Виктимность — это понятие, которое в некоторых психологических модальностях трактуется, как процесс становления жертвы. По мнению одного из основателей учения о позитивистской виктимологии Б. Мендельсона, понятие “жертва” является противоположным понятию “преступник”.
Сам термин “жертва” и теория о том, что человек неосознанно или сознательно своим поведением провоцирует преступника на насильственные действия, вызывает множество споров в среде психологов.
Области изучения
Прежде чем говорить о таком социальном явлении, как виктимизация, а также выявлять причины ее развития и влияния на остальные процессы развития социума, необходимо уточнить основные понятия этого термина. Надо сказать, что данной проблемой занимаются такие сферы научного знания, как психология, социология, педагогика, юриспруденция и т. д., что возводит эту тему в ряды актуальнейших.
Общее понятие
Виктимизация — это социальный процесс, при котором лицо превращается в жертву преступления. Проще говоря, это результатом действий преступника по отношению к жертве. Здесь же стоит определить понятие виктимности. Под ней понимается склонность к тому, чтобы стать жертвой. Таким образом, виктимизация и виктимность являются неразрывными понятиями, при которых первое является характеристикой второго. Она при этом может быть измерена количеством случаев нанесения вреда и совокупностью характеристик жертв преступления.
Виктимность, как от нее избавиться.
Ярко выраженная виктимность считается отклонением, которое требует лечения. Терапия людей, проявляющих виктимное поведения, проводится комплексно. Человеку, у которого поведение жертвы сформировалось в детстве, требуется помощь команды специалистов — психолога, психотерапевта (психиатра).
Назначенные специалистом медикаментозные средства позволяют снизить интенсивность депрессивного состояния и ослабить тревогу, нормализовать сон. Все это дает ресурс для дальнейшей психологической и психотерапевтической проработки проблемных тем.
Работа психотерапевта, психолога с виктимным клиентом направлена на:
- пересмотр отношения к событиям прошлого, формирование стойкого ощущения, что-то, что было раньше, не влияет на ситуацию сегодня;
- формирование устойчивого, позитивного самовосприятия, повышение степени самоуважения, формирование чувства независимости;
- коррекцию взглядов, установок, изменение шаблонов поведения, пересмотр системы ценностей;
- развитие способности понимать свои эмоции и чувства, контролировать, анализировать мысли и действия;
- развитие умения адекватно общаться с окружающими, продуктивно взаимодействовать, правильно оценивать отношение других людей и их намерения.
Все перечисленные направления психологической работы очень важны, но они должны дополняться формированием экологичной, доброжелательной среды, в которой пребывает человек. Важно пересмотреть ближайшее окружение, перестать общаться или свести к минимуму контакты с людьми, которые заставляют испытывать страх и чувство неполноценности. Необходимо направить энергию на те занятия, в которых удается получить хороший результат, добиться успеха. Все это не избегание и не попытка спрятаться от опасности, а необходимые меры психогигиены.
Виктимизация: понятие и виды
Основателем такого предмета, как виктимология стал Л. В. Франк. Собственно, без его влияния и не сложилось бы понятие виктимизации. Так, Франк вводит свое определение термина. По его словам, виктимизация – это процесс превращения в жертву, а также его результат, независимо от того, единичной этой случай или массовый.
Однако сразу после этого, на Франка обрушивается шквал критики. Другие исследователи отмечают, что понятия процесса и его результата должны отличаться друг от друга, а не быть единым целым.
Например, Ривман утверждает, что виктимизация — это действие, при котором преступление, произведенное по отношению к лицу, оказывает влияние на развитие его склонности. А в случае если из потенциальной жертвы человек превращается в реальную, то данный процесс именуется «виктимность-результат».
Основные принципы виктимности
Склонность к виктимности формируется в детстве и закрепляется в подростковом возрасте. Одним из самых важных факторов формирования виктимности у детей считается ситуация физического, эмоционального насилия в семье. Немалую роль играет также деструктивное влияние на психику подростков со стороны значимых взрослых (родных, учителей), сверстников.
Под действием этих факторов появляются определенные личностные характеристики:
- повышенная тревожность, неуверенность и низкая самооценка;
- эмоциональная неустойчивость;
- склонность игнорировать собственные интересы в угоду другим.
Нередко “жертва” при наличии низкой самооценки стремится доказать свою силу, правоту, испытать себя на прочность. Это выливается в рискованное поведение (чаще всего у подростков).
В некоторых случаях виктимность является спутником психических расстройств. Проблемы социальной адаптации патологического характера могут выливаться в склонность к мазохизму и садизму, эксгибиционизму, нимфомании. Подобные проявления психических отклонений могут проявляться среди жертв преступлений (иногда повторяющихся с одной и той же жертвой).
Попасть в позицию жертвы человек может и в случае, если он:
- находится в подчиненной позиции, он выполняет требования агрессора, но очень медленно, чем еще больше “злит” нападающего;
- ведет себя вызывающе или обычным для себя способом, но насильник рассматривает его поведение, как оскорбительное.
То, что агрессор в этих обоих случаях воспринимает действия “жертвы”, как оскорбительные и неприемлемые — это исключительно его субъективное мнение нападающего. Оно связано с особенностями его восприятия и мышления.
Связь процессов
В доказательство сказанному стоит отметить, что эти два явления неразрывно связаны между собой. Любое действие, направленное на достижение состояния жертвы, имеет свое логическое завершение.
Это значит, что в тот момент, когда на человека было совершено нападение, независимо от того, каков был исход события, он уже автоматически приобретает статус жертвы. В данном случае само нападение — это виктимизация в понятии процесса. А лицо, в отношении которого было совершено преступление, являет собой результат.
Именно поэтому виктимизация – это процесс влияния одного события на другое. Чем больше происходит преступлений, тем выше риск стать их жертвой.
Что такое виктимное поведение
Выше мы говорили, что поведение жертвы может провоцировать преступника или не провоцировать его. Криминалисты, однако, выделяют два вида активного поведения жертвы. В первом случае она действительно провоцирует злоумышленника на совершение преступления: угрожает, грабит, наносит удары и др. Во втором случае жертва не желает кого-либо провоцировать, но её действия так или иначе способствуют деятельности преступника. К примеру, некомпетентный врач только усугубил болезнь пациента, и тот (или кто-то из его родственников) принимается мстить.
Психологи также выделяют такие типы виктимного поведения, как комфортное и эмоционально-неустойчивое. В первом случае человек как бы сознательно выбирает роль жертвы; нередко он даже восхищается присутствию насильника рядом с собой, поскольку видит в нём «сильную личность». Такие жертвы – это обычно робкие, боязливые и неуверенные в себе люди, имеющие заниженную самооценку; при всём этом им свойственна обида на весь окружающий мир, они постоянно жалуются.
Во втором случае человек пытается сам быть насильником: развязывает конфликт, вступает в драку; таким людям свойственно обижать и унижать слабых. Когда же они сталкиваются с более сильным противником, то принимают роль жертвы. Именно о таких людях говорит пословица: «Удалец среди овец, а перед удальцом сам овца».
Иногда случается, что в роли жертвы оказываются люди физически и психологически сильные, уверенные в себе; они сознательно выбирают жертвенность, чтобы отстоять свои принципы или защитить кого-то от несправедливости. Такие действия внешне могут напоминать виктимное поведение, однако не являются патологией и в моральном и психологическом смысле оправданы.
Исследование случаев виктимизации
Для того чтобы понять, при каких обстоятельствах обычный человек превращается в жертву преступления, необходимо провести ряд исследований.
Виктимизация и ее степень определяются при наличии суммарных данных о количестве всех потерпевших. Это никак не зависит от тяжести преступления, его исхода и наличия прочих факторов, спровоцировавших данное происшествие.
Проще говоря, виктимизация – это совокупность всех случаев, когда объекту наносился моральный или физический урон.
Ко всему прочему, благодаря исследованию степени предрасположенности к становлению жертвой, можно говорить о таком понятии, как преступность. Если провести параллели между причиной и следствием этих явлений, вывод напрашивается сам по себе. Чем больше жертв, тем выше уровень преступности, а значит, активно развивается человеческая деструктивность как элемент социальной жизни общества.
Профилактика виктимности
Предупредить развитие виктимного поведения у ребенка, подростка, а позже у взрослого удается, если для этого готовы семья, общество, правоохранительные органы. Не допустить насилия — это основное направление, способствующее формированию личности, которая умеет защитить свои физические и психологические границы, имеет адекватную самооценку.
В идеале, профилактическая работа должна вестись сразу на нескольких уровнях:
- семья — формирование у родителей высокого уровня эмпатии, умения понимать психологические и физиологические потребности детей, удовлетворять их;
- выявление семей, где к детям применяется насилие, работа психологов, социальных работников и правоохранителей с родителями;
- формирование доброжелательной, поддерживающей и принимающей среды в детских дошкольных учреждениях, школах;
- создание в образовательных учреждениях условий для психологического развития детей, а также для экологичной проработки их негативных эмоций (работа с психологом, спортивные секции, творческие студии);
- обучение детей и подростков правилам психологической и физической самозащиты;
- разъяснение правовых последствий насильственных действий.
Еще один очень важный фактор предупреждения виктимности — отказ от обвинения жертвы в том, что с ней случилось, и попытки переложить ответственность за насилие с преступника на пострадавшего. Последнему необходима поддержка правоохранительной системы, семьи, окружения.
Ирина Шербул
Виды виктимизации
Как и любое другое явление, процесс становления жертвой подразделяется на виды. Так, по своему характеру он может быть индивидуальным или массовым.
В первом случае подразумевается, что вред нанесен одному конкретному человеку.
Во втором случае речь идет о социальном явлении – совокупности как жертв преступления, так и самих актов нанесения вреда при условии определенности места и времени, а также наличия качественных и количественных характеристик. Еще такое массовое явление определяется термином «преступность».
Также в зависимости от степени социального согласования как самой преступности, так и предрасположенности субъекта к ней, выделяются следующие виды данного процесса:
1) Первичная. Под ней подразумевается причинение вреда конкретному человеку в момент самого преступления. При этом неважно, был ли это моральный, материальный или физический урон.
2) Вторичная виктимизация – это косвенное причинение вреда. Он может быть связан, к примеру, с ближайшим окружением, когда от кражи имущества у одного человека страдает все члены его семьи. существуют и другие способы косвенного нанесения вреда. Он выражается в навешивании ярлыков, обвинении в провоцировании противоправных действий, отчуждении, унижении чести и достоинства и других действиях, направленных на десоциализацию жертвы.
3) Третичная. Под ней понимается воздействие на жертву с помощью правоохранительных органов или СМИ в своих собственных целях.
Иногда выделяют также и четвертичную, понимая под ней такое явление, как геноцид.
Каковы причины виктимности?
Наряду с генетической детерминированностью, огромное влияние на формирование виктимного поведения у жертвы оказывают социально-психологические факторы.
Неблагоприятные условия социальной адаптации:
- Алкоголизм или наркозависимость родителей.
- Многодетность.
- Неполная семья (отчим или мачеха вместо одного из родителей, мать или отец-одиночка).
- Бедность семьи.
- Внешние или физические дефекты, которые влекут за собой непринятие со стороны сверстников.
- Растление, сексуальные домогательства со стороны родственников или посторонних людей.
- Постоянные переезды, смена школ и коллектива.
- Вовлечённость в дурные компании.
- Наркомания, токсикомания, алкоголизм ребёнка или подростка.
- Невзаимная любовь, романтические переживания и неудачи.
- Суицидальные намерения.
Психологические факторы:
- Эмоциональная холодность со стороны родителей.
- Завышенная или заниженная самооценка.
- Одиночество, осознание своей непохожести на всех, отсутствие любви, признания, угнетение подростка как личности.
- Высокая степень нервно-психической нестабильности и тревожности.
- Социальная застенчивость, боязнь показывать свои настоящие чувства и эмоции, подавление, излишняя ранимость и восприимчивость.
- Завышенные требования к ребёнку в плане обучения, общения с родственниками, воспитание в семье с жёсткой системой ценностей, которая влечёт моральную ответственность за все проступки индивида.
Высокая виктимность личности формируется в той семье, в которой у ребёнка есть тяжёлый груз обязанностей как физических, так и эмоциональных. Ребёнок боится не оправдать надежд, возложенных на него родителями, которые формируют в нём чувство вины, если тот недостаточно услужлив и старателен.
Таким образом, ребёнок так боится неодобрения со стороны взрослого, что легко может сесть в машину к постороннему человеку, который попросит его показать дорогу, либо подняться в квартиру к преступнику, под предлогом оказания помощи, и таким образом, оказаться в ловушке.
Любые факторы, понижающие самооценку человека, повышают его виктимность. Он словно начинает чувствовать, что «заслуживает» быть этой жертвой, потому что сделал что-то не то, из ощущения собственной ущербности. У него снижается критика, а из-за отсутствия жизненного и социального опыта он ещё не может адекватно оценить опасность общения с потенциальным маньяком или насильником. Неумение отказать и попытка получить одобрение формирует из него идеальную жертву.
Причиной виктимности может быть не только низкая самооценка. Жертвы с завышенной самооценкой также часто подвергаются насилию. Это происходит из-за того, что они берут на себя задачи, выполнить которые не в состоянии. Такие люди неадекватно оценивают свои способности, недостаточно критичны к себе и не могут адекватно оценить риски, которые влечёт их поведение. Такой тип жертв очень выраженно проявляет то самое виктимное поведение: они тормозят машины, просят подвезти, участвуют в попойках с насильниками и нередко выступают их инициаторами, соглашаются ночевать с ними в одной квартире.
Человек ошибочно полагает, что он в состоянии, если будет нужно, постоять за себя, и что его поведение, наоборот, должно отвернуть потенциальных преступников от намерения совершить преступление. Однако, такая неадекватная уверенность в себе приводит к печальным последствиям.
По наблюдениям криминалистов, жертва с завышенной самооценкой чаще бывает знакома со своим насильником или влюблена в него. У неё тоже снижается критика, она идеализирует объект своей симпатии, не видит, как на самом деле относится к ней насильник, может вести себя излишне открыто и провокационно, ошибочно полагая, что это не приведёт к трагедии.
Виктимность — это социально деформированный тип личности. Можно выделить четыре основных виктимных социотипа: конформистский, инфантильный, аномичный и маргинальный.
Конформистский тип:
1. Человек ощущает свою социальную несостоятельность и некомпетентность и не имеет возможности обрести эти качества. Он постоянно нуждается в защите и покровительстве со стороны более сильной личности, признавая её превосходство над собой.
2. Сильно идеализирует этого более социально уверенного человека, осознавая свою зависимость от него, так как с его помощью виктим восполняет свою нерешительность и мягкотелость.
3. Индивид признаёт для себя, что он ничего не может достичь без поддержки других людей, что подчинение и принятие этой помощи является единственной возможностью выжить в обществе. Он не хочет брать ответственность за свою жизнь и судьбу.
4. Боится получить отказ в социальной поддержке, оказаться брошенным на произвол судьбы, решать свои проблемы самостоятельно. Как следствие, человек постоянно находится в эмоционально-деструктивном напряжении.
Инфантильный тип:
1. Социально незрелая личность, которая осознаёт свою несостоятельность в основных сферах социальной жизни человека.
2. Все окружающие люди воспринимаются как потенциальные агрессоры, которые хотят подавить инфантила, унизить его достоинство, показать свою невовлечённость в его дела и проблемы, раскритиковать виктима по необъективным причинам.
3. Индивид избегает глубоких межличностных отношений, так как осознаёт свою незрелость и некомпетентность в этом вопросе.
4. Самый большой страх — то, что окружающие переймут его отношение к себе как к человеку несформированному, к тому, кого нельзя воспринимать всерьёз и считать равным себе членом общества.
5. Избегает социального сравнения и оценивания, потому что боится, что все его положительное черты могут быть перечёркнуты всё той же социальной незрелостью.
6. Индивиду тяжело показывать своё недовольство, он не амбициозен, ему не хватает смелости и решимости на то, чтобы предъявить обществу какие-то притязания, заявить о себе.
Аномичный тип:
1. Индивид считает себя вполне зрелой и сформированной личностью, но одновременно с этим ощущает некую социальную уязвимость, связанную с непринятием его окружающими.
2. Люди воспринимаются как инструменты для достижения своих целей на разных этапах жизненного пути.
3. В связи с отсутствием социальной и интеллектуальной зрелости не имеет сформированной системы ценности, нравственной и моральной ориентации.
4. Постоянно подавляет в себе гнев и недовольство тем, что ему приходится жить по придуманным правилам и нормам, дабы оставаться в обществе «своим».
5. Виктим стремится сохранить свою социальную независимость, но при этом ему тяжело самостоятельно справляться со своими проблемами, и он ищет социального покровителя (как и в случае с конформистским типом).
Маргинальный тип:
1. Человеку тяжело понять свою идентичность, так как её черты противоречат социальным нормам, принятым в обществе. Вывести и принять новую идентичность у него нет желания, так как существующие в обществе ограничения мешают ему «раскрыться» во всём цвете своих личностных установок, дискриминируют его «я».
2. Не доверяет другим людям, опасается их вмешательства в его нестабильное, инверсивное состояние личности.
3. Уходит в себя, в виртуальные миры и иллюзии. Туда, где в отличие от мира людей, может получить то принятие себя как социально значимого индивида.
4. Избегает активного общения и взаимодействия с людьми за ненадобностью получать от этих процессов какие-то ресурсы. Общепризнанные формы социального взаимодействия для виктима-маргинала просто неинтересны.
Виды виктимности
Поскольку понятия процесса и результата неотделимы друг от друга, следует также уточнить виды последнего.
Виктимность бывает:
1) Индивидуальная. Состоит из совокупности личностных качеств и влияния ситуации. Под ней понимается предрасположенность или уже реализованная способность становиться жертвой в условиях, когда объективно ситуация позволяла избежать этого.
2) Массовая. Под ней подразумевается совокупность людей, обладающих рядом качеств, определяющих их степень уязвимости перед преступными деяниями. При этом каждый отдельно взятый человек выступает в качестве элемента этой системы.
При этом массовая виктимность имеет свои подвиды, в числе которых групповая, объектно-видовая и субъектно-видовая.
В чем проявляется виктимность
Виктимное поведение, по мнению некоторых специалистов, отражается в том, что человек часто попадает в ситуации, когда он оказывается в позиции пострадавшего. В криминальной психологии виктимность рассматривается, как способность “притягивать”, обращать на себя внимание асоциальных личностей — насильников, маньяков.
Согласно теории виктимности, человек-жертва ведет себя определенным образом. Его поведение вызывает повышенный интерес и пробуждает желание проявить агрессию у преступника.
Виктимное поведение с точки зрения психологии
По мнению сторонников теории виктимности, ее особенно часто демонстрируют подростки, которые:
- очень амбициозны;
- склонны отстаивать свою точку зрения;
- максималистичны;
- обладают недостаточным жизненным опытом.
Все перечисленные факторы становятся причиной того, что подростки часто попадают в неприятных для себя, а часто и опасные, ситуации. Не тот результат, который они надеялись получить, заставляет их “заходить на второй круг”, добиваться своего. Это вновь оборачивается неприятностями.
Некоторые люди склонны конфликтовать даже тогда, когда объективных причин для стычки нет. Но известно, что те, кто обижает своих сверстников, направляют агрессию на детей, демонстрируют особое поведение. Они не вступают в конфликты даже если затронуты их личные интересы, стараются избежать конфронтации, спрятаться от неприятностей.
“Жертвы” ранимы, наивны, физически слабее обидчиков. Внешность тех, кто чаще других попадает в позицию “жертвы”, тоже обращает на себя внимание. Подростки зачастую имеют рассеянный взгляд, простоватое выражение лица, сутулятся, их походка неуверенная, семенящая.
Здесь нельзя не сделать акцент на том, что специалисты в юриспруденции, подавляющее большинство психологов считает, что подобные “признаки жертвы” никак не оправдывают преступника и не уменьшают степень его вины за совершенное насилие.
Два типа виктимного поведения
Люди, склонные проявлять виктимное поведение, могут занимать место не только потенциальной жертвы, но и насильника. Поэтому выделяют 2 очень отличающихся типа поведения.
Соглашательское или конформное — люди принимают на себя роль жертвы, ждут насильственных действий в свой адрес, обмана, оскорблений. Они проявляют робость, легко подчиняются чужой воле, нередко не только оправдывают поведение своего насильника, но и считают его правильным. Причина такого “поклонения” агрессору в том, что жертва видит в нем более сильную личность, которая способна совершать поступки, на которые сама не решается.
Люди с конформной позицией отличаются заниженной самооценкой, они уверены в своем ничтожестве и неспособности решать, нести ответственность за что-либо. Они перекладывают вину за свои неудачи на внешние обстоятельства или других людей, любят жаловаться, не скрывают свою позицию: “А что я? Я всего лишь жертва”.
Демонстративное или эмоционально неустойчивое поведение характерно для людей, которые сами проявляют агрессию, провоцируют других. Форма провокации может быть открытой и неявной. Проявляется такое поведение в травле более слабых, психологическом насилии.
Психологические теории виктимизации
Как говорилось выше, понятием виктимизации озадачены многие дисциплины. В том числе и психология. Многие ученые выдвигали свои теории объяснения, почему человек превращается в жертву. Рассмотрим наиболее популярные из них.
По мнению Фромма, Эриксона, Рождерса и др., виктимизация — это (в психологии) особое явление, присущее каждому человеку ввиду наличия деструктивных черт. При этом разрушительная направленность идет не только вовне, но и на себя.
Фрейд также придерживался данной концепции, однако, пояснял, что без конфликта не может быть развития. Сюда же подходит понятие противоборства двух инстинктов: самосохранения и саморазрушения.
Адлер при этом говорит, что каждому человеку присуще агрессивное влечение. А типичное поведение является отражением неполноценности. При этом неважно, реальная она или мнимая.
Интересно также рассуждение Штекеля. По его мнению, в снах человек проявляет свою ненависть, действительное отношение к окружающей реальности и склонность к проявлению влечения к смерти.
А вот Хорни скорее относит свои рассуждения к педагогической деятельности. Он говорит о том, что личность формируется с детства. Многие факторы могут оказать влияние на проявление неврозов и, как следствие, затрудненность социального функционирования.
Примеры виктимного поведения
Как было сказано ранее, склонность к виктимному поведению имеют люди с заниженной самооценкой. Уверенные в своей неправоте и некомпетентности, они принимают позицию другого человека, как единственно верную и заставляют себя следовать ей. Жертве кажется, что её виктимность должна разжалобить насильника, остановить его намерение совершить преступление. Как правило, беспомощность и подчинение ещё сильнее раззадоривают преступника.
Один из ярких примеров виктимного поведения — стокгольмский синдром.
Это состояние жертвы, при котором она в один момент чувственно переходит на сторону своего насильника и абьюзера. Ищет оправдание для его поступков, идеализирует своего мучителя, пытается понять его мотивы, сочувствует или даже влюбляется в него. Иногда это доходит до того, что жертва оказывает сопротивление своему спасителю (человек, который пытается вывести её из абьюзивных отношений, либо сотрудник правоохранительных органов, если речь идёт о захвате заложников). Это самый классический пример виктимности в криминалистике.
Виктимный тип женщин часто сталкивается с домашним насилием со стороны своего мужа или сожителя, бывает подвержен обвинениям в провоцирующем поведении (была ярко одета и накрашена, засиделась с подругами и т. п.) Жертва зачастую в особенности из своего склада личности принимает эти обвинения и под постоянным давлением признаёт свою «виновность» и заслуженность этого наказания.
Виктимное поведение жертвы может носить и более выраженный характер: насмешки, угрозы в сторону преступника, открытый призыв совершить преступление (берёт «на слабо»), ущемление личного достоинства преступника, попытка показать своё превосходство.
Разумеется, не всегда жертва прямо или косвенно виновата в том, что подверглась насилию. В таком случае говорят о ситуативной виктимности. Это ситуация, в которой жертва просто оказалась в неправильное время и месте, из-за чего попала в опасное для жизни и здоровья положение.
Виктимизация это… в педагогике
Кстати, согласно педагогическим теориям, выделяется несколько возрастных этапов, на которых риск развития виктимности повышен. Всего их 6:
1) Период внутриутробного развития, когда влияние оказывается через родителей и их неправильный образ жизни.
2) Дошкольный период. Игнорирование родителям потребности в любви, непонимание сверстников.
3) Младший школьный период. Чрезмерная опека или, наоборот, ее отсутствие со стороны родителей, развитие различных дефектов, отвержение учителями или сверстниками.
4) Подростковый период. Пьянство, курение, наркотическая зависимость, растление, влияние преступных групп.
5) Ранняя юность. Нежелательная беременность, приписывание несуществующих дефектов, алкоголизм, неудачи в отношениях, издевательства со стороны сверстников.
6) Юность. Нищета, алкоголизм, безработица, неудачи в отношениях, неспособность к дальнейшему обучению.