены либо цифрами, либо возрастом. Для некоторых задач, например, психотерапевтических, важно знать типы диадических отношений в дополнение к родственным; тогда они также могут быть отмечены на семейном древе.
Некоторые исследователи предлагают называть этот рисунок генограммой.
Генограмма — это формат представления семейного древа путем записи информации о членах семьи и их взаимоотношениях как минимум в трех поколениях. Генограмма графически представляет семейную информацию таким образом, что создается картина сложного семейного паттерна и является дополнительным источником подсказок о том, как клиническая проблема может быть связана с семейным контекстом и динамикой одного и другого с течением времени.» Учебник психогенетики /I. В. Равич-Щербо.
Метод приемных детей представляет собой сравнение сходства в некоторых психологических характеристиках между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, и ребенком и приемными родителями, которые его воспитывали, с другой.
С одной стороны, у этого метода есть довольно узкие границы: -юридический -Психологический. -Возможность неслучайного распределения детей по семьям; -Субъективные «легенды» о родителях/усыновителях.
Однако, несмотря на недостатки, этот метод имеет некоторые преимущества в психогенетике. Во-первых, это теоретически самый чистый метод с самой высокой разрешающей способностью.
В исследовании по методу приемных детей участвуют дети, которых как можно раньше поместили к приемным родителям, которые являются чужими людьми — с приемными родителями, их биологическими и приемными родителями.
Разновидностью метода приемных детей является изучение так называемых усыновленных (слившихся) братьев и сестер, то есть нескольких небиологических детей, усыновленных одной и той же семьей.
Различают две схемы этого метода: -полная схема. -частичная схема.
Полная схема объединяет данные двух групп: -схема для разлученных родственников (биологических родителей и их братьев и сестер); -схема сиблингов.
Частичная схема объединяет либо одну, либо другую группу данных. Метод приемных детей — один из основных методов современной психогенетики.