Корпоративные споры. ТОП-7 причин и способов избежать

Всякая беседа предполагает общение нескольких человек, каждый из которых имеет своё собственное представление по обсуждаемой теме. Часто мнение людей по поводу тех или иных вопросов не совпадают. Такое общение может стать причиной спора. При этом спор нескольких человек не означает завершение беседы конфликтом. Просто, каждый из участников беседы остаётся при своём мнении.

Но случаются и такие споры, которые заканчиваются конфликтом, отягчённым взаимной обидой и оскорблениями. Как не стать участником такого спора. Ведь для многих людей спор является приемлемой частью общения, когда можно выяснить суть вопроса с другими людьми, высказать собственную точку зрения по этому поводу.

Чтобы не оказаться в водовороте конфликта, вызванного спором, важно понимать необходимость данного спора для самого себя.

Спор – что это?

Во время взаимоотношений между людьми может сложиться ситуация, когда общая интересующая их тема вызывает неоднозначную реакцию. На нее у разных сторон появляются взгляды, которые отличаются от других. Уверенный в своей правоте оппонент начинает отстаивать свою точку зрения. Спор это аргументированное обсуждение предмета, по которому возникли разногласия сторон. Он отличается от простого диалога следующими чертами:

  • наличием столкновения противоположных мнений;
  • нежеланием принять доводы оппонента;
  • осознанным желанием идти на конфликт;
  • стремлением любой ценой доказать свою правоту.

Зачем люди спорят?

Спорящий человек осознанно или нет ставит перед собой определенные цели. Причины спора могут быть следующими:

  1. Чтобы установить истину. Такой спор считается высшей формой его проявления. При определенных условиях он может принести удовольствие. Во время словесного противостояния оппоненты могут проявить лучшие качества своего ума.
  2. Чтобы убедить своего противника. Одна сторона искренне убеждена в своей правоте. Она думает, что если убедит оппонента в этом, то принесет ему благо. Другой случай связан с желанием обмануть собеседника. Визави сам не верит в то, в чем стремится убедить противника.
  3. Чтобы достигнуть победы над оппонентом. Что такое спор в этом случае, как не самоутверждение над другим человеком. Выигрыш приносит чувство ложного самоудовлетворения и тщеславия. Он поднимает значимость самого себя в собственных глазах.
  4. Чтобы просто поспорить. Есть такая категория людей, которые любят задевать других. Спор здесь выступает как дополнительная возможность «выпустить пар». Спорящий человек не знает, как использовать свою энергию на созидательную деятельность.


Спор

Настойчивое желание изменить другого

Большинство людей склонны считать, будто проблема в их партнере: по их мнению, если они смогут заставить их измениться, им обоим станет гораздо лучше. Поэтому основное внимание уделяется тому, чтобы подтолкнуть другого к изменениям — «Тебе нужно контролировать себя», «Перестань быть неряхой» и так далее.

Несмотря на то что опасения могут быть обоснованы, все это часто теряется в пылу спора. Другой человек лишь слышит критику в свой адрес, чувствуя, как на него оказывают давление. Не заставляйте силой: попытайтесь рационально поговорить о том, каким хотите видеть своего партнера, подобрав для беседы подходящее время.

Виды спора

Столкновения различных мнений могут проходить в нескольких формах. Различают следующие типы спора:

  1. Дискуссия. Ее целью ставится нахождение приемлемого решения спорного вопроса путем сопоставления различных мнений по теме.
  2. Диспут. Он готовится заранее и проводится по ранее установленным правилам. Выбираются распространенные для обсуждений темы из научной, социальной общественно острой, морально-этической области.
  3. Дебаты (прения). Они возникают в ходе обсуждения центрального вопроса на заседаниях определенного сообщества людей.
  4. Спор-эклектика. Отличается от других видов спора возможностью применения не совсем корректных приемов.
  5. Спор-полемика. Обсуждение проблем происходит в острой форме как очно, так и заочно. Особенностью данного типа спора является борьба принципиально противоположных взглядов.
  6. Спор-софистика. Это спор с применением метода подмены понятий. В ходе рассуждений законы логики используются для обмана собеседника.

См. также: ГОРДОСТЬ — что это. Положительные и отрицательные стороны

Спор-дискуссия

В публичной сфере проводится под руководством специально назначенного ведущего, который направляет ход мероприятия в нужное русло. Суть дискуссии заключается в обсуждении мнений с целью нахождения приемлемого результата. В конце этого действия взгляды собравшихся на рассматриваемую тему могут оставаться неизменными. Однако при вынесении финального заключения они могут быть учтены. В процессе проведения дискуссии допускаются только корректные приемы. Мероприятие достигнет успеха, если все участники согласятся с достигнутым результатом.

Спор-полемика

Это слово в греческом языке означает «воинственный». Образно говоря, вступать в полемику значит объявлять войну своему оппоненту. Ее цель – всяческими способами отстоять свою правильную позицию и уничтожить ложные взгляды оппонента. Вопросы, выносимые на баталии этого вида спора, могут быть философской, политической, оценочно художественной направленности. Можно привести ряд примеров современной полемики:

  • телевизионные ток-шоу;
  • комментарии к острым статьям и публикациям;
  • обсуждения тем на форумах и в блогах.

Спор-эклектика

Этот термин обозначает искусственное смешение разнородных идей, смыслов, понятий. Между собой они никак не связаны, а в некоторых случаях могут быть прямо противоположны. Отстаивание своего мнения при помощи эклектики подразумевает «закидывание» оппонента массой бессмысленных доводов, один из которых может тут же опровергать предшествующий аргумент. В этом виде спора главное – напор и натиск аргументации. Противник должен стушеваться и потерять смысл своих доводов в потоке бессмыслицы, обрушившейся на него со стороны оппонента.

Спор-софистика

В его основе лежит умение рассуждать во вред смыслу. В этом типе спора главное выстроить логически правильную цепочку аргументов и убедительно ее подать. Аргументированность и убедительность – основные уловки спора софистов. Законы логики здесь призваны запутать оппонента при помощи подмены смыслов и понятий известных терминов. В итоге, говоря правильными словами, спорщик-софист может дать прямо противоположные смыслы и перевернуть содержание сказанного «с ног на голову». При помощи логической уловки за истину он выдает умышленно искаженное ошибочное рассуждение.

Ставлю на Луну!


0
В 1960 году англичанин по имени Дэвид Трелфол зашел в букмекерскую контору с целью заработать «на грош пятаков» другими словами, поставить сравнительно небольшую сумму на рискованное, но имеющее хотя бы маленький шанс на выигрыш (и, как следствие, приличные дивиденды) предприятие. Англичане обожают биться об заклад. В списке пари, которые можно было заключить с конторой, значились такие невероятные вещи как вероятность того, что в ближайшем будущем люди научатся превращать воду в вино, создание антигравитации и многое другое. А Дэвиду больше всего понравилось пари, по условиям которого люди в ближайшие 10 лет высадятся на Луну. Ставка была очень привлекательна – 1 к 1000, и Дэвид смело поставил на эту возможность 10 фунтов стерлингов. Через 9 лет, как раз в тот момент, когда Нил Армстронг, стоя на поверхности спутника нашей планеты, произносил свои исторические слова, букмекер, горестно вздыхая, выплачивал счастливчику Дэвиду 10 тысяч фунтов, на которые был тут же куплен шикарный спортивный автомобиль. Но добра без худа не бывает. Не проездив и года, Дэвид Трелфол насмерть разбился в своем спортивном автомобиле.

×

Стадии спора

Специалисты в области риторики выделяют пять ярко выраженных этапов этого процесса:

  1. Стадия конфронтации. Здесь идет выяснение степени несовпадения взглядов на предмет спора, начинается первоначальное столкновение мнений.
  2. Стадия открытия. Этот период характеризуется распределением ролей на оппонента и пропонента (атакующего и защитника).
  3. Стадия аргументации. Это время активной защиты своей позиции. Ведущую роль тут играет пропонент.
  4. Стадия критики. Если оппонент не согласен с доводами пропонента, он начинает приводить контраргументы и критиковать позицию защитника.
  5. Заключительная стадия. Идет оценка уровня дискуссии двух сторон. Выносится решение спора в пользу победившего участника.

Как вести спор?

Психологи советуют избегать споров по любому поводу. Если образование спора миновать не удается, необходимо знать, как его вести:

  1. Не нужно специально провоцировать обострение ситуации.
  2. Рекомендуется узнать подробнее мнение собеседника по предмету спора.
  3. Дать понять оппоненту, что его взгляды уважаются.
  4. В процессе спора необходимо выдерживать сдержанный стиль поведения.
  5. При ведении дискуссии полезно давать точные и однозначные определения.
  6. Когда победа одержана, нужно поблагодарить оппонента за достойную борьбу. Ни в коем случае нельзя гордиться напоказ выигрышем и унижать соперника.

См. также: ХАРИЗМА — что это простыми словами. Развитие харизмы

Правила спора

Если этот процесс не контролировать, он может создать конфликтную ситуацию. Есть вероятность разрушить гармонию межличностных взаимоотношений и оставить неприятный осадок в душе. Искусство спора основывается на определенных правилах:

  1. Нужно избегать провокационных фраз типа «Ты не прав». Это прямой посыл к некомпетентности оппонента. Он унижает самолюбие человека.
  2. Рекомендуется сначала выслушать другую точку зрения. Нужно дать человеку высказаться, не перебивая его.
  3. При самой убедительной аргументации можно давать противнику путь для отступления. В противном случае он войдет в открытую конфронтацию.
  4. Рекомендуется категорически избегать прямых оскорблений, сохраняя лицо оппонента. Нужно при любых обстоятельствах постараться остаться в хороших отношениях.
  5. Условия спора должны касаться только предмета расхождения мнений, не затрагивая личности.
  6. Не нужно домысливать и интерпретировать ложные смыслы слов. При возникновении неясностей рекомендуется уточнять у оппонента все непонятные места.

Как победить в споре?

Рекомендуется выстроить определенную тактику, ведущую к победе. Можно использовать следующие аргументы в споре, чтобы победить:

  1. В разговоре располагать свои доводы следует от сильного (он быстрее докажет правоту) к более слабым.
  2. Необходимо сразу предупредить возможные аргументы оппонента. Ему потом нечем будет «крыть».
  3. Защиту своих доводов лучше строить на выявлении неточностей в деталях позиции противоположной стороны.
  4. Будет полезным усилить свою аргументацию третьей стороной.
  5. Бдительность противника можно «усыпить», сказав ему несколько комплиментов.
  6. Нельзя пользоваться «пустыми» аргументами, которые не подкреплены фактами. Что это за спор, если в нем не будет доказательств.
  7. Следует всегда оставлять последнее слово за собой, припрятав в рукаве «козырную карту».
  8. Можно вводить в оборот специальные приемы из психологии общения. Это фразы типа «как хорошо Вам известно».

Небольшой бонус

В заключении хотелось бы обозначить споры, дошедшие до уровня глобального научного сообщества и повлиявшие на жизнь каждого из нас:

  1. Томас Хаксли и Сэмюэл Уилберфорс относительно теории Чарльза Дарвина.
  2. Альфред Вегенер против всех (спор относительно существования одного сверхконтинента Пангея).
  3. Война токов Томаса Эдисона и Николы Тесла (постоянный и переменный ток).

Дейл Карнеги как-то заметил: «Умейте встать на позицию другого человека и понять, что нужно ему, а не вам. С тем, кто сумеет это сделать, будет весь мир». На наш взгляд, опираться на мнение психолога, автора концепции бесконфликтного общения, оратора и педагога – более чем целесообразно. Конечно, мы не будем спорить, если ваша позиция отличается от представленной нами, потому что мы понимаем вас, уважаем вашу точку зрения, принимаем наличие отличающихся взглядов – ведь это и есть залог успеха.

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Платон мне друг, но истина дороже. Кого выбрать: друга или правду?
  • Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть пятая
  • Полемика. Что это и почему нужно ей заниматься?
  • Эристика – наука побеждать в спорах
  • Приемы манипуляции в дискуссии
  • Как погасить жаркий спор
  • Характеристика и типы конфликтной личности
  • Демагогические приемы
  • Как можно переубедить человека
  • Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть седьмая

Ключевые слова:1Коммуникации

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]