Чем вредные привычки мешают человеку и почему нужно от них избавляться (+техники избавления)

А ведь это так и есть! Что такое привычка?

Привы́чка — автоматически воспроизводимое действие, исполнение которого инициируется некоторым сигналом (триггером привычки), выполняется и завершается с чувством удовольствия. («Википедия»)

Что здесь самое важное? Отметим три момента:

  • Автоматически воспроизводимое действие – то есть мы не задумываемся над тем, что и как мы делаем, всё происходит «само собой»;
  • Инициируется триггером привычки, иными словами, как только складывается ситуация, подходящая для триггера, он срабатывает сам собой;
  • Завершается с чувством удовольствия. То есть любая привычка несет нам хоть маленькою, но радость, удовлетворение, какой-то позитив.

Что такое привычка и как она влияет на нашу жизнь

С точки зрения нейрофизиологии, привычка представляет собой сформировавшуюся цепь нейронных связей в головном мозгу. Данная цепочка позволяет быстрее принимать решение и действовать, не задумываясь. Это дает возможность существенно сэкономить время.

В первобытном мире эта функция была направлена на выживание, она формировала поведение человека в зависимости от обстоятельств. Времена идут, а суть не меняется. По-прежнему привычка активно влияет на наше поведение в похожих ситуациях.

Наверное, каждый замечал, что в стрессовой ситуации люди склоны воспроизводить определенные паттерны. Например, кто-то начинает курить, чтобы успокоиться.

Наш образ жизни представляет собой комплекс привычек, которые мы воспроизводим ежедневно. В зависимости от качества выполняемых привычек зависит и качество нашей жизни. Так, если у человека больше положительных привычек, то он будет «расти». Если больше вредных привычек, то его рост может затрудняться. Давайте разберемся, на какие категории делятся привычки, и каково их влияние.

Пути преодоления комплексов

У каждого свой путь развития, совершенствования. Индивидуальны и способы преодоления комплексов, решения задач, направленных прежде всего на сохранение своего физического и психологического здоровья, приносящих тем самым пользу окружающим людям, нашей Земле. В борьбе с вредными привычками могут помочь:

1. Поддержание взаимного уважения, любви, психологического комфорта в семье.

2. Общение с людьми, готовыми поддержать на пути саморазвития.

Лучшие материалы месяца

  • Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
  • Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
  • Самые распространенные «офисные» болезни
  • Убивает ли водка коронавирус
  • Как остаться живым на наших дорогах?

3. Забота о физическом здоровье: качественное питание, сон, активность.

4. Любимое занятие, хобби, отдых на природе.

5. Контроль своего окружения.

Виды привычек

Традиционно привычки делятся на три категории: положительные, нейтральные и отрицательные. К положительным привычкам относят действия, связанные с улучшением здоровья. Отличными примерами являются:

  1. Чистить зубы два раза в день;
  2. Бегать по утрам;
  3. Читать каждый вечер книги;
  4. Учить по 100 иностранных слов в неделю;
  5. Пить 2 литра воды в день.

В отдельной статье «Полезные привычки на каждый день» Вы можете более подробно ознакомиться с материалом.

К нейтральным привычкам относятся действия, которые связаны с нашим мировоззрением. Например, если человек суеверен, то возвращаясь домой в случае, если он забыл какую-то вещь, он обязательно посмотрится в зеркало. От этого нет никакой пользы, но нет и вреда. Тем не менее, он будет делать так всегда в подобных ситуациях, что является привычкой.

В стандартном понимании к вредным привычкам относят курение, алкоголь, наркотики, зависимость от еды, компьютерных игр и социальных сетей. С одной стороны, это утверждение верно и допустимо для ранних стадий развития. Но при этом нужно понимать, что зависимость складывается на психофизическом уровне, поэтому так сложно избавиться от нее. В запущенных вариантах обязательна необходима помощь специалистов и назначение грамотного лечения.

Так если человек не страдает вышеописанными проблемами, то он может считать, что у него нет вредных привычек. Это ложное утверждение, так как существуют вредные привычки, включенные в зону нашего комфорта. Мы их не замечаем, они также не бросаются в глаза окружающим, но при этом они разрушают нас изнутри.

Чем вредные привычки мешают человеку при саморазвитии

Рассмотрим более детально, какие вредные привычки оказывают пагубное влияние на наш рост и развитие:

  • Прокрастинация. Сидеть в интернете вместо того, чтобы выполнить важную задачу, постоянное откладывание выполнения – это привычка, которая мучает многих людей в современном мире.
  • Постоянные страхи и переживания забирают огромное количество энергии, а также ведут к появлению психосоматических болезней и нервных расстройств.
  • Самобичевание и деструктивная самокритика. Этот бессознательный процесс является результатом негативного мышления.
  • Неумение отстаивать личные границы. Привычка отмалчиваться или заминать конфликт, который часто повторяется и наносит удар по психике, может привести к обесцениванию себя и ущемлению прав.
  • Избегание ответственности. Привычка искать другого человека, который выполнит работу, чтобы в последствие не оказаться крайним.
  • Неумение отдыхать приводит к постоянному внутреннему напряжению. Постоянное чувство контроля не дает расслабиться даже во время отдыха.
  • Давать обещания, которые невозможно сдержать. Вы не хотите обидеть другого человека, но в итоге получается, что задерживаете его время, и ситуация становится только хуже.
  • Зависть успешным и осуждение других за их спиной. Если вы обсуждаете с кем-то другим знакомого в негативном свете, то вы теряете доверие, так как никому не хочется, чтобы потом его обливали грязью за спиной.
  • Обвинение других в собственных неудачах. То, что мы говорим также является привычкой. Если мы все время виним кого-то в собственных неудач, то мы не можем изменить ситуацию и провести работу над ошибками, и роста нет.
  • Нерациональная трата денег приводит к разорению или захламлению пространства.
  • Принятие важных решений на эмоциях может привести к тому, что человеку придется делать то, что он не хочет.
  • Подмена понятий или ложь, чтобы защитить себя. Понести ответственность за сделанное может быть сложно, но лучше исправить ситуацию, чем оправдывать все заведомо ложными фактами.

Перечисленные выше привычки формируют у нас негативные качества, такие как безответственность, нервозность, лицемерность, трусливость, бесхребетность, расточительность. В итоге с таким человеком сложно общаться. Это является главной причиной, почему нужно избавляться от вредных привычек.

Вредные пристрастия и факторы зависимости

Вредными считаются такие пристрастия (привычки), которые оказывают негативное влияние на здоровье. Болезненные пристрастия — особая группа вредных привычек — употребление алкоголя, наркотиков, токсических и психотропных веществ в целях развлечения.

В настоящее время общее беспокойство вызывает привычка к употреблению наркотических веществ, что пагубно сказывается не только на здоровье субъекта и его социальном и экономическом положении, но и на его семье (и обществе) в целом. Частое применение фармакологических препаратов в целях развлечения вызывает лекарственную зависимость, что особенно опасно для молодого организма. В развитии у молодого человека зависимости от наркотических средств важную роль играют такие факторы, как индивидуальные особенности и восприятие ощущений от употребляемых наркотиков; характер социально-культурного окружения и механизм действия наркотических средств (количество, частота и способ введения внутрь — через дыхательные пути, подкожно или внутривенно).

Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) создана следующая классификация веществ, вызывающих зависимость:

  • вещества алкогольно-барбитуратного типа (этиловый спирт, барбитураты, седативные — мепробромат, хлоральгидрат и др.);
  • вещества типа амфетамина (амфетамин, фенметразин);
  • вещества типа кокаина (кокаин и листья коки);
  • галлюциногенный тип (лизергид — ЛСД, мескалин);
  • вещества типа ката — Catha ectulis Forsk;
  • вещества типа опиата (опиаты — морфин, героин, кодеин, металон);
  • вещества типа эфирных растворителей (толуол, ацетон и тетрахлорметан).

Перечисленные лекарственные препараты используются в лечебных целях, исключая эфирные растворители, и вызывают зависимость — привыкание к ним организма человека. В последнее время появились искусственно созданные наркотические вещества, действие которых превышает действие известных наркотиков, они особенно опасны.

Такой препарат немедицинского характера, как табак, также является наркотиком. Табак — вещество, вызывающее зависимость и способное наносить физический ущерб здоровью. Табак как стимулятор и депрессант оказывает относительно небольшой эффект на центральную нервную систему (ЦНС), вызывая незначительные нарушения восприятия, настроения, двигательных функций и поведения. Под действием табака даже в большом количестве (2-3 пачки сигарет в день) психотоксическое действие несравнимо с фармапрепаратами, но одурманивающий эффект наблюдается, особенно в молодом и детском возрасте. Поэтому табакокурение вызывает тревогу не только врачей, но и педагогов.

Социально-педагогические предпосылки приобщения к вредным привычкам

Начало приобщения к вредным привычкам, как правило, относится к подростковому возрасту. Можно выделить следующие группы основных причин приобщения молодежи к вредным привычкам:

Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности. Из-за этого молодые люди часто вступают в конфликт с теми, от кого они находятся в определенной зависимости. Но при этом они имеют достаточно высокие запросы, хотя сами не в состоянии их удовлетворить, потому что не обладают для этого ни соответствующей подготовкой, ни социальными, ни материальными возможностями. В этом случае вредные привычка становятся своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых взрослыми или обществом ценностей.

Отсутствие мотивации, четко определенной жизненной цели. Поэтому такие люди живут сегодняшним днем, сиюминутными удовольствиями и не заботятся о своем будущем, не задумываются о последствиях своего нездорового поведения.

Ощущение неудовлетворенности, несчастья, тревога и скука. Эта причина особенно сказывается у людей неуверенных, с низкой самооценкой, которым жизнь кажется беспросветной, а окружающие их не понимают.

Трудности общения, свойственные людям, которые не имеют прочных дружеских связей, трудно вступают в тесные отношения с родителями, учителями, окружающими, не легко подпадают под дурное влияние. Поэтому если среди ровесников есть употребляющие вредные вещества, они легче поддаются их нажиму («попробуй, и не обращай внимания на то, что это плохо»). Почувствовав под влиянием этих веществ раскрепощенность и легкость, они пытаются расширить круг знакомств и повысить свою популярность.

Экспериментирование. Когда человек слышит от окружающих о приятных ощущениях от употребление вредных веществ, он, хотя и знает об их пагубных влияниях на организм, хочет сам испытать эти ощущения. К счастью, большинство экспериментирующих этим этапом знакомства с вредными веществами и ограничивается. Но если человеку свойственны и еще какие-либо из указанных провоцирующих причин, то этот этап становится первым шагом к формированию вредных привычек.

Желание уйти от проблем, видимо, основная причина употребления вредных веществ подростками. Дело в том, что все вредные вещества вызывают торможение в ЦНС, в результате которого человек «отключается» и как бы уходит от имеющихся у него проблем. Но это не выход из создавшегося положения — проблемы не разрешаются, а усугубляются, а время уходит.

Необходимо еще раз отметить особую опасность действия вредных веществ на подростков. Это связано не только с происходящими у них процессами роста и развития, а прежде всего с очень высоким содержанием в их организме половых гормонов. Как раз взаимодействие этих гормонов с вредными веществами и делает подростка чрезвычайно чувствительным к их действию. Например, взрослому, чтобы пройти путь от начинающего пить алкоголь до алкоголика, требуется от двух до пяти лет, а подростку — всего лишь от трех до шести месяцев! Конечно же, для 14-15-летнего школьника, который готовится вступить в юношеский возраст, такое следствие употребления вредных веществ особенно опасно.

Все сказанное делает понятным важнейшее значение работы по профилактике вредных привычек у детей и подростков. Она оказывается эффективной при соблюдении следующих условий:

  • следует воспитывать и формировать здоровые жизненные потребности, создавать социально значимые мотивации поведения;
  • детям и родителям следует предоставлять объективную информацию о вредных привычках, их воздействии на человека и последствиях применения;
  • соответствующее информирование необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • понимание детьми сущности вредных привычек должно идти параллельно с формированием устойчиво негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  • учащиеся должны приобрести опыт решения своих проблем без помощи психоактивных веществ, научиться бороться с этими увлечениями близких и друзей;
  • прививать учащимся навыки здорового образа жизни, влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
  • в борьбе с вредными привычками ребенок, родители, педагоги должны быть едины: надо помочь ребенку отказаться (или захотеть отказаться) от вредных привычках самому.

Причины наркотической и лекарственной зависимости

Особенности личности, темперамент, социальное окружение и психологическая атмосфера, в которой пребывает человек, способны оказать положительное или отрицательное воздействие на его привычки. Специалистами определены и сформулированы следующие причины, вызывающие развитие наркотической и лекарственной зависимости, характерные для молодых людей:

  • проявление скрытого эмоционального расстройства, стремление получить мимолетное удовольствие независимо от последствий и ответственности;
  • преступное или асоциальное поведение, когда в погоне за удовольствием человек нарушает общественные традиции и законы;
  • лекарственная зависимость как попытка самолечения, которая возникает в результате расстройства психики неорганической природы (социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов, страх и тревога, начало психических заболеваний);
  • при регулярном приеме лекарств для облегчения физического страдания (голод, хронические переутомления, болезнь, распад семьи, унижения в семье) или для предотвращения какого-то заболевания, или усиления половой потенции;
  • злоупотребление фармапрепаратами с целью создания «популярности» в определенной социальной группе — так называемое чувство выражения социальной неполноценности («как все, так и я»);
  • серьезное заболевание, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотика»;
  • социальный протест, вызов обществу;
  • результат приобретенных рефлексов, обусловленных принятым поведением в определенных слоях общества;
  • злоупотребление алкогольными напитками, курение на различных социально-культурных мероприятиях (дискотеки, презентации, гала-концерты, звездная болезнь кумиров музыки, кино и т.д.).

Но любой из перечисленных факторов может вызвать болезненную зависимость лишь у зависимых по складу характера (малодушные, бесхарактерные, легко травмируемые, слабые физически, морально неустойчивые и т.д.).

Большинство из названных факторов, являющихся первопричиной наркотической и лекарственной зависимости у молодых людей, обусловлено поведением человека, его восприятием и способностью подражать. Поэтому провоцирующие факторы, способствующие формированию будущего наркомана или токсикомана, лежат в семье, детском саду, школе, студенческой среде или другом социальном окружении. Но основной воспитывающий фактор все-таки принадлежит семье. Родители должны постоянно стремиться вырабатывать у детей определенные положительные привычки и навыки; аргументированный воспитательный процесс должен служить цели формирования стойкой жизненной позиции. Это большое искусство и терпение, которое приобретается в процессе жизни и шлифуется годами.

Употребление спиртных напитков и алкоголизм

«Алкоголь» по-арабски значит «одурманивающий». Он относится к группе нейродепрссантов — веществ, которые угнетают деятельность центров мозга, уменьшают поступление кислорода в мозг, что приводит к ослаблению деятельности мозга и, в свою очередь, к плохой координации движений, сбивчивой речи, нечеткости мышления, потере внимания, способности логически мыслить и принимать верные решения, вплоть до невменяемости. Статистика показывает, что большинство утонувших находились в состоянии опьянения, каждое пятое дорожно-транспортное происшествие связано с алкоголем, пьяная ссора — самая популярная причина убийства, а шатающийся человек рискует быть ограбленным в первую очередь. В России лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения было совершено 81 % убийств, 87 % тяжелых телесных повреждений, 80 % изнасилований, 85 % разбоев, 88 % хулиганских действий. Рано или поздно у постоянно пьюшего человека начинаются болезни сердца, желудочно-кишечного тракта, печени и других, сопутствующих такому образу жизни болезней. Но и они не идут ни в какое сравнение с распадом личности и деградации пьющего человека.

Говоря о негативной роли употребления спиртных напитков в социальной сфере, следует отметить также и экономический ущерб, связанный как с состоянием здоровья пьющих, так и с их поведением.

Так, например, наукой установлено, что даже самые маленькие дозы алкоголя снижают работоспособность на 5-10%. У тех, кто употреблял алкоголь в выходные и праздничные дни, работоспособность ниже на 24-30 %. При этом особо выражено снижение работоспособности у работников умственного труда или при выполнении тонких и точных операций.

Экономический ущерб производству и обществу в целом обусловлен и временной нетрудоспособностью лиц, употребляющих алкоголь, который, с учетом частоты и длительности заболеваний, в 2 раза выше, чем у непьющих. Особый ущерб наносят обществу лица, систематически употребляющие спиртные напитки и больные алкоголизмом. Это обусловлено тем, что помимо больших потерь в сфере материального производства, государство вынуждено расходовать значительные суммы на лечение этих лиц и оплату их временной нетрудоспособности.

С медицинской точки зрения алкоголизм — это болезнь, характеризующаяся патологическим (болезненным) влечением к алкоголю. Прямым путем к алкоголизму ведет пьянство — систематическое употребление спиртных напитков в течение длительного времени или эпизодическое употребление алкоголя, сопровождающееся во всех случаях выраженным опьянением.

К ранним симптомам алкоголизма относят:

  • потерю рвотного рефлекса;
  • утрату количественного контроля над выпитыми спиртными напитками;
  • неразборчивость в спиртных напитках, стремление выпить все купленное спиртное и т. п.

Одним из основных признаков алкоголизма является «похмельный» или «абстинентный» синдром, который характеризуется физическим и психическим дискомфортом и проявляется различными объективными и субъективными расстройствами: покраснением лица, учащенным сердцебиением, повышенным артериальным давлением, головокружением, головными болями, дрожанием рук, шаткой походкой и др. Больные с трудом засыпают, сон их поверхностный с частыми пробуждениями и кошмарными сновидениями. У них меняется настроение, в котором начинают преобладать подавленность, пугливость, страх, подозрительность. Больные неправильно толкуют слова и действия окружающих.

На поздних стадиях алкоголизма появляется алкогольная деградация, к основным признакам которой относят снижение этики поведения, утрату критических функций, резкое нарушение памяти и интеллекта.

Наиболее характерными заболеваниями при алкоголизме являются: поражение печени, хронический гастрит, язвенная болезнь, рак желудка. Употребление алкоголя способствует развитию гипертонической болезни, возникновению сахарного диабета, нарушению жирового обмена, сердечной недостаточности, атеросклерозу. У алкоголиков в 2-2,5 раза чаще встречаются психические расстройства, венерические и другие заболевания.

Значительным изменениям подвергаются железы внутренней секреции, особенно надпочечники и половые железы. В результате у мужчин — алкоголиков развивается импотенция, которой страдают около одной трети употребляющих алкоголь. У женщин, как правило, очень рано возникают длительные маточные кровотечения, воспалительные заболевания внутренних половых органов и бесплодие. Токсическое влияние алкоголя на половые клетки увеличивает вероятность рождения неполноценных в умственном и физическом отношении детей. Так, еще Гиппократ — основоположник античной медицины, указывал, что виновниками эпилепсии, идиотизма и других нервно-психических заболеваний детей являются родители, которые употребляли спиртные напитки в день зачатия.

Возникающие у пьяниц болезненные изменения нервной системы, различных внутренних органов, расстройства обмена веществ, деградации личности приводят к быстрому постарению и одряхлению. Средняя продолжительность жизни алкоголиков на 15-20 лет меньше обычного.

Общий механизм действия наркотических веществ на организм

Все наркотические вещества имеют общий механизм влияния на организм, так как являются ядами. При систематическом употреблении (для развлечения) они вызывают следующие фазы изменений в организме.

Первая фаза — защитная реакция. При первом употреблении наркотические вещества оказывают на организм токсическое (отравляющее) действие, и это вызывает защитную реакцию — тошноту, рвоту, головокружение, головную боль и т.д. Никаких приятных ощущений при этом, как правило, не бывает.

Вторая фаза — эйфория. При повторных приемах защитная реакция ослабевает, и возникает эйфория — преувеличенное ощущение хорошего самочувствия. Она достигается возбуждением наркотиками рецепторов (чувствительных структур) мозга, родственных эндорфинам (естественным внутренним стимуляторам, вызывающим чувство удовольствия). Наркотик на этой стадии действует как эндорфин.

Третья фаза — психическая зависимость от наркотиков. Наркотик, вызывающий эйфорию, нарушает синтез (выработку) эндорфинов в организме. Это приводит к ухудшению настроения человека, и он начинает стремиться получить удовольствие от приема наркотических веществ (алкоголь, наркотики и т.д.). Это еще более ухудшает синтез естественных «гормонов удовольствия» и усиливает желание принимать наркотические вещества. Постепенно развивается навязчивое влечение человека к наркотику (это уже болезнь), которое заключается в том, что он постоянно думает о приеме наркотических средств, о вызываемом им эффекте, и уже при мысли о предстоящем приеме наркотического вещества у него повышается настроение.

Представление о наркотике и его эффекте становится постоянным элементом сознания и содержания мыслей человека: о чем бы ни думал, чем бы ни занимался, он не забывает о наркотике. Как благоприятные он расценивает ситуации, способствующие добыванию наркотиков, а как неблагоприятные — препятствующие этому. Однако на этой стадии заболевания окружающие, как правило, ничего особенного в его поведении еще не замечают.

Четвертая фаза — физическая зависимость от наркотиков. Систематическое употребление наркотиков приводит к полному нарушению системы, синтезирующей эндорфины, и организм перестает их продуцировать. Поскольку эндорфины обладают болеутоляющим действием, то прекращение их синтеза организмом, принимающим наркотические вещества, вызывает физическую и эмоциональную боль.

Чтобы избавиться от этой боли, человек вынужден принимать большую дозу наркотического вещества. Так развивается физическая (химическая) зависимость от наркотических веществ. Решившись отказаться от приема наркотиков, человек привыкший к ним, должен пережить период приспособления, занимающий несколько дней, прежде чем мозг возобновит производство эндорфинов. Этот неприятный период называется периодом абстиненции («ломки»). Она проявляется в общем недомогании, снижении работоспособности, дрожании конечностей, ознобе, болях в различных частях тела. Многие болезненные симптомы хорошо заметны окружающим. Наиболее известное и хорошо изученное состояние абстиненции, например, после приема алкоголя — похмелье.

Постепенно влечение больного к наркотику становится неудержимым, у него появляется стремление немедленно, как можно скорее, во что бы то ни стало, вопреки любым преградам достать и принять наркотическое вещество. Это стремление подавляет все потребности и полностью подчиняет себе поведение человека. Он готов снять с себя и продать одежду, унести все из дома и т.д. Именно в таком состоянии больные идут на любые антисоциальные действия, в том числе преступления.

На этой стадии развития болезни человеку требуются значительно более высокие дозы наркотического вещества, чем в начале заболевания, потому что при систематическом употреблении его наступает устойчивость организма к яду (развивается толерантность).

Пятая фаза — психосоциальная деградация личности. Она наступает при систематическом и длительном приеме наркотических веществ и включает эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.

Эмоциональная деградация заключается в ослаблении, а затем полном исчезновении наиболее сложных и тонких эмоций, в эмоциональной неустойчивости, проявляющейся в резких и беспричинных колебаниях настроения, а одновременно с этим и в нарастании дисфории — устойчивых нарушений настроения. К ним относятся постоянная озлобленность, подавленность, угнетенность. Волевая деградация проявляется в неспособности сделать над собой усилие, довести до конца начатое дело, в быстрой истощаемости намерений и побуждений. У этих больных все мимолетно, и верить их обещаниям и клятвам нельзя (обязательно подведут). Они способны проявить настойчивость только в стремлении раздобыть наркотическое вещество. Это состояние у них носит навязчивый характер. Интеллектуальная деградация проявляется в снижении сообразительности, неспособности сосредоточиться, выделить главное и существенное в разговоре, в забывчивости, в повторении одних и тех же банальных или глупых мыслей, стремлении рассказывать пошлые анекдоты и т.д.

Почему необходимо избавляться от них

Эффективность духовного роста и скорость движения к успеху во многом определяется качеством ежедневно выполняемых дел. Вредные привычки же не дают в полной мере проявить свой потенциал. Они являются блокаторами энергии.

Психологи выделяют 5 причин, почему необходимо избавляться от вредных привычек:

  1. Улучшение физического и ментального здоровья.
  2. Появление свободного времени.
  3. Налаживание отношений с социумом и близкими людьми.
  4. Укрепление силы воли и духа.
  5. Саморазвитие.

Избавиться от вредной привычки – это настоящий подвиг, который укрепляет человека и делает его увереннее. Он начинает чувствовать себя свободнее. Больше ничего не сковывает его, он понимает, что способен на многое. Он живет в ладу с собой и другими.

Главные выводы:

  • Любая привычка пытается дать человеку то, в чем он нуждается – иначе эта привычка не приобретается.
  • Нет «хороших» и «плохих» привычек – есть более или менее «экологичные» варианты.
  • Любая привычка, даже самая «вредная», способна показать, в чем человек нуждается на самом деле.
  • Поняв, в чем человек нуждается, подбираем взамен привычки более «экологичный» вариант действий!

Конечно, мы все очень разные! Каждый вариант и причина наших привычек по своему уникальны и зачастую требуют работы в паре со специалистом. Но основной алгоритм всегда один! Поэтому — изучайте ваши привычки, «разговаривайте» с ними, познавайте, что хочет ваше тело и душа, и мир вокруг вас заиграет новыми прекрасными красками!

Ваш Николай Демин

Как избавиться от вредных привычек (пошаговая инструкция)

После того, как мы разобрались с основными аспектами, можно перейти к тому, как избавиться от вредных привычек. Психологи предлагают пошаговую инструкцию.

Шаг 1. Осознание и принятие своих негативных привычек

Если человек отвергает наличие в себе определенных качеств, то он не будет с ними бороться. Проблема не будет решена, и жизнь не изменится. Именно поэтому необходимо начать с того, чтобы заметить в своих действиях и словах определенные мотивы.

Для того, чтобы выявить модели поведения, мешающие коммуникации, старайтесь в течение недели фиксировать в памяти или записывать в дневник, что вы делали. Не упускайте из виду мелочи и неважные детали, ведь именно они могут являться негативной привычкой. Здесь важно не заниматься самообманом, записывайте как есть.

После этой недели, внимательно прочитайте записанное. Проведите самоанализ, выделите красным обнаруженные привычки. Затем выпишите их списком, чтобы лучше понимать с чем придется работать. После списка напишите: я осознаю и принимаю свои негативные привычки.

Шаг 2. Прощение себя

После того, как вы осознали негативные стороны, может включиться механизм обвинения себя. Не допускайте появления поглощающего чувства вины. Если вы начнете себя винить за эти привычки, то потратите много сил и энергии. Лучше написать 10 раз слова прощения себя.

Текст может быть следующий: Я принимаю, что в моем поведении есть негативные шаблоны. Я осознал(а) их и прощаю себя за проявленные слабости. Я говорю себе спасибо, что теперь я могу измениться в лучшую сторону.

Шаг 3. Намеренное избегание пускового механизма привычки первое время

Обычно привычка запускается во определенные моменты, которые необходимо отследить. Например, перед сном человек начинает вспоминать давно произошедшие ситуации и начинает корить себя. В результате он не может уснуть.

Пусковой механизм здесь – это подготовка ко сну. Попробуйте изменить действия, которые вы обычно делаете перед тем, как лечь спать. Почитайте книгу и думайте потом о ней, либо благодарите за сегодняшний день. Так вы отучитесь от этого занятия.

Шаг 4. Следование определенному методу избавления от привычки

После того, как подготовительный этап пройден необходимо переходить к избавлению от привычки. Для этого необходимо подобрать способ, который будет подходить вам. Не бойтесь экспериментировать. Но помните, что у каждого человека уходит разное количество времени, поэтому не нужно сразу делать вывод, что методика неэффективная. Минимальное тестирование для способа должно составлять не меньше одного дня.

Какие есть техники избавления от вредных привычек

Вы можете использовать все приведенные ниже техники вместе, чтобы добиться максимального результата. Также можно выбирать понравившиеся варианты и комбинировать их. Главное, чтобы был результат.

Вариант 1. «Живу одним днем или я сорвусь завтра»

Постарайтесь жить одним днем. Каждый день просыпаясь вы даете себе снова обещание, что не вернетесь к прежней привычке. Если вы чувствуете, что хотите вновь вернуться к вредной привычке, то скажите, что нарушите свое обещание завтра. Так вы будете постоянно откладывать это действие, и вскоре забудете о привычке.

Вариант 2. Замена негативной привычки на позитивную

Постарайтесь заменить отрицательную привычку на позитивную. Например, если раньше вы начинали день с сигареты, то теперь попробуйте утром выпивать стакан чистой воды или выходить на прогулку.

Вариант 3. Техника 6+1

6 дней вы придерживаетесь данного себе обещания, а в один день можете позволить себе все, что хотите.

Вариант 4. Метод «Отпускаю и забываю»

Каждый раз, когда появляется желание, необходимо говорить 10 раз: С любовью и радостью я отпускаю негативную привычку. Я становлюсь лучше, здоровее и красивее. Это напоминает аффирмации, и позволяет изменить отношение.

Вариант 5. Практика «Слив сознания»

Заведите специальную тетрадь, в которую будете записывать собственные ощущения при отказе от привычного действия. Вы можете писать, что вы чувствовали раньше. Если привычка связана с критикой других, завистью или осуждением, то тогда напишите, что думаете на бумаге. Это поможет снять психологическое напряжение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]