Трусость – это понятие, имеющее негативную общественную оценку, подразумевающую отсутствие у человека душевной силы, чтобы выполнить необходимые действия или решения, выдерживать стойкую позицию в ситуации переживания эмоционального страха и экстремальных происшествий. Трусость, как качество личности не представляет собой понятие синонимичное страху, поскольку страх и ужас служат механизмами выживания, ориентации в окружающем мире, они природны и закономерны, при этом человек сохраняет направление движения. Страх корректирует действия, заставляет быть внимательнее, учитывать больше различных особенностей, возможно, менять стратегию достижения. Трусость лишает способности воспринимать ситуацию объективно и останавливает всякую деятельность человека. Обычно движение вперед у людей с преобладанием трусости имеет принудительный характер, ведь во многих ситуациях они останавливают не только собственное движение вперед, но и движение всего коллектива.
Все проявляют трусость, но те, у кого данная черта становится ведущей, называются трусами. Бороться с подобными реакциями усилием воли бесполезно, возможно только развивать собственную смелость, как качество, противоположное трусости.
Чем отличается трусость от страха?
Страх
— это боязнь человека, эмоция, которая возникает в трудной ситуации, но ее можно перебороть.
Трусость
— это немного другая эмоция. … Трусливый человек замыкается в себе и не делает попыток, чтобы что-то изменить.
Интересные материалы:
Ps4 как посмотреть сколько играл в игру? С какой видеокартой брать ноутбук для игр? Сколько арбитров судят игру футбол? Сколько будут стоить игры на пс5? Сколько длилась самая долгая игра в шахматы? Сколько длится игра по волейболу? Сколько должно быть FPS для комфортной игры? Сколько должно быть шашек в игре? Сколько гб ОЗУ нужно для игр? Сколько ядер используется в играх?
Что это такое
Определение трусости в любых источниках подразумевает отношение к данному качеству как к слабости, причем слабости осуждаемой, преступной. Объяснимо это тем, что под влиянием эмоций человек способен на любые действия, порой высокая степень трусости может толкать на тяжелые преступления. Выходит, что страх действительно может оказывать сильное стимулирующее действие, но когда в личности есть черта трусости, то это приобретает разрушительные формы.
Рядом с разрушительными формами проявления трусости часто стоит предательство, поскольку, не имея внутренней стойкости, позволяющей противостоять давлению извне, мнение человека будет меняться в угоду обстоятельства с одной лишь целью – избежать личных негативных последствий. Трусость исключает личную ответственность способность рассудительно принимать решения о каких-либо поступках, вся деятельность человека подчинена страху. Особо стоит отметить, что страх может возникать из-за реальной угрозы или надуманных проблем, но переживается человеком одинаково.
Внимательно стоит разграничивать трусость и осторожность, внимательность, аккуратность – временное отступление, выжидание удобного момента не имеют ничего общего с остановленной деятельностью, подразумевая скорее тактику. Трусость не хочет присматриваться и искать пути решения, она не способна выжидать или проявлять внимательность – это яркое инстинктивное чувство, обращающее человека в бег при приближении источника страха.
К трусам в обществе настороженное и презрительное отношение, поскольку надежности от человека ждать не приходится. Они спасаются первыми, оставляя в беде слабых и беспомощных, прибегают к вранью и диверсиям с целью собственной безопасности и выгоды, случается, что из-за страха раскрытия тайны были совершены убийства. Трус ненадежный человек для совместной деятельности или стоящих отношений. Ведь отсутствует главная способность – переработка внутреннего страха.
В нормальной ситуации развития и при гармоничной личности, человек способен перерабатывать собственные переживания, выделять главные ценности на основании моральных норм, этических принципов, а не инстинктивных непосредственных реакций. У труса ограничивающие факторы внутренних принципов отсутствуют, позволяя руководить поведением инстинктам. Многие считают, что трусость это самый страшный порок, спускающий человека до уровня животного, причем варианты сравнений из звериного царства также не вполне лестные, поскольку среди львов, волков, слонов существует тенденция защиты своих сородичей, а не трусливого бегства.
Трусость помогает человеку уходить от решения важных социальных и жизненных задач. Прокрастинация, постоянные увеселительные мероприятия, бесцельное времяпрепровождение –инструменты активности, использование которых организует трусливый уход от столкновения с неприятными, но требующими участия моментами.
Значение
Естественно, почти каждый может дать свое определение. Но нам нужна объективность, поэтому обратимся к толковому словарю. Трус – это «человек, легко поддающийся чувству страха». Замечательное определение, емкое и строго по делу. Действительно, именно страх делает людей трусами. Но загвоздка в том, что бояться совершенно нормально. Через ужас перед чем-то обнаруживает себя инстинкт самосохранения. Значит, дело не в страхе и ужасе, которые возникают. Дело в том, что человек не может контролировать своих эмоций перед лицом опасности. Ему не хватает воли, выдержки, возможно, терпения.
Синонимы
Прервем размышления над явлением чрезмерной боязни перед лицом опасности синонимами к существительному «трус». Список следующий:
- зайчишка;
- заячья душа;
- аника-воин;
- малодушный;
- мокрая курица.
К сожалению, в этот раз никак нельзя порадовать читателя обилием синонимов по теме. Дело еще и в цензуре. Большинство определений, которые напрашиваются, мы не можем здесь разместить по моральным соображениям, ибо они неприличные. Аника-воин – это иносказательное выражение для человека, который хвастается смелостью вдалеке от реальной опасности. Образ уходит своими корнями в русский народный фольклор. Если совсем кратко, суть истории такая: один воин похвалялся своей доблестью и обижал беззащитных. Потом на какой-то дороге он встретил Смерть, и на нее он тоже бросается, не ведая страха. Курносая воина, конечно, побеждает, а тот молит о пощаде, но Смерть его уводит в свое царство. Мораль: быть трусом – это неплохо, по крайней мере, иногда.
Мужество как объект манипуляции
Порой, когда известно, что человек жутко храбрый, хитрые люди могут сыграть на этой его слабости. С одной стороны, мужество – это достоинство, а с другой стороны, когда оно же вырождается в браваду, – недостаток.
Вспомним почти хрестоматийный пример Марти Макфлая, который из части в часть знаменитой киноэпопеи «Назад в будущее» попадался на одном и том же – комплексе неполноценности. Марти боялся, как бы окружающие не подумали, что он трус (значение слова не нуждается в пояснении). Сценаристы заставляли персонажа вновь и вновь проигрывать одну и ту же ситуацию, как умелые терапевты, чтобы герой наконец-то сделал правильный вывод: мнение окружающих – это не самое главное в жизни.
Все хорошо в меру
Наверное, читатель уже подумал, что мы защищаем трусов и их постыдные привычки. Но нет, замысел совсем иной. Последний отражен в названии подзаголовка. На вопрос о том, что такое трус и трусость, ответить можно по-разному. Всем известен классический персонаж, главный герой рассказа «Человек в футляре», который тотально боялся жизни, любого ее проявления. А знаменитая фраза «Как бы чего не вышло» стала настоящим девизом. А затем условный футляр стал вполне реальным. Такое явление даже сложно назвать трусостью. У героя А. П. Чехова просто душа онемела от страха – это одна крайность. Другая крайность – это когда человек бросается во все тяжкие, не задумываясь о последствиях.
Например, может быть и так, что человеком манипулируют другие люди в своих интересах. Зная о склонности к браваде, можно навлечь на голову «храбреца» неприятности, а самому остаться в стороне. Когда смельчак осознает, что его подставили, будет уже поздно. И таких историй сколько угодно. Одно дело – осторожность, и совсем другое – трусость и трус, определение последней характеристики человека уже давалось нами чуть раньше. Когда говорят о первом качестве, как правило, хвалят человека, а когда о втором – ругают. Но субъективно как трусость, так и осторожность питаются из одного источника – инстинкта самосохранения, то есть страха. Другими словами, трусость – это номинально подло и низко, но судить кого-то за малодушие, не зная подробностей, не стоит. Страх – вполне естественная реакция, хоть она и общественно осуждаема.
Проблема человеческой трусости
Проблематика такого проявления, как трусость насчитывает многовековую историю философских и военных споров, этот вопрос поднимался еще Сократом. К сожалению, нет единого четкого понимания, что же представляет собой трусость, несмотря на довольно четкое определение данного слова. Сейчас в каждой отдельно взятой социальной группе существует свое понимание, кто из них трус и связано это не с подменой понятий, просто для одних это тот, кто быстро не принимает решения, для других мать, не вступившаяся за сына, а для третьих предатель родины. Различные категории ценностей и общекультурный уровень социума определяет и трусов.
В военное время отношение к трусам было довольно резкое – их могли казнить или пожизненно лишить свободы. Смысл подобного заключался в том, чтобы обезопасить основную часть населения, ведь в условиях войны неустойчивость внутренних сил одного человека могут стоить миллионы жизней и свободы целой нации. Менее острые наказания, но обязательно присутствующие есть в каждом обществе и в любое время – это необходимость, которая обеспечивает защиту всех особей. Это искусственный, выработанный тысячелетиями механизм, направленный на выживание вида. Наказание за трусость есть на всех континентах, независимо от того высокотехнологична ли нация в своем развитии или это племя, лишенное связи с цивилизацией.
Трусость это исключительно человеческая проблема, поскольку в проявлении животного мира такое отсутствует. Механизм, регулирующий существование вида заставляет животных при приближении опасности в первую очередь оповестить своих сородичей, несмотря на привлечение внимания к себе и рискуя жизнью.
Чем больше возможностей получает человек для отдельного существования, тем выше вероятность развития трусости в обществе. Никто не заботится об общем благополучии, поскольку оно не отражается на индивидуальном, и смысл находится исключительно в сохранении своего положения. Эта тенденция делает понятие трусости более размытым, но не отменяет презрительно отношения общественности к проявлениям душевной слабости. Первоначально трусами назывались дезертиры и военные предатели, те, кто не хотели идти на охоту и рисковать жизнью для пропитания племени, то есть трусы – те, кто непосредственно угрожают жизни сразу многих людей. Эта память о недопустимости трусливого поведения закрепляется на генетическом уровне, только вот проявления этого качества становятся совершенно иными в современном обществе.
Все больший акцент в мирное время делается на моральной стороне процесса трусости, то есть это уже не отсутствие активных действий, а уход от разговора, неспособность принять на себя ответственность, изменение жизни кардинальным образом. Даже простая встреча может проявить труса, например тем, что он на нее не придет, узнав, что будут обсуждаться важные вещи. Личностная незрелость становится причиной все большего проявления моральной трусости у человека – люди отказываются от детей, бросают семьи из-за страха ответственности, допускают критические ошибки или прогуливают перспективную работу, боясь дальнейшего повышения ответственности.
Проблема человеческой трусости остается актуальной и видоизменяется вместе с социальными реструктуризациями основных общественных моделей взаимодействия и непосредственной реальной гражданской ситуации. Нельзя принимать за точку отсчета те примеры, которые говорили о трусости несколько веков назад, ведь возможно сейчас просто нет условий для проявления, зато появились другие и существует необходимость создавать новые критерии.
Желание жить и трусость
Разве можно упрекать человека в том, что он хочет жить? Да, Фрейд в тяжелую пору своей жизни изобрел или придумал теорию о том, что в организме действуют две силы – эрос и танатос. И каждая из них одинакова по своим правам, более того, танатос даже энергичнее, ибо всякая жизнь заканчивается смертью. А предельный вывод родоначальника психоанализа такой: живое стремится к смерти. Но реальная практика посыла не подтверждает, а напротив, опровергает: биологическое всегда хочет жить.
Помните замечательный эпизод фильма «Храброе сердце» (1995), когда У. Уоллес уговаривает драться с англичанами, а ему отвечают, что если они сейчас убегут, то будут жить? Военачальник признает справедливость этих слов, но противопоставляет образ тихой, скучной старости образу героической гибели в бою за свободу. И те, кто еще какое-то время назад трусил, с энтузиазмом бросаются в схватку. Кто-то скажет, что это, мол, Голливуд. Все уходит во внешний эффект. Но ведь каким-то образом люди воодушевлялись? А битв без жертв не бывает. Значит, человек не столько боится умереть, сколько того, что смерть его будет бессмысленна. Если того же самого опасается мужчина, то можно ли считать его трусом? Это открытый вопрос.